Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Лопаткин, Е. В. Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте / Е. В. Лопаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109044/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обеспечение безопасности на транспорте является одним из важнейших факторов качества жизни населения и повседневной реальностью каждого человека, что повышает их значимость в разы.

Рассмотрены понятийные вопросы, раскрывающие термин безопасности личности, обеспечение безопасности на автомобильном транспорте и определено соотношение данных понятий. Соответствующие выводы сделаны относительно правовой природы рассматриваемых отношений.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, безопасность, безопасность на транспорте, транспортная безопасность, безопасность дорожного движения.

The article focuses on the fact that the transport infrastructure is actively developing and in the Russian Federation there is an acute problem of a large number of road accidents with death and loss of health of people. Based on this, the relationship of ensuring transport safety is one of the most important factors in the quality of life of the population and the daily reality of every person. The conceptual issues that reveal the term of personal security, ensuring security in road transport are considered, and the relationship between these concepts is determined. Appropriate conclusions are drawn regarding the legal nature of the relations under consideration.

Keywords: road transport, safety, transport safety, transport safety, traffic safety.

Сегодня сложно переоценить роль транспорта в жизни общества. Редкий человек в условиях современной жизни способен полностью обходиться без транспорта. А поскольку любое транспортное средство является источником повышенной опасности, безопасности личности на транспорте следует уделить особое внимание, причем не только на практике, но и в теории.

Современное общество не может существовать и развиваться без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их труда. Основанный на использовании транспортной техники процесс удовлетворения данной общественной потребности организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только положительная роль автомобилизации (в виде пассажирских, грузовых перевозок, осуществления естественного перемещения людей), но и отрицательной (транспортный травматизм, огромные убытки от повреждения техники и грузов). Помимо прочего, транспортный комплекс является инструментом реализации национальных интересов России, выступая важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности общества, государства и личности. Принимая во внимание опасную ситуацию на дорогах и размер нанесенного обществу ущерба, дорожно-транспортные происшествия являются главной угрозой современности, а ситуация в области безопасности дорожного движения может стать одной из главных проблем устойчивого развития человечества. Отметим, что за последние годы угрозы национальной безопасности в сфере транспорта, особенно автомобильного, заметно усилились. Несмотря на слабую тенденцию к сокращению числа дорожно-транспортных происшествий и погибших, российская статистика смертей на дорогах пугает.

По данным МВД Российской Федерации, ГИБДД опубликовала статистику смертности в автомобильных авариях по итогам января — июня 2022 года. За полгода в РФ произошло 53,5 тысячи ДТП с пострадавшими и погибшими, жизни в них лишились 5,6 тысячи человек (минус 3,9 % относительно января — июня 2021-го), ранения получили 67,6 тысячи человек (минус 8,5 %).

Увы, в 35 из 85 субъектов Федерации отмечен рост числа погибших на дорогах. В этом антирейтинге лидируют Севастополь (двукратный прирост жертв), ЕАО (+181 %), Якутия (+103,5 %), Кемеровская область (+67,7), Карачаево-Черкесия (+58,4 %). Рост погибших в ДТП наблюдается также в целом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Лидеры по снижению жертв аварий: Чечня (–58 %), Костромская область (–45,9 %), Карелия (–44,2 %), Санкт-Петербург (–42,9 %), Астраханская область (–38,1 %) [1].

Печальные цифры свидетельствуют о том, что принятая Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации [2] явно не соответствует динамике нарастания проблем. Проблема аварийности на автотранспорте является одной из основных угроз общественной безопасности. В последнее десятилетие эта проблема приобрела особую значимость по следующим причинам:

— потребности общества и государства в безопасном дорожном движении не соответствуют существующей дорожно-транспортной инфраструктуре;

— система обеспечения безопасности дорожного движения функционирует недостаточно эффективно;

— участники дорожного движения имеют низкую дисциплину;

— занижение роли технического состояния автомобилей.

Говоря о правовой природе в области отношений обеспечения безопасности, следует учитывать, что основным субъектом данных отношений является личность. В этой связи, требуют проведения системного анализа виды безопасности, в том числе соотношение понятий «безопасность личности» и «транспортная безопасность» и определение места безопасности личности на транспорте в системе национальной безопасности.

Согласно мнению исследователей, транспортная безопасность должна строиться на терминологическом единстве, за основу которого предлагается использовать понятие «безопасность на транспорте», включающее в себя «два блока защиты от угроз — обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и обеспечение безопасности от актов незаконного вмешательства…» [3, с. 47]. Однако, включение в понятие «транспортная безопасность» всех вышеперечисленных видов безопасности, отражающих различные виды угроз, не позволит сосредоточить государственную политику и меры государственного управления, в том числе меры воздействия, на таком виде угроз, как, например, террористические акты.

Отталкиваясь от методологического понимания безопасности как состояния защищенности, гарантирующего устойчивое развитие объекта, можно в самом общем виде определить, что безопасность личности — это состояние защищенности личности, гарантирующее ее устойчивое развитие.

Как считает Д. В. Ирошников, можно выделить такой вид национальной безопасности, как «безопасность личности на транспорте» или же «транспортная безопасность личности» [4, с. 28].

В рассматриваемом виде безопасности — безопасность личности на транспорте — личность и ее жизненно важные интересы будут являться объектом защиты, а транспорт, в свою очередь, источником угроз.

Приходится констатировать, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» [5] содержит в себе определенные противоречия в понятийно-категориальном аппарате.

Так, транспортная безопасность определяется законом как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» (ст. 1), в то время как цели транспортной безопасности — «устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства» (ст. 2). Таким образом, легальное определение транспортной безопасности сведено лишь к защите инфраструктуры и транспортных средств и не включает интересы личности в обеспечении ее безопасности. То есть круг объектов транспортной безопасности, исходя из анализа ее целей, существенно расширен по сравнению с легальным определением. На этот счет В. М. Корякин справедливо обращает внимание на излишнюю лаконичность легального определения транспортной безопасности и сугубо технологический (или механистический) подход [6, с. 55].

Несмотря на лаконичность формулировки, данное правовое понятие требует предметного изучения в связи с необходимостью решения следующих задач: определения содержания данного понятия, а также круга административно- правовых отношений, подлежащих государственному регулированию; уточнения разновидностей противоправных действий (бездействия) в транспортном комплексе, относящихся к актам незаконного вмешательства; формирования фундаментального и глубокого понятия, позволяющего рассматривать «транспортную безопасность» как правовую категорию [7, с. 82].

Покритиковать можно также введенное в Федеральный закон «О транспортной безопасности» 2014 г. понятие «соблюдение транспортной безопасности», которое законодатель определил как «выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации». Отметим, что нарушена логика словосочетания «соблюдение безопасности», поскольку соблюдать можно нормы (правила, требования), но не безопасность. Кроме того, ограничение круга требований лишь установленными Правительством Российской Федерации не обосновано, поскольку необходимо принимать во внимание и нормы федерального законодательства, актов Президента РФ.

Таким образом, отсутствие четкого терминологического содержания в данной области общественных отношений приводит к неэффективности правового регулирования и сопутствующим правовым проблемам.

Исходя из изложенного можно прийти к следующему выводу. Отношения в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте:

— носят социальный и экономический характер;

— контролируются соответствующими компетентными правоохранительными органами, с использованием соответствующих мер управления и ответственности;

— требуют ведения планомерной и системной правовой политики со стороны государства;

— основываются на законодательстве, которое должно отвечать степени угроз и потребностям общества, то есть требуется анализ причин аварий, поиска эффективных путей и методов обеспечения безопасности на транспорте и принятия соответствующих им правовых мер.

Особое внимание следует уделять разработке специальных мероприятий, направленных на обеспечение выполнения требований правовых норм в сфере безопасности на транспорте, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и защиту граждан, а также повышение их эффективности.

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГИБДД МВД России. Статистика. URL: гибдд.рф (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы» // Российская газета, № 15, 25.01.2018.
  3. Степаненко Ю. В. Терминологическая проблема транспортной безопасности // Современный юрист. 2014. № 2.
  4. Ирошников Д. В. Безопасность личности на транспорте: теоретико-правовой аспект // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82).
  5. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О транспортной безопасности» // Российская газета, № 31, 14.02.2007.
  6. Корякин В. М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 3.
  7. Зайкова С. Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник СГЮА. 2021. № 3 (140).
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная безопасность, дорожное движение, Российская Федерация, безопасность личности, незаконное вмешательство, транспорт, транспортный комплекс, автомобильный транспорт, национальная безопасность, транспортная инфраструктура.


Похожие статьи

Задать вопрос