Раздел виртуального имущества между супругами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 14.12.2023

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Дубынина, Е. И. Раздел виртуального имущества между супругами / Е. И. Дубынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109069/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье изучается правовая природа виртуального имущества с учетом законодательства РФ, рассматривается ряд вопросов, связанных с его разделом между супругами. Выявлены проблемы раздела цифровой валюты, аккаунтов в социальных сетях.

Ключевые слова : аккаунт, виртуальное имущество, цифровая валюта, раздел имущества

The article studies the legal nature of virtual property taking into account the legislation of the Russian Federation, and examines a number of issues related to its division between spouses. Problems with the section of digital currency and accounts on social networks have been identified.

Keywords: account, virtual property, digital currency, property division

Еще совсем недавно при разводе супруги делили движимое и недвижимое имущество, предметы роскоши, а теперь к объектам права собственности добавились аккаунты в социальных сетях, криптовалюта, игровые аккаунты, токены, доменные имена и так далее.

Интернет появился относительно недавно, в 1990-х годах, всего каких-то 30 лет назад, но быстро и прочно вошел в нашу повседневную жизнь: развлечения, мессенджеры, группы в ВКонтакте, интернет-торговля. Настоящий бум Интернета в России случился в 2000-х годах.

И сейчас уже всем очевидно, что масштабное, повсеместное использование цифровых технологий и онлайн-платформ, социальных сетей и цифровых валют — это необходимый и закономерный этап развития общества. Виртуальный мир непрерывно растет, принимает новые формы, и на российском законодательстве это также отражается. Возникают вопросы правового регулирования отношений во всемирной сети информационного обмена, критериев определения виртуального имущества.

Что такое «виртуальное имущество»? В статье 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации написано, что к объектам гражданских прав относятся вещи, иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства и цифровые права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага [1]. Виртуальное имущество — это объекты имущества, не имеющие материальной формы, которые существуют в цифровом пространстве (электронные деньги — криптовалюты, аккаунты в соцсетях, доменные имена, игровые предметы, программы, базы данных и др.), но обладающие определенной ценностью. Оно отличается от традиционного имущества тем, что может существовать в нескольких экземплярах одновременно, без потери своей ценности, а также может быть легко создано и скопировано.

Виртуальное имущество имеет различные формы. Давайте более подробно обсудим наиболее часто встречающиеся виртуальные объекты, подлежащие разделу при разводе: криптовалюту и аккаунты в соцсетях.

Немного статистики. Биткоин появился в России сразу после его запуска, в 2009 году. Сейчас биткоин — это самая популярная криптовалюта. Позже стали появляться другие. 10 октября 2017 года на совещании с главами профильных министерств и ведомств президент России Владимир Путин высказал мнение о том, что в стране необходимо наладить обращение криптовалюты и при этом не создать лишних барьеров. К началу 2022 года, по данным Bloomberg (Блумберг), жители России владели 12 % от общего объема мировых активов криптовалют. В том же году китайская исследовательская платформа Huobi Research (Хуоби Рисёрч) провела исследование [2], согласно которому криптовалютами в России владеют более 14,5 млн человек — или каждый десятый россиянин. Наша страна занимает второе место в мире по майнингу, а по количеству посещений криптообменных бирж — третье место. Есть над чем задуматься.

Криптовалюта в России регулируется Федеральным Законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ [3]. По закону она признается имуществом для определенных целей, но не является платежным средством — оплачивать в России товар или услугу криптой нельзя.

В российских судах на текущий момент криптовалюта упоминается в качестве имущества, в определенных случаях: бракоразводные процессы, банкротство, отмывание денег (легализация денежных средств, приобретенных преступным путем), противодействие коррупции. Всё чаще встречаются случаи, когда при разводе у одного из супругов выявляются сбережения в виде криптовалюты: намного труднее отследить, оценить и получить к ним доступ. Реальность такова, что во многих случаях бывшие супруги пытаются скрыть свои активы в крипто-кошельках, которые отследить невозможно. После включения крипты в состав совместной собственности супругов в случае развода вся цифровая валюта должна быть разделена между супругами поровну.

Еще один распространенный вид виртуального имущества в России — аккаунты в социальных сетях. Нужно понимать, что в случае развода и раздела имущества представляют интерес те аккаунты, которые являются инструментом для продвижения товаров, услуг, повышения узнаваемости бренда. Все больше людей в наше время занимается продвижением своих проектов в Интернете, и социальные сети хорошо себя зарекомендовали как площадки для бизнеса.

Как таковое понятие «аккаунт» на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует, но все же можно дать общее определение: аккаунт — это сложный объект исключительных прав, включающий в себя результаты интеллектуальной деятельности, формирующих содержание, способы использования средств индивидуализации, в том числе, которые выражаются в названии аккаунта, а также базы данных, состоящей из подписчиков. Аккаунт можно использовать как для непосредственной продажи через социальную сеть, так и для увеличения аудитории подписчиков, что положительно влияет на продвижение бренда, повышение его узнаваемости и увеличение дохода, или привлечения рекламных контрактов.

В научных публикациях часто озвучивается такая позиция «аккаунт в социальной сети — это иное имущество, которое рассматривается как объект гражданских прав». В 2019 году в ту же статью 128 ГК РФ были внесены поправки: цифровые права стали отдельным видом имущественных прав. Также в статье 141.1 ГК РФ в качестве цифровых были признаны обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы, отвечающей признакам, установленным законодательством. Отсюда следует, что аккаунт считается таким объектом гражданских прав как иное имущество, а именно цифровые права. Цифровые права не обладают уникальными свойствами, по своей природе они равнозначны бездокументарным ценным бумагам и правам на интеллектуальную собственность.

Согласно статье 1225 ГК РФ аккаунт может быть отнесен к произведению науки, литературы и искусства, к базе данных. Если рассматривать аккаунт как произведение искусства, то его можно назвать сложным, составным объектом. В Гражданском Кодексе РФ в статье 1240 указано, что отдельные составляющие составного объекта права (аккаунта) являются самостоятельными объектами авторских прав и подразумевают сложный объект. Из статьи 1259 ГК РФ следует, что составное произведение — произведение, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Нужно доказать, что фотографии, видеозаписи, тексты, которые опубликованы в аккаунте — это уникальный контент, созданный авторами самостоятельно.

Не все аккаунты можно определить, как базу данных. Согласно статье 1334 ГК РФ для признания аккаунта пользователя базой данных, на нее должны уходить существенные финансовые затраты, а сама база должна содержать не менее 10 тысяч информационных записей [4]. В таких случаях предусматривается исключительное право изготовителя базы данных на извлечение из нее материалов и их последующее использование. Если объекты гражданских прав не являются произведениями науки, литературы и искусства или же базами данных, то, согласно систематизации, они являются «иным имуществом».

В настоящее время вопрос правовой защиты аккаунтов актуален. От информационного содержания, критериев определения результата интеллектуальной собственности, зависит его охраноспособность. Остро стоит проблема раздела супругами аккаунта в социальной сети, созданного в период брака.

В 2020 году в одном из районных судов г. Москвы рассматривалось дело о разделе виртуального имущества [5]. Бывшие супруги делили аккаунт в запрещенной на данный момент в Российской Федерации социальной сети. Аккаунт посвящен спорту, путешествиям и активному образу жизни. Ежемесячный доход от него — более 300 тыс. руб. Формально страница зарегистрирована на супругу, а точнее, на принадлежащую ей телефонную сим-карту. По правилам соцсети зарегистрировать страницу сразу на двух пользователей нельзя, аккаунт оформляется по номеру телефона. Истец (бывший муж) заявил, что имеет право на аккаунт. По словам представителя истца, супруги вместе занимались развитием страницы, супруг инвестировал деньги в ее продвижение. Они нанимали фотографов, режиссеров, визажистов и других подрядчиков, чтобы наполнять страницу качественным контентом. Отсутствие правоприменительной практики вызвало ряд вопросов при разделе имущества. Дело в том, что аккаунт представляет денежную ценность, но нет ясности, как его описать в документах и судебных решениях.

Это дело о разделе аккаунта стало первым в российском суде. В настоящее время не закреплено на законодательном уровне понятие «аккаунт социальной сети», и соответственно, вопрос о разделе его между бывшими супругами остается открытым. Аккаунт имеет денежную ценность, но можно ли считать его общим имуществом, нажитым в браке, и затем разделить его как имущество — однозначного ответ пока нет.

В зарубежной правоприменительной практике существует разделение аккаунтов в социальных сетях на личные аккаунты и коммерческие аккаунты. Если личные аккаунты не подлежат разделу, то аккаунты, созданные для получения прибыли, представляют имущественный интерес для обеих сторон, могут быть включены в общее имущество супругов, с дальнейшим разделом по мировому соглашению сторон.

Опираясь на зарубежный опыт, можно предположить, что если два лица совместно использовали аккаунт для извлечения прибыли, то имеет смысл заключить договор о совместной деятельности. Статья 161 Семейного кодекса Российской Федерации указывает на то, что имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное место жительства [6]. В статье 34 СК РФ прописано, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Также в Семейном кодексе РФ в 38 статье есть информация, что по требованию одного из супругов такое имущество может быть разделено по соглашению сторон либо судом.

В данном случае возможен один из вариантов: прекратить режим общего имущества с выплатой 1/2 стоимости имущества супругом, сохраняющим за собой имущественное право, другому супругу, или сохранить режим общего имущества за обоими супругами, с установлением порядка осуществления ими прав пользователя по пользовательскому соглашению. Также нужно учесть, что для получения дохода владелец аккаунта регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, денежные средства находятся у конкретного лица. И тут достаточно сложно выделить долю из онлайн-бизнеса. Аккаунт может быть создан одним супругом, наполнение контентом и финансирование осуществляется другим супругом, а доходы они получают вместе. Фактически блогеры делят бизнес-актив и возможные доходы от него, а не просто нажитое имущество. Наиболее простым выглядит вариант получения компенсации при разводе. Как и получилось в случае, рассмотренном в районном суде г. Москвы.

Я считаю, что споры из-за аккаунтов в соцсетях могут получить широкое распространение, так как все больше людей сейчас занимается продвижением своих проектов в Интернете. Законодательство в России пока отстает от развития технологий и Интернета. Пока нет однозначного ответа на вопрос, что же такое аккаунт в соцсети и можно ли его разделить между бывшей семейной парой как бизнес-актив.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238–239.
  2. Годовой отчет «Глобальная криптовалюта. Обзор индустрии и трендов» [Электронный ресурс] // URL: https://research.huobi.com/#/ArticleDetails?id=356
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310056
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/c8b26358cbae2a98f328bd8cb495a08f7e11caff/
  5. Тюльканов А.Л, Раздел Инстаграм-аккаунта, нажитого в период брака, [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.ru/blog/2020/12/18/razdel_instagram-akkaunta_nazhitogo_v_period_braka
  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. № 17.
Основные термины (генерируются автоматически): аккаунт, виртуальное имущество, Россия, баз данных, социальная сеть, супруг, ГК РФ, имущество, Российская Федерация, цифровая валюта.


Похожие статьи

Задать вопрос