В статье педагоги рассказывают об опыте работы с трудными подростками с целью перевоспитания.
Ключевые слова: воспитание подрастающего поколения, стихийно-групповое общение, проблемы нравственного перевоспитания.
Работа школы и внешкольных учреждений направлена на то, чтобы как можно полнее дать возможность для всестороннего развития личности подрастающего поколения. Но в силу ряда причин мы еще встречаемся с просчетами в воспитательной работе, а иногда и с серьезными упущениями в деле воспитания подрастающего поколения. Особенно ощутимо такие упущения и просчеты сказываются на ребятах подросткового возраста, когда идет становление личности, формируется самостоятельность, определяется жизненная позиция.
Подросток ищет идеал, эталон, на который он смог бы равняться. Он ищет возможность проявить себя и сравнить свой поступок с идеалом. И если такой возможности нет в классе, если его здесь не признают, он ищет товарищей и единомышленников за пределами школы. Как правило, он их находит. Не обязательно они бывают плохими, но возможность отрицательного влияния велика: когда подросток одинок, он часто становится неразборчивым в выборе товарищей и уже доволен тем, что его приняли в компанию.
Таким образом, дефицит общения в классе восполняется в компании, в группе стихийного общения.
Конечно, не всякая группа плохая и имеет асоциальную направленность, но, как правило, взгляды на жизнь, нравственные нормы в группе формируются стихийно, под влиянием часто случайных условий, случайных людей. И поскольку нравственные позиции подростков еще не определились, не стали устойчивыми, существует опасность формирования аморальных качеств и свойств личности. К тому же подросток очень дорожит мнением товарищей и ему не хочется быть хуже, чем другие. А понятие «хуже, чем другие» не всегда принимается ими в прямом смысле.
Бесконтрольность стихийно-группового общения, а иногда и непонимание его учителем нередко приводит к печальным последствиям. Как свидетельствует статистика, подростки в группах не только нарушают общественный порядок, совершают правонарушения, но и совершают преступления в группе.
Количество антиобщественных, аморальных поступков обычно увеличивается в период, когда подростки находятся вне целенаправленного воздействия школы, семьи и общественности.
Эти факты заставили нас задуматься и более пристально присмотреться к особенностям стихийно-группового общения, тем нормам и эталонам, на которые равняются подростки в группе. Попробовать определить некоторые пути и формы воздействия на групповое общение, постараться его нравственно оздоровить.
Практика показала, что клубная работа, объединение ребят по интересам, объединение в разновозрастные отряды по месту жительства помогают в воспитательной работе. Но в летний период такая работа ослабевает, так как начинается пора отпусков у педагогов, руководителей кружков и каникулы у ребят. Ребята летом обычно разъезжаются по летним оздоровительным лагерям, к родственникам, знакомым, бабушкам и дедушкам, или просто остаются не у дел. И тут роль дружеской компании резко возрастает.
Мы знаем немало групп, которые заняты полезным, интересным делом, имеют своего старшего наставника или шефа. Но есть группы, в которых уже сложился определенный отрицательный настрой и важно вовремя увидеть эту группу, повлиять на нее, изменить ее направленность.
Вечер знакомств «Ваши шефы» был первым общим сбором всех обитателей лагеря. Подростки настроились на то, что будет очередное собрание, где будут выступать с докладами или беседовать с ними о поведении. Но шефы стали рассказывать о себе и показывать, что они умеют делать. И когда ведущий, коротко сообщая биографические данные шефов, делал паузу — отряд пытался угадать, чей это шеф. Когда шефы пели, плясали, показывали фокусы, рассказывали смешные истории, подростки как бы примерялись — интересно ли будет жить с таким шефом?
Вечера песни у костра привлекали вначале ребят тем, что можно просто посидеть у огня (ведь ребята в лагере были из города). Шефы пели студенческие, молодежные песни, подростки вначале слушали, потом появилось у некоторых желание подпевать, а затем и петь всем вместе.
Так постепенно через совместные сборы, через совместные дела, работу в поле, подготовку к общим мероприятиям находили мы тот канал, через который устанавливался контакт с группой.
Вся работа в лагере: и трудовая, и спортивная, и время свободного общения — была направлена на то, чтобы изменить направленность группы, оздоровить ее нравственный микроклимат. Здесь важную роль играли шефы, которые все время находились в отряде, показывая пример ребятам буквально во всем. Делалось это ненавязчиво, исподволь. Как уже говорилось выше, шефы помогали отряду подготовиться к конкурсу, соревнованию, принимали в этой подготовке самое деятельное, непосредственное участие, и в то же время во всех общих делах они выступали как самостоятельный отряд. Они показывали, как можно делать то же самое дело, но слаженно, организованно.
Важность организованности, дисциплинированности показывалась через умение быстро собраться по сигналу и приступить к выполнению какого-то дела. Вначале это было показано на линейке на обед, завтрак, ужин: отряд не занимал своего места за столом до тех пор, пока все в отряде не собирались, потом это было перенесено на весь лагерь — один подросток мог задержать весь лагерь. Затем это проводилось и перед проведением какого-то общего мероприятия, самый организованный отряд получал дополнительные очки (например, в соревновании или конкурсе), а победители, соответственно, получали какие-то призы. Шефы старались их придумывать как можно разнообразнее, учитывали то, что эти ребята в школе почти не поощряются, их больше ругают. Поэтому мы использовали каждую возможность, чтобы поощрить ребят.
Особенно важную роль в нравственном формировании личности подростка играли туристические походы, спортивные игры, конкурсы. При их проведении мы старались создать команды по принципу дружеских связей, чтобы подчеркнуть, что группа сильна взаимовыручкой, а не круговой порукой, организованностью, а не бесшабашной удалью, коллективными началами, а не случайными, единовременными связями.
Каждая группа ставилась в такие условия, чтобы положительные качества группы (которые у нее обязательно имеются и на них потом шеф обращает внимание при подведении итогов) сыграла свою роль в выполнении задания группой. В турпоходе, например, проводилось соревнование по преодолению туристской полосы препятствий, причем особый упор делался на такие, где нужна была согласованность действий группы (перенос «пострадавшего» через водную преграду, «мышеловка», преодоление лесного завала).
Так постепенно изо дня в день в лагере прививались ребятам умения и навыки нравственного поведения, формировались привычки соблюдать правила общежития, которые в свое время ими не были усвоены по ряду причин.
Литература:
- Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательство «Школьные технологии», 2008. -176 с.
- Баженов В. Г. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. М. 1985.
- Макаренко А. С., Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983 г.