Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Володченков, Е. Е. Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации / Е. Е. Володченков, И. Н. Лавриков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109183/ (дата обращения: 07.05.2024).



Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие группы рисков строительные компании считают наиболее значимыми и какие методы для их приведения до уровня приемлемости используют.

Ключевые слова: риск-менеджмент, риск, строительство, кризисные явления.

Строительный процесс всегда осуществляется в условиях неопределенности и риска, так как на ход строительно-монтажных работ воздействуют случайные факторы в течение всего процесса воспроизводства готового продукта, которые в свою очередь имеют многообразную природу.

Можно выделить наиболее значимые факторы риска при производстве строительных работ:

  1. Технические факторы. Низкое качество строительных материалов, деталей и конструкций. Изменение проектной документации в процессе строительства. Поломки техники и выход из строя сетей и коммуникаций.
  2. Технологические факторы. Всевозможные нарушения строительных технологий и связанные с ним переделки и ремонт. Все эти нюансы значительно удлиняют и удорожают процесс.
  3. Организационные факторы. Нарушение обязательств по договорам с контрагентами, в первую очередь с проектно-сметными участками, проблемы с поставками сырья, оборудования и квалифицированного персонала.
  4. Климатические факторы. Сезонные осадки в виде дождя, снега, ураганов и пр. согласно климатическим зонам.
  5. Политические факторы. Смена власти. Барьеры, выстраиваемые местными властями при реализации проектов, коррупционные факторы. Проблема валютных курсов и пр.
  6. Социальные факторы. Невыход рабочих на производство, невыполнение планов, срыв сроков, порча оборудования.
  7. Экономико-финансовые факторы. Неопределенность спроса и предложения на строительную продукцию, неустойчивость производственной и хозяйственной деятельности строительных организаций в результате состояния конъюнктуры рынка строительной продукции. [2, 3]

Разработка системы управления рисками тесно связана с видами строительства, осуществляемыми предприятием, такими как промышленное, гражданское, транспортное и другие. Поскольку каждый тип строительства имеет свои особенности, связанные с определенными рисками, необходимо разрабатывать специализированные стратегии управления рисками для каждого из них. Иными словами, сегментация строительства по различным критериям требует применения конкретных мер по предотвращению потенциальных угроз и управлению рисками.

Проведя анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций в сфере жилищного строительства, осуществляющих основную деятельность на территории Ленинградской и Московской области, Санкт-Петербурга и Москвы, а также предприятий, осуществляющих дорожное строительство, удалось определить какие группы рисков считают наиболее значимыми и какие методы для их приведения до уровня приемлемости используют. [4, 5, 6, 7]

Для анализа были использованы годовые отчеты за периоды 2018–2021 гг. строительных компаний, осуществляющих деятельность под брендом Setl City (ООО «Сэтл Групп»), ЛСР (ПАО «Группа ЛСР»), ПИК (ПАО «ПИК-СЗ»), ГК Автобан (АО «АВТОБАН-Финанс»). По неустановленным причинам после отчетов за 2021 год, компании преимущественно перестали публиковать в годовых отчетах сведения о рисках и работе с ними. Немаловажным моментом является тот факт, что все вышеперечисленные компании являются эмитентами облигаций, обращающих на внутреннем рынке.

Строительные компании, осуществляющие жилищное строительство (далее — Застройщики), как правило указывают, что политика в области управления рисками подразумевает своевременное выявление и предупреждение возможных рисков с целью снижения вероятности и размера потенциальных потерь. Застройщики рассматривают управление рисками как один из важнейших элементов стратегического управления и внутреннего контроля, в ходе которого Общество регулярно выявляет, оценивает и контролирует угрозы и возможности, адаптирует свою деятельность с целью уменьшения вероятности и потенциальных последствий угроз.

ГК Автобан в свою очередь также сообщает о том, что внедряет систему управления риском на всех этапах производства, однако проводит консервативную политику в области управления рисками. Основные методы управления рисками, применяемые Группой Компаний Автобан: отказ от рискованных инвестиций, отказ от ненадежных контрагентов, страхование деятельности, совершенствование систем внутреннего контроля.

Вышеперечисленные организации едины во мнении в части Отраслевых рисков (любые риски которые могут повлиять на работу строительной отрасли, изменения цены продукта и изменения спроса на продукцию) , которые могут увеличить расходы, связанные с обслуживанием долговых обязательств, и ограничить возможности по привлечению кредитно-финансовых ресурсов. Это приведет к тому, что компании будут вынуждены привлекать более дорогие средства для финансирования текущей деятельности, что в целом может негативно повлиять на финансовое положение. Таковыми рисками считают:

— Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые в своей деятельности (увеличение стоимости строительства);

— Риски, связанные с возможным изменением цен на готовую продукцию компаний;

— Сокращение свободных участков для застройки;

— Риск снижения объема спроса на продукцию (этот риск в меньшей степени актуален для предприятий дорожного строительства, как правило потому, что заказчиком является государство, города, муниципалитеты, объявляющие конкурс на строительство, и позволяющие участвовать в государственных/муниципальных закупках на право заключения контрактов)

В работе над данными рисками компании постоянно изучают и проводят мониторинг изменения в законодательстве, заключают долгосрочные контракты на поставку материалов, для фиксирования цен, развивают собственные производственные базы, работают над узнаваемостью бренда, создают условия повышение эффективности управления и контроля затрат, снижения производственных и управленческих издержек.

Следующая группа рисков — Страновые и региональные риски (Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране и регионе присутствия) . Все компании, зарегистрированые на территории РФ, являются налоговыми резидентами, осуществляют основную деятельность на территории Российской Федерации, что в свою очередь может привести к рискам, связанным с изменением общеэкономической и политической ситуации в стране. Компании едины во мнении что данная группа рисков в целом находится вне контроля анализируемых Обществ. После снижения макроэкономических показателей в результате мирового финансового кризиса в 2009 г., в экономике страны наметились позитивные тенденции. Однако события 2014 г. увеличили влияние страновых рисков на деятельность Обществ. Далее значительное влияние оказала пандемия коронавируса, явившаяся новым макроэкономическим шоком не экономической природы. После событий, начавшихся на юго-востоке Украины в феврале 2022 года, макроэкономическая стабильность вновь пошатнулась, и для большинства компаний, и не только строительной отрасли, оказалось непрогнозируемой. В общем случае все компании при возникновении таких рисков планируют по возможности быстро реагировать на возникновение отрицательных и чрезвычайных ситуаций, стремясь минимизировать и снизить негативные воздействия финансового кризиса на результаты своей деятельности. Однако уже сейчас очевидно, что спрос на продукцию и Застройщиков и компаний дорожного строительства имеет определенный спад, который может быть виден на более длинной дистанции.

Следующий тип рисков — Финансовые (Риски, связанные с изменением процентных ставок, увеличением уровня инфляции, курсом обмена валют, в связи с деятельностью по хеджированию вышеуказанных событий) . Для всех компаний оказался неактуальным риск, связанный с изменением курса обмена валют, так как компании не осуществляют экспорт и импорт продукции, обязательства по кредитам/займам, номинированные в иностранной валюте отсутствуют. Валютный риск также тем, что цены на объекты недвижимости компаний устанавливаются в рублях. Однако часть риска не может быть полностью нивелирована, поскольку указанные риски в большей степени находятся вне контроля компаний, а зависят от общеэкономической ситуации в стране.

Инфляционные риски являются самыми существенными для всех компаний, так как эти риски приводят к значительному повышению издержек. Состав мероприятий в случае возникновения инфляционного риска схож:

пересмотреть структуру финансирования; оптимизировать затратную часть деятельности; пересмотреть программы капиталовложений и заимствований; принять меры по повышению оборачиваемости дебиторской задолженности.

Правовые риски (риски, связанные с изменением валютного, налогового, таможенного и иного законодательства) . Для всех компаний эти риски оцениваются как незначительны, не смотря на ужесточение налогового контроля со стороны государства, не однообразность решений гражданских и арбитражных судов и пр. Осуществляют постоянный мониторинг на предмет изменений в законодательстве. Все компании считают себя добросовестными участниками гражданско-правового оборота, поэтому риски считают минимальными.

Риск потери деловой репутации (репутационный риск) — риск возникновения у компании убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования негативного представления о финансовой устойчивости, финансовом положении Общества, качестве его продукции (работ, услуг) или характере его деятельности в целом. Все перечисленные компании считают этот риск минимальным, вследствие того, что, являются социально ответственными, постоянно участвуя и создавая условия, направленные на поддержание различных слоев общества. Все компании имеют высокие рейтинги в Едином реестре застройщиков, имеют огромное количество своевременно сданных объектов, осуществляют своевременные расчёты с кредиторами, подбирают квалифицированный персонал и являются членами реестра системообразующих предприятий. Данный риск считают несущественным.

Стратегический риск (риск связан с ошибками в стратегическом управлении, прежде всего, с возможностью неправильного формулирования целей организации, неверного ресурсного обеспечения их реализации и неверного подхода к управлению риском в целом) . Застройщики наступление данного риска расценивают как незначительное. Способами управления стратегическим риском является анализ отклонений фактических показателей деятельности на строительном рынке от запланированных, реальная оценка перспектив и принятие своевременных и адекватных мер для коррекции стратегии деятельности. Функционирующие элементы стратегического менеджмента, заключающиеся в управлении стратегическим риском, позволяют еще на ранних стадиях выявлять, оценивать и нейтрализовывать неблагоприятные факторы риска. Методом измерения параметров стратегического риска является непрерывный контроль, начиная от этапа разработки стратегии, до этапа ее реализации и анализа результатов. С целью оценки эффективности стратегического управления и выполнения поставленных задач компании холдинга проводят постоянный мониторинг происходящих изменений в строительной отрасли.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что все вышеперечисленные компании в той или иной степени имеют разработанную стратегию риск-менеджмента с отработанными механизма реагирования на кризисные явления. Данный компании не один десяток лет успешно работают на российской строительном рынке, занимают ведущие позиции в различных рейтингах, имеют миллиардные обороты и включены в перечень системообразующих предприятий.

Литература:

  1. Михайлова Н. А. Особенности управления рисками в обеспечении экономической безопасности предприятия. Обеспечение национальной экономической безопасности: новые вызовы и приоритеты: сборник тезисов докладов международной научной конференции / под ред. А. А. Пороховского, С. В. Кайманакова. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 164 с.
  2. Риск-менеджмент в строительстве: монография / О. Е. Астафьева, Н. А. Моисеенко, А. В. Козловский, Т. Ю. Шемякина, В. М. Серов. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 183 с.
  3. Экономическая безопасность организации: монография / К. Б. Беловицкий. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2023. — 183 с.
  4. АО «Автобан-Финанс» // Центр раскрытия корпоративной информации URL: https://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=35670 (дата обращения: 08.11.2023).
  5. ООО «Сэтл Групп» // Центр раскрытия корпоративной информации URL: https://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=7975 (дата обращения: 08.11.2023).
  6. ПАО «Группа ЛСР» // Центр раскрытия корпоративной информации URL: https://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=4834 (дата обращения: 08.11.2023).
  7. ПАО «ПИК СЗ» // Центр раскрытия корпоративной информации URL: https://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=44&type=4&attempt=1 (дата обращения: 08.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): риск, компания, стратегический риск, дорожное строительство, стратегическое управление, строительная отрасль, внутренний контроль, жилищное строительство, основная деятельность, строительная продукция.


Похожие статьи

Задать вопрос