Хранение габаритных вещественных доказательств: основные проблемы правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 14.12.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Аршинская, В. В. Хранение габаритных вещественных доказательств: основные проблемы правового регулирования / В. В. Аршинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109112/ (дата обращения: 08.05.2024).



В данной статье мы рассмотрели правовые и организационные проблемы, связанные с хранением габаритных вещественных доказательств в уголовных делах. Основываясь на проведенном теоретическом исследовании и с учетом существующей правоприменительной практики, мы выдвинем предложение по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, чтобы обеспечить надлежащее хранение таких доказательств.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, габаритные вещественные доказательства, закупочная деятельность, хранение, уголовно-процессуальная деятельность.

In this article, based on the theoretical research carried out, taking into account the existing law enforcement practice, the legal and organizational problems arising during the storage of dimensional material evidence in a criminal case are considered. Proposals have been put forward to improve the criminal procedure legislation in the framework of ensuring proper storage of material evidence.

Keywords: criminal proceedings, dimensional material evidence, procurement activity, storage, criminal procedural activity.

Хранение габаритных вещественных доказательств является важным аспектом уголовного процесса. Ведь эти доказательства могут иметь решающее значение для расследования и судебного разбирательства.

Однако, несмотря на их важность, возникают определенные проблемы, которые необходимо решить.

Одной из проблем является отсутствие четкого законодательного регулирования процедуры хранения габаритных вещественных доказательств.

В настоящее время законодательство не предоставляет ясных указаний относительно требований к месту хранения, условий и сроков. Это может привести к потере или повреждению доказательств, что негативно сказывается на справедливости уголовного процесса.

Другой проблемой является организационный аспект хранения габаритных вещественных доказательств. Часто отсутствует единая система учета и контроля за доказательствами, что может привести к их неправильной маркировке, перемешиванию или даже утере. Кроме того, недостаточное финансирование и неподготовленность сотрудников, ответственных за хранение, также являются факторами, способствующими возникновению проблем. Для решения данных проблем предлагается внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство.

Во-первых, необходимо установить четкие требования к месту хранения габаритных вещественных доказательств, а также определить условия и сроки их хранения. Это поможет обеспечить их сохранность и предотвратить возможные негативные последствия.

Во-вторых, следует разработать единую систему учета и контроля за доказательствами. Это позволит отслеживать их перемещение, маркировку и состояние.

Такая система должна быть эффективной и надежной, чтобы исключить возможность ошибок или утери доказательств. Кроме того, необходимо уделять больше внимания обучению и подготовке сотрудников, ответственных за хранение габаритных вещественных доказательств. Это поможет повысить их профессиональные навыки и обеспечить правильное выполнение процедур хранения.

Таким образом, улучшение уголовно-процессуального законодательства и организационных мер по хранению габаритных вещественных доказательств является важным шагом в обеспечении надлежащего проведения уголовного процесса. Только таким образом можно гарантировать справедливость и достоверность доказательств, что имеет фундаментальное значение для правосудия.

Согласно статье 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вещественными доказательствами признаются такие предметы:

 которые служили орудиями преступного деяния, и вместе с тем, сохранили на себе следы преступного деяния;

– на которые были нацелены преступные действия;

– денежные средства и другие ценности;

– другие предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступного деяния, а также установления обстоятельств уголовного дела.

Таким образом мы видим, что статья 81 УПК РФ дает только общее представление о вещественных доказательствах. Данная тема является особо трудной и актуальной ввиду того, что ни в теории, ни на практике до сих пор не сформировано единое определение вещественных доказательств. В разное время различными авторами предлагались несколько подходов к определению вещественных доказательств, но они так и не были объединены, и на сегодняшний день не существует ни одного определения, которого бы придерживались большинство учёных.

«Согласно статье 82 Уголовно-процессуального кодекса «Хранение вещественных доказательств» вещественные доказательства в виде:

1) предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью:

а) фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

б) возвращаются их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания;

в) в случае невозможности обеспечения их хранения способами, предусмотренными подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются в соответствии с настоящей частью на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи. К материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

Больших партий товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, могут быть переданы на ответственное хранение владельцу [1]».

«В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» «вещественные доказательства в виде предметов, в том числе больших партий товаров, которые в силу громоздкости или иных причин, в частности в связи с необходимостью обеспечения специальных условий их хранения, не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств, передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения» [2].

Исходя из установленных принципов осуществление уголовно-процессуальной деятельности и практического опыта, после проведения всех следственных действий, где исследуемым объектом является вещественное доказательство, оно должно быть передано на хранение в специальное оборудованное помещение. «Так, на уровне правоохранительных ведомств запрещается хранить вещественные доказательства в служебных кабинетах или сейфах. Например, п. 2.9. Инструкции № 486 от 13.07.2012, утвержденной Приказа Генпрокуратуры, установлен запрет на хранение вещественных доказательств в служебных кабинетах и других не приспособленных помещениях [3]». «Инструкцией № 142 от 30.09.2011 № 142, утвержденной Приказом Следственного Комитета закрепляется положение о недопустимости хранения вещественных доказательств, изъятых в ходе досудебного производства в служебных помещениях, сейфах и шкафах сотрудников» [4].

Из вышесказанного следует, что «применение норм, регламентирующих передачу вещественного доказательства на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не отвечают принципу практичности. Данный вывод следует из Письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 марта 2017 № ОГД28–3350 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ», где устанавливаются нормы о заключении государственного контракта по закупке услуг, связанных с хранением вещественных доказательств по уголовным делам [5]».

Подводя итог вышеизложенному, предлагается внести дополнительные положения в законодательство, касающиеся хранения габаритных вещественных доказательств в специально созданных зданиях и сооружениях, принадлежащих правоохранительным органам. Эти здания и сооружения должны находиться в собственности данных органов. Важно решить вопросы, связанные с расположением таких складских площадок, их численностью и возможностью перевозки на уровне соответствующих ведомств. При этом необходимо учитывать географическое положение региона и общий уровень преступности. Дополнительно, важно обеспечить безопасность и надежность этих специализированных хранилищ. Для этого можно предусмотреть использование современных систем охраны, контроля доступа, видеонаблюдения и других технических средств. Также следует разработать строгие процедуры и протоколы для работы с габаритными доказательствами, чтобы предотвратить их порчу, утрату или несанкционированный доступ. Важно отметить, что наличие таких специализированных хранилищ позволит правоохранительным органам более эффективно осуществлять свои обязанности. Они смогут сохранять целостность и сохранность габаритных доказательств, что является крайне важным для расследования преступлений и обеспечения справедливости. Также стоит учесть, что использование современных технологий и информационных систем позволит улучшить процессы хранения и учета габаритных доказательств. Внедрение цифровых систем управления и отслеживания поможет сократить возможность ошибок и упростить доступ к необходимым материалам при расследовании дел.

В заключение, внесение новых положений в законодательство о хранении габаритных вещественных доказательств в специальных зданиях и сооружениях, принадлежащих правоохранительным органам, будет способствовать более эффективной работе правоохранительной системы в целом. Это позволит сохранить целостность и достоверность доказательств, а также обеспечить справедливость и эффективность расследования преступлений.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.11.2023)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 мая 2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 20. — Ст. 2915.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 13 июля 2017 № 486 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2017. № 10.
  4. Приказ Следственного комитета РФ от 30 сентября 2011 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121609/95a4b878bb3ee18b9436a48afece3830126a65a1/(01.12.2022).
  5. Письмо Минэкономразвития России от 24 марта 2017 № Д28и-1358 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215465/(01.12.2022). Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2021 № 304-ЭС21–20562 по делу № А75–8636/2020 от 22 июня 2001 г. № 65-ГО1–02. Доступ из Справ. правовой системы «Гарант-Максимум».
  6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (ред. от 18.10.2022) «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50. — Ст. 7058.
  7. Головкин О. Е. Хранение вещественных доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: автореф. дис. канд.юрид наук. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): доказательство, Российская Федерация, хранение, вещественное доказательство, преступное деяние, уголовно-процессуальное законодательство, уголовный процесс, единая система учета, уголовно-процессуальная деятельность, Уголовно-процессуальный кодекс.


Похожие статьи

Задать вопрос