Правовой статус работников госкорпораций и госслужащих: нормы и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 16.12.2023

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Л. А. Правовой статус работников госкорпораций и госслужащих: нормы и особенности / Л. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109185/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье рассмотрены особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний, а также правовой статус госслужащего.

Ключевые слова: госслужащий, ограничения, трудовой контракт, правовой статус, государство, медицинский контроль, конфиденциальные сведения, госкорпорации.

This article examines the features of labor regulation for employees of state corporations and state-owned companies. The legal status of a civil servant is also considered.

Keywords : civil servant, restrictions, employment contract, legal status, state, medical control, confidential information, state corporations.

Сотрудники госкорпораций, а именно некоммерческих государственных организаций выполняют служебные обязанности на базе действующего законодательства. Правой статус таких работников тесно связан с особенностями правового урегулирования статуса госслужащих. Трудовые отношения работников госкорпораций урегулированы ФЗ-437 от 29.12.2010, а также рядом постановлений и нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые особенности и сравнительные положения федеральных законов и нормативов, используемых для определения правового статуса работников.

Правовой статус госслужащих РФ

Понятие «госслужащий» напрямую связано с гражданами РФ, взявшими на себя ответственность и обязательства по прохождению службы в государственных институтах. Работники на госслужбе исполняют полномочия в органах государственной власти и субъектов РФ на основании действующего федерального закона и Трудового кодекса.

Основные положения правового статуса госслужащих прописаны в ФЗ-79 от 27.07.2007 «О государственной службе в РФ», а также ряде других документов, в том числе внутриведомственного характера.

В первую очередь следует отметить некоторые особенности поступления и принятия гражданина на госслужбу. Действующий Закон о госслужбе определяет широкий перечень довольно жестких ограничений, в том числе по возрасту — до 60 лет. При принятии на госслужбу гражданское лицо заключает специализированный контракт, который может иметь срочный и бессрочный характер действия.

Для примера рассмотрим несколько специфических ограничений, которые не позволяют поступить на госслужбу:

1) Открытая судимость, а также судебные решения (штрафы и ограничения), частичное или полное лишение свободы.

2) Наличие близких родственных связей на госслужбе. Связи первой линии родства могут спровоцировать конфликт интересов, а также ситуации, которые негативно влияют на принятие решений.

3) Официальный отказ от передачи сведений для получения допуска к информации, представляющей государственную тайну.

4) Отказ от гражданства РФ или получение иностранного подданства (госслужащий должен иметь только одно гражданство РФ).

5) Предоставление ошибочных, заведомо ложных сведений, а также непредоставление информации о доходах, имуществе близких родственников первой линии родства.

Разумеется, наниматель вправе отказать специалисту при наличии заболеваний, которые не позволяют выполнять профессиональные обязанности на гражданской службе. В 2023 году все кандидаты на государственную службу обязаны проходить строгий медицинский контроль, получать сертификаты от наркологов, психиатров и прочих специалистов узкого профиля.

При этом оплата труда осуществляется из местного или федерального бюджета на основании установленной тарифной сетки и размера должностного оклада госслужащих. В целом государственные служащие имеют довольно низкий уровень дохода, который частично компенсируется премированием и дополнительными выплатами.

Правовой статус госслужащего неизменно связан с широким перечнем запретов. В частности, госслужащий не имеет права:

— Совмещать госслужбу с другими гражданскими должностями, принимать участие в бизнес-проектах (предпринимательство), приобретать акции, облигации, по которым можно получить доход.

— Выезжать за территорию РФ без официального разрешения, а также за счет финансирования третьих лиц (юрлиц и физлиц).

— Принимать награды, денежные поощрения и ценное имущество от третьих лиц.

— Использовать служебные связи и профессиональные возможности для обогащения или в интересах третьих лиц.

— Недопустимо действовать в интересах любых политических, общественных и прочих объединений.

В данном случае мы рассмотрели лишь часть ограничений, связанных с правовым статусом госслужащего.

Правовой статус работников госкорпораций

Стоит отметить, что госкорпорация относится к понятиям юридического значения, используемого в законодательстве. Термин несет в себе несколько смыслов. Во-первых, речь идет об организации с прямым подчинением государству — Российской Федерации. Во-вторых, государственная корпорация не относится к прямым органам власти, а имеет статус некоммерческой организации, функционирующей в формате акционерного общества.

Обратите внимание, что в госкорпорации 100 % акций принадлежит государству. Данный факт накладывает на корпорацию определенные обязательства, а работники организации получают особый правовой статус (ст. 349.1 Трудового кодекса РФ).

Первое и немаловажное отличие можно заметить в особенностях приема на работу. Так как специалист не соответствует статусу госслужащего, используются общие правила приема, которые соответствуют нормам Трудового кодекса РФ. То есть кандидат обязан предоставить пакет документов в соответствии со статьей 65 ТК РФ.

Работник заключает стандартный трудовой контракт, где указывается испытательный срок (необязательное требование). Сам договор может быть бессрочным или же иметь определенный срок действия.

Касательно обязательств, то можно отметить несколько основных позиций, которые формируются с учетом ст. 349.1 ТК РФ:

1) В обязательном порядке передавать сведения об официальных и неофициальных доходах и ценностях. Проверкам подвергает имущество и доходы близких родственников первой степени родства.

2) Передавать информацию, которая может иметь прямое отношение к личным интересам кандидат на должность. Наличие родственных связей может затруднить выполнение должностных обязанностей.

Все вышеуказанные пункты имеет четкое соответствие с особенностями приема на государственную службу.

Если провести анализ всех положений ст. 349.1 ТК РФ по части правового статуса и ограничений работников госкорпораций, то можно говорить о параллелях с применением статуса госслужащих. В частности, сотрудникам государственных компаний запрещается принимать участие в политических, общественных и религиозных формированиях. Кроме того, работники не вправе принимать материальную помощь, денежные поощрения и подарки от третьих лиц и иностранных государств.

Юристы отмечают, что в некоторых случаях указанное ограничение может толковаться двояко. Дело в том, что ограничение установлено на получение вознаграждений только при исполнении профессиональных обязанностей. То есть в свободное от работы время сотрудник не ограничен нормами и правилами, если они не связаны с его трудовой деятельностью.

Под ограничение подпадает любая предпринимательская деятельность, а также использование служебного положения для личного обогащения, имущества корпорации в личных и нетрудовых целях. Сотрудникам госкорпораций запрещено разглашать конфиденциальные сведения.

Выводы

На основании полученной информации, а также изучения правовых актов, можно сделать обоснованный вывод: правовой статус госслужащих и работников госкорпораций тесно связан, но имеет некоторые отличия. Это объясняется тем фактом, что именно государство принимает непосредственное участие в управлении и организации госкорпораций. При этом последние не относятся к органам федеральной или региональной власти.

Однако работники госкорпораций имеют особый правовой статус, накладывающий ряд жестких ограничений и запретов.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 21.08. 2012 № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  4. Статья: Особенности правового статуса работников государственных корпораций (Кудашкин В. В.) «Журнал российского права», 2011.
  5. Федеральный закон от 7.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц иметь счета (вклады) иностранных банках».
  6. Конституция Российской Федерации.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, правовой статус госслужащего, ТК РФ, госслужба, государство, гражданство РФ, линия родства, ограничение, особенность приема, особый правовой статус, правовой статус, правовой статус госслужащих, работник госкорпораций, Российская Федерация, сотрудник госкорпораций, Трудовой кодекс РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос