Актуальные вопросы правового регулирования малоформатной торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, С. С. Актуальные вопросы правового регулирования малоформатной торговли / С. С. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109182/ (дата обращения: 05.05.2024).



Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка малоформатной (нестационарной) торговли, что является особенно актуальным в текущих условиях, так как малоформатная торговля зачастую представляет собой единственный канал сбыта продукции производителей потребительских товаров, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Автором отмечается, что в текущих экономических условиях поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих малоформатную торговлю, является важным механизмом, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства, и предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации», направленные на защиту интересов соответствующей категории субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: правовое регулирование, торговля, торговая деятельность, нестационарная торговля, малоформатная торговля.

Согласно пункту 14 части 3 раздела II Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р (далее — Национальный план), предусмотрено увеличение количества нестационарных торговых объектов (далее также — НТО) и торговых мест под них не менее чем на 10 процентов к 2025 году по отношению к 2020 году [1].

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) [2] торговый объект — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о торговле нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Включение в Национальный план положения, предусматривающего увеличение количества НТО и торговых мест под них к 2025 году по отношению к 2020 году не менее чем на 10 процентов, говорит об особом внимании, уделяемом Правительством Российской Федерации развитию малоформатной торговли.

При этом согласно официальным данным Росстата за 2023 год по состоянию на 01.10.2023 в Российской Федерации насчитывалось 170 954 НТО, в то время как по состоянию на 01.01.2023–169 758 НТО [3].

Следовательно, по состоянию на 01.10.2023 по сравнению с 01.01.2023 количество НТО в Российской Федерации увеличилось на 1196 штук.

Указанные обстоятельства говорят о том, что количество НТО в Российской Федерации растет, обороты товаров, приобретаемых потребителями через НТО, увеличиваются, а сфера малоформатной торговли находится в стадии развития.

Учитывая изложенное, в настоящей статье предлагается рассмотреть правовое регулирование малоформатной (нестационарной) торговли и определить перспективные направления его развития.

Как указано выше, общее понятие торгового объекта и понятие нестационарного торгового объекта определены статьей 2 Закона о торговле.

При этом статьей 10 Закона о торговле предусмотрены особенности размещения НТО. Основными требованиями, предъявляемыми Законом о торговле к размещению НТО, по нашему мнению, являются следующие:

  1. Размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
  2. Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  3. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  4. Схемой размещения НТО должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества НТО.

Во исполнение приведенных положений Закона о торговле постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов [4].

Считаем необходимым отметить приведенное положение статьи 10 Закона о торговле, согласно которому схема размещения НТО должна включать не менее чем шестьдесят процентов НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества НТО, поскольку оно говорит о большом внимании, уделяемом законодателем сфере нестационарной торговли, как механизму развития малого и среднего предпринимательства.

Как правило, крупные торговые сети неохотно осуществляют закупки товаров у производителей, относящихся к малому и среднему предпринимательству, так как последние не могут удовлетворить потребности торговых сетей в больших объемах поставляемых товаров и обеспечить оперативные поставки товаров в объемах, требующихся торговой сети.

В связи с этим зачастую малоформатная торговля представляет собой единственный канал сбыта продукции малых и средних предпринимателей, что по сути означает, что без малоформатной торговли последние не смогли бы существовать.

При этом развитие малоформатной торговли способствует также увеличению ассортимента товаров для граждан, особенно товаров, относящихся к народным промыслам, которые зачастую отсутствуют в крупных торговых сетях.

Соответственно, развитие малоформатной торговли необходимо как малому и среднему предпринимательству, так и гражданам для обеспечения доступа к широкому ассортименту различных товаров.

В связи с указанными обстоятельствами приведенное положение Национального плана заслуживает одобрения и поддержки.

При этом субъектам малоформатной торговли затруднительно конкурировать с крупными торговыми сетями, так как последние в силу своей рыночной власти, узнаваемости в среде потребителей, возможности предлагать потребителям товары по более низким ценам имеют ряд значительных конкурентных преимуществ по сравнению с малоформатной торговлей.

Указанные обстоятельства говорят о том, что сфера малоформатной торговли нуждается в поддержке со стороны государства, поскольку при иных обстоятельствах соответствующие субъекты хозяйствования могут не выдержать конкуренции с крупными торговыми сетями, что будет вызывать у них постоянные экономические затруднения и может в отдельных случаях приводить к банкротству.

В связи с изложенным считаем необходимым рассмотреть также меры, принимаемые Правительством Российской Федерации для поддержки субъектов малоформатной торговли.

Так, пунктом 1 Приложения № 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление № 353) [5] установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу Постановления № 353 по 31.12.2026.

При этом согласно пункту 4 Приложения № 15 к Постановлению № 353 сроки, на которые продлеваются договоры и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Приведенное положение пункта 1 Приложения № 15 к Постановлению № 353 направлено на обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих малоформатную торговлю.

Поскольку в случае отсутствия у предпринимателя уверенности в том, что с ним не расторгнут договор на размещение НТО, возникает вероятность отказа предпринимателя от инвестирования в организацию соответствующего бизнеса, и в целом понижается привлекательность осуществления малоформатной торговли, Правительством Российской Федерации в целях поддержки предпринимателей в текущих экономических условиях путем издания Постановления № 353 предоставлена возможность продления сроков действия договоров на размещение НТО на срок до 7 лет.

Вместе с тем конкретные сроки продления действия договоров устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подобная ситуация приводит к тому, что, несмотря на наличие в Постановлении № 353 указания на возможность продления сроков действия договоров на размещение НТО на срок до 7 лет, органами власти субъектов Российской Федерации принимаются акты, которыми предусмотрены меньшие сроки продления действия данных договоров.

Например, в силу подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2022 № 934-ПП «Об особенностях разрешительных режимов в сфере торговли на территории Свердловской области в 2022 и 2023 годах» на территории Свердловской области на 2 года без проведения торгов продлеваются сроки действия договоров на размещение НТО [6].

Таким образом, хотя Постановление № 353 говорит о возможности продления сроков действия договоров на размещение НТО на срок до 7 лет, нормативным правовым актом Свердловской области предусмотрено продление сроков действия данных договоров только на 2 года.

Подобные обстоятельства могут приводить к тому, что цели поддержки хозяйствующих субъектов, определенные Постановлением № 353, не достигаются на практике.

Учитывая изложенное, а также заявленную в Национальном плане цель по увеличению количества НТО и торговых мест под них к 2025 году по отношению к 2020 году не менее чем на 10 процентов, по нашему мнению, целесообразно внести в Постановление № 353 изменения, устанавливающие возможность продления сроков размещения НТО не на срок до 7 лет, а на семилетний срок.

Подобные нововведения в Постановление № 353 устранят ситуацию, при которой нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации будут устанавливаться сроки продления действия договоров на размещение НТО меньше сроков, предусмотренных Постановлением № 353, что в свою очередь окажет существенную поддержку предпринимателям, осуществляющим малоформатную торговлю, и обеспечит продление функционирования соответствующих торговых объектов на 7 лет.

Полагаем, что подобные поправки к Постановлению № 353 будут являться существенной мерой поддержки малого и среднего бизнеса, занятого в сфере малоформатной торговли, что будет способствовать достижению целей, установленных Национальным планом.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р (ред. от 21.08.2023) <Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы> // «Собрание законодательства РФ», 13.09.2021, № 37, ст. 6553.
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2010, № 1, ст. 2.
  3. Розничная торговля и общественное питание // Официальный сайт Росстата // https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 (ред. от 02.09.2022) «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, № 40, ст. 5097.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 (ред. от 10.10.2023) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 21.03.2022, № 12, ст. 1839.
  6. Постановление Правительства Свердловской области от 27.12.2022 № 934-ПП «Об особенностях разрешительных режимов в сфере торговли на территории Свердловской области в 2022 и 2023 годах» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600202212280005.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, малоформатная торговля, схема размещения, Национальный план, Свердловская область, торговая деятельность, возможность продления сроков действия договоров, государственная собственность, Постановление, субъект малого.


Ключевые слова

торговля, правовое регулирование, торговая деятельность, нестационарная торговля, малоформатная торговля

Похожие статьи

Задать вопрос