Патриотическое воспитание детей при помощи музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сурикова, О. В. Патриотическое воспитание детей при помощи музейной педагогики / О. В. Сурикова, Н. А. Ефремова, Н. А. Лукина, Н. В. Мыцык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109048/ (дата обращения: 28.04.2024).



Патриотизм — это любовь к Родине! Родина — это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если её сын стал плохим человеком — ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, когда ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой. Умей увидеть самого себя с самой высокой вершины — с точки зрения высших интересов родного народа.

В. В. Сухомлинский

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В этом году была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, целью которой является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Реализация такой программы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются программы и проекты, является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Музей — простое и эффективное средство приобщения человека к мировой и национальной культуре, истории родного края и страны, способ познания мира. Однако возможность посещать с ребёнком известные музеи есть далеко не у каждого родителя в силу различных причин: удалённого места жительства, загруженности домашними и рабочими делами, собственного нежелания.

В нашем ДОУ есть небольшой «Музей интересных вещей». В нём собраны экспозиции: хлеба, народной игрушки, русской избы, народного костюма, военной техники, ложки, пуговицы и всё, что связано с профессией лётчика.

Подобные небольшие музейные экспозиции имеют очень большое значение в формировании личности ребёнка. Они обеспечивают:

Нравственно-патриотическое воспитание.

Каждая музейная экспозиция, даже собранная воспитателями и родителями самостоятельно, — это настоящие ценности, с помощью которых можно знакомить ребёнка с нравственными основами и важными историческими фактами, вызывать в его сознании чувство гордости за свой народ и страну.

Развитие образного мышления и творческого потенциала детей.

Знакомство с правилами поведения в музее в частности и в обществе в целом.

Возбуждение в ребёнке интереса к познанию истории, культуры, окружающего мира, желания попробовать себя в роли художника, скульптора, военного, представителя другой профессии.

В музее беседы с детьми проходят оживленно, у детей появляется возможность самостоятельно рассматривать экспонаты, а у воспитателей — проведение мастер-классов по изготовлению таких экспонатов.

Дополнительная задача музея — формирование представления воспитанников о музее в целом, как о центре искусства и культуры. Благодаря данному направлению работы ребенок в полной мере может ощутить духовную сторону жизни русского народа, принять и понять его историю и культуру. Но самое важное — это любить и гордиться своей Родиной! Уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране.

Познавая мир, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что любовь к Родине — самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, необходимо воспитать у детей любовь и уважение к народным традициям, фольклору, к природе.

Что такое музей? Музей — хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений. На сегодня к нам возвращается желание помнить, и мы по — новому начинаем относиться к старинным предметам, обычаям, обрядам, праздникам, в которых народ оставил всё ценное, что было в прошлом.

Музейная педагогика научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса, социализации личности.

Такая форма работы соответствует принципам ФГОС об интеграции образовательных областей и в полной мере охватывает проблему духовно-нравственного развития наших воспитанников, а также решает задачу по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.

Таким образом, музейная педагогика это — простое и эффективное средство приобщения человека к мировой и национальной культуре, истории родного края и страны, способ познания мира.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

C:\Users\Пользователь\Desktop\DXh8rdvUxc0.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\Gs6tXnYhlUY.jpg

Литература:

  1. А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева — СПб., 2008. — 208 с.
  2. Ахунов В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов, Вестник Московского университета. — 2008. — Сер. 20: Педагогическое образование. — № 4. — С. 36–44. — Библигр.: с. 44.
  3. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова, Искусство в школе. — 2008. — 3 «. — С. 28–29.
  4. Загороднова Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова, Музейная педагогика в школе. Вып. IV. — СПб., 2005. — С. 120–122.
  5. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: учеб. пособие / О. Л. Некрасова-Каратеева. — М.: Высш. шк., 2005. — 207 с.
  6. Нургалиева М. Проекты Детского музея — забавные и обучающие / М. Нургалиева, Музей. — 2010. — № 9. — С. 32–35.]
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, детский сад, ребенок, Родина, дошкольный возраст, национальная культура, патриотическое воспитание, полная мера, родная страна, родной край.


Похожие статьи

Задать вопрос