Преимущества и недостатки судебных заседаний, проводимых посредством онлайн-систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 16.12.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Ананьева, Ю. Ю. Преимущества и недостатки судебных заседаний, проводимых посредством онлайн-систем / Ю. Ю. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109189/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: судебное заседание, электронное правосудие, видеоконференцсвязь, веб-конференция, онлайн-заседание.

Современные информационные технологии электронного правосудия позволяют разрешать ряд проблем связанных, в том числе, с проблематичностью участия непосредственно в судебном заседании. Онлайн-системы проведения судебных заседаний позволяют обеспечить доступ к правосудию лицам, которые имеют ограниченные возможности здоровья, не имеют возможность явиться в судебное заседание в связи с отдаленностью проживания и пр. В настоящее время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) предусматривают участие лиц посредством двух онлайн-систем: видеоконференцсвязи (далее — ВКС) и веб-конференции.

Согласно информационной справке Верховного Суда Российской Федерации [4], видеоконференцсвязь — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия трех и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен ауди- и видеоинформацией в реальном времени, с учетом передачи управляющих данных в основном по гарантированным каналам связи.

Согласно данным судебной статистики каждый год доля рассмотренных с использованием ВКС гражданских дел вырастает на 40 % [2].

При этом важно отметить, что лицам, участвующим в судебных заседаниях с использованием видеоконференцсвязи, предоставлены необходимые процессуальные гарантии, включая право задавать вопросы другим участникам судебного процесса, давать объяснения суду в устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Суд, рассматривающий дело, может заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, а также оценить письменные доказательства, иные документы и материалы. «Фактически такое участие приравнено к личному участию в судебном заседании» [3, с. 300].

В свою очередь система веб-конференции более новая в системе электронного правосудия. В данном случае традиционное взаимодействие в судебном заседании при видеоконференцсвязи «суд-суд» меняется на «суд-офис/дом», т. к. лицо может принять участие в судебном заседании с использованием личного компьютера и доступа к сети «Интернет» в режиме онлайн.

Период карантина послужил толчком к рассмотрению дел в системе веб-конференции. Однако участвующие в деле лица отзывались неоднозначно об онлайн-заседаниях такого рода. Адвокат Владимир Беляев о заседании, в котором адвокат был подключен через «Skype» отозвался так: «Это профанация правосудия. Официальная процедура ВКС организует, дисциплинирует суд. Условности, как этикет, понуждают судей к соблюдению правил — а тут какая-то формальность для галочки» [1]. Для первой инстанции такой формат проведения судебного заседания является критическим, т. к. производство допросов, заявление ходатайств и исследование доказательств требует личного присутствия.

Здесь мы видим очевидный недостаток веб-конференции, представляется, что в онлайн-заседании могут быть упущены определенные существенные моменты, которые могут повлиять на дальнейших ход дела.

С внесения поправок в АПК РФ и ГПК РФ положений о возможности проведения судебных заседаний посредством веб-конференции в 2020 году, прошло несколько лет, но процессуальное законодательство не содержит правил проведения судебных заседаний с использованием такой системы, в связи с чем возникают следующие вопросы:

1) идентификации личности и удостоверении их полномочий;

2) представление новых доказательств в судебном разбирательстве;

3) порядок действий при технических проблемах.

Рассмотрим выявленные проблемы более подробно.

Касаемо первого вопроса, то в абз. 2 п. 1 ст. 155.2 ГПК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 153. АПК РФ закреплены нормы об установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующих в судебном заседании путем использования системы веб-конференции с использованием единой биометрической системы. Единая биометрическая система вместе с логином и паролем от Госуслуг позволяет идентифицировать личность лица при предоставлении государственных и коммерческих услуг. Поэтому, можно сказать, что на данный момент вопрос идентификации лица, участвующего в деле, законодательно решен.

Вопрос относительно рассмотрения доказательств в онлайн-заседаниях требует также определенного внимания. Не во всех онлайн-заседаниях суд исследует доказательства по делу и решает вопрос об их достоверности. В тех же где, данные процедуры происходят, должны быть обеспечены гарантии процессуальных прав сторон участвовать в этой процедуре и сообщать суду свои соображения и доводы по поводу достоверности каждого из доказательств в том же объеме, что и в очном заседании.

Правила представления и исследования доказательств в системе видеоконференцсвязи должны применяться при проведении судебного заседания посредством систем веб-конференции на основании аналогии закона постольку, поскольку это возможно с учетом различий в проведении заседания посредством систем веб-конференции и видео-конференц-связи, одним из которых является отсутствие судьи или его помощника в помещении, из которого ведет трансляцию лицо, представляющее доказательство.

В случаях, когда в онлайн-заседании сторона предъявляет документы, которые в деле отсутствуют, с учетом возможной мгновенной передачи в рамках веб-конференции электронных копий документов суду, их исследование в ходе веб-конференции с использованием документ-камеры или иного подобного оборудования должно быть допустимым, при условии, что не возражает другая сторона, а суд не требует непосредственного представления ему оригинала.

У стороны может быть копия такого документа, либо документ ей знаком из публичных источников, либо документ невелик по объему и сторона готова с ним ознакомиться немедленно, или документ, по мнению другой стороны, является неотносимым — во всех этих случаях другая сторона может согласиться с представлением в дело нового документа, а рассмотрение дела по существу в режиме веб-конференции может продолжаться.

На основании вышеизложенного предлагаем изложить ст. 181 ГПК РФ в следующей редакции:

«Письменные доказательства или протоколы их осмотра, составленные в случаях, предусмотренных статьями 62, 64, пунктом 10 части первой статьи 150 настоящего Кодекса, оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам, специалистам, в том числе, при использовании системы видеоконференцсвязи или веб-конференции с использованием документ-камеры или иного оборудования, позволяющего изучить доказательства лицами, участвующими в деле, при условии отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле. После этого лица, участвующие в деле, могут дать объяснения».

А также дополнить статью 162 АПК РФ следующим пунктом:

«Исследование письменных доказательств производится путем видеоконференцсвязи или веб-конференции с использованием документ-камеры или иного оборудования, позволяющего изучить доказательства лицами, участвующими в деле, при условии отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле».

Во время онлайн-заседания не исключены технические неполадки. Так, И. К. Лясковский исследовал вопрос о том, как соотносится презумпция причин неявки в заседании посредством веб-конференции с общим правилом, установленным процессуальными цивилистическими кодексами. По его мнению, если лицо, ходатайствующее о проведении заседания в онлайн формате, впоследствии не является на него, то суд должен предположить о наличии у такого лица объективных препятствий к участию в онлайн-заседании [5, с. 48].

Видится возможным внесение нормы в ГПК РФ, содержащей положение о том, что при наличии технических сбоев, существенно препятствующих участию посредством веб-конференции лица, участвующего в деле, в судебном заседании, причина неявки признается судом уважительной, суд откладывает судебное разбирательство.

Литература:

1. ВКС «По упрощёнке». — Текст: электронный // Адвокатская улица: [сайт]. — URL: https://advstreet.ru/article/vks-po-uproshchyenke/ (дата обращения: 14.12.2023).

2. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. — Текст: электронный // Адвокатская улица: [сайт]. — URL: https://advstreet.ru/article/vks-po-uproshchyenke/ (дата обращения: 14.12.2023).

3. Волеводз А. Г. Обеспечение права на защиту при проведении процессуальных действий с использованием средств видеоконференцсвязи: правовые позиции Европейского Суда по правам человека / А. Г. Волеводз. — Текст: непосредственный // Библиотека криминалиста. — 2017. — № 3 (33). — С. 294–303.

4. Информация Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2020 «Верховный Суд России внедряет новый вид судебного производства» // СПС Гарант, 2020.

5. Лясковский, И. К. Последствия «неявки» участника гражданского процесса в онлайн-заседание / И. К. Лясковский. — Текст: непосредственный // Арбитражный и гражданский процесс. — 2020. — № 10. — С. 46–50.

Основные термины (генерируются автоматически): судебное заседание, АПК РФ, дело, РФ, система веб-конференции, лицо, Российская Федерация, суд, судебное разбирательство, электронное правосудие.


Похожие статьи

Задать вопрос