В настоящей статье рассматривается исторический аспект гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в связи с недостатками товаров, работ или услуг. Рассмотрены первые источники норм о возмещении вреда, возникшего вследствие недостатков товаров, работ и услуг, а также причины их появления в конкретный период истории не только в отечественном праве, но и в истории зарубежного права.
Ключевые слова: вред, деликтная ответственность, генеральный деликт, обязательства, договор, защита прав потребителей, имущественный вред, моральный вред, возмещение убытков.
История становления и развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг непосредственно связана с институтом защиты прав потребителей, поскольку именно в рамках указанного института появились и развивались нормы о возмещении вреда, возникшего в связи с недостатками товаров, работ и услуг.
В связи с чем при исследовании вопроса истории исследуемого института необходимо обратиться к истории института защиты прав потребителей.
Первые единичные нормы, связанные с защитой прав потребителей, как отмечают цивилисты, выделялись еще в законах царя Хаммурапи, Законах Платона. Большое количество норм о защите прав потребителей имели законы Римской империи в различные периоды ее истории. Несмотря на это, указанные законы не затрагивали вопроса ответственности за вред, в случае его причинения недостатками товаров, работ или услуг.
Дальнейшее развитие норм института защиты прав потребителей в странах континентального права также не предусматривало норм гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг. Однако бурное развитие гражданско-правовых отношений, в том числе на международном уровне, а также рост мировой экономики требовали урегулирования исследуемого вопроса.
Указанные обстоятельства послужили тому, что первыми источниками права, устанавливающими ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, стали прецеденты. При этом конструкция ответственности основывалась на доктрине product liability, которая устанавливала прямую ответственность изготовителя за вред, причиненный дефектной продукцией [1].
Первым подобным известным прецедентом является дело Thomas and wife v. Winchester, которое находилось на рассмотрении апелляционного суда штата Нью-Йорка в 1852 году [2]. Согласно решению суда по данному делу к ответственности за причиненный вред покупателю был привлечен именно производитель лекарственных препаратов, поскольку на этикетке было указано «Экстракт одуванчика», а в емкости, которую приобрел истец, был препарат «Экстракт белладонны». В связи с употреблением указанного препарата истцу был причинен вред, который был возмещен изготовителем.
Данное решение является прецедентом, на основании которого в дальнейшем суды принимали аналогичные решения в ситуации, когда недостатки товара стали причиной возникновения вреда у конечного субъекта — потребителя. При этом судами применялся подход, который имел название negligencetheory (теория небрежности), который заключался в том, что при привлечении производителя к деликтной ответственности, в том числе ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, суду необходимо учесть объективную оценку действий производителя дефектного товара, в результате потребления которого причинен вред потребителю [3].
Постепенно с развитием правовой системы в США были приняты законы, устанавливающие ответственность производителя перед потребителем.
Самым значимым периодом развития института защиты прав потребителя стал XX век. В том числе появилось большое количество международных и национальных норм о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг.
Значимым событием в истории стало выступление 35-го президента Джона Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1962 года. Президентом США в своем послании была выражена необходимость развития законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также сформированы четыре основных принципа, которые по настоящий день составляют общие начала национальных законодательств о защите прав потребителей [4]:
Первый принцип — право на безопасность, включающий в себя гарантию безопасности для жизни и здоровья потребителя, а также, что товар не должен причинять вред имуществу потребителя и окружающей среде при нормальных условиях его использования, транспортировки, хранения и утилизации.
Второй принцип — право на получение информации, которое гарантирует возможность получения потребителем полной, достоверной информации о товаре.
Третий принцип — право быть услышанным, а именно — каждый потребитель имел свободу слова, убеждения, право на их распространение любым, не противоречащим законом способом.
Четвертый принцип — право на здоровую окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба при причинении вреда здоровью или имуществу [5].
В рамках данной статьи наиболее интересным представляется первый принцип, поскольку именно он стал предпосылкой для законодательного закрепления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг.
В Европе во второй половине XX века также началось активное развитие законодательства о защите прав потребителей.
В рамках Комиссии ЕС, в 1973 году был сформирован Консультативный комитет по защите прав потребителей и, начиная с 1975 года, Европейское экономическое сообщество начало реализовывать программу по защите прав потребителей. Многие страны Европы встали на путь разработки и принятия отдельных законов о защите прав потребителей, которые уже предусматривали гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг. Появилось понятие безвиновной деликтной ответственности (strict liability) [6].
09 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, дополненные в 1999 году [7]
Также в 1985 году была принята «Европейская директива «Об ответственности за вред, причиненный некачественной продукцией».
Говоря об отечественном праве советского периода, стоит отметить, что как таковой институт гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг отсутствовал. Однако нормы о правах покупателя при продаже ему товаров ненадлежащего качества (замена товара либо уменьшение покупной цены), право покупателя на достоверную информацию, судебную защиту содержал ГК РСФСР 1922 года. Основы гражданского законодательства 1961 г. дополнили права потребителя при продаже ему некачественного товара, однако, так и не содержали норм об ответственности за вред, который был причинен вследствие недостатков товара.
Деликтная ответственность продавца, изготовителя, лицом выполнившим работу или оказавшим услугу при причинении вреда их товаром, работой или услугой впервые в отечественном праве была установлена в Законе СССР 1991 г. № 1284–1 «О защите прав потребителей» [8], которому не было суждено вступить в законную в связи с распадом СССР [9].
Несмотря на образование нового государства с кардинально другим политическим режимом, нормы Закона СССР «О защите прав потребителей», в том числе об ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг, стали основой современного отечественного законодательства о защите прав потребителей [10].
Таким образом, в отечественном праве Закон СССР «О защите прав потребителей» явился первым нормативно-правовым актом, который предусматривал нормы исследуемого института гражданского права.
Первым вступившим в законную силу нормативно-правовым актом, закрепившим нормы института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ и услуг стал Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [11], а именно статья 14 указанного закона.
В 1995 году с принятием части второй Гражданского Кодекса РФ законодатель в качестве потерпевшего, которому может быть причинен вред недостатками товаров, работ и услуг, указал юридическое лицо, однако, только в том случае, когда приобретение товара (выполнение работы, оказание услуги) происходило в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности [12].
Таким образом, институт гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг имеет недолгую историю и развивался в рамках норм о защите прав потребителей. Первыми источниками права, устанавливающими ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, стали прецеденты. При этом в отечественном праве относительно недавно появились нормы, которые делают возможным взыскать вред с изготовителя или продавца товара и лица, исполнившего работу или оказавшего услугу.
Литература:
- Шерстобитов А. Е. Ответственность за вред, причиненный потребителям недостатками товаров (работ, услуг) // Арбитраж и регулирование международного коммерческого оборота: российские, иностранные и трансграничные подходы. LIBER AMICORUM в честь 70-летия А. С. Комарова. — 2019. — С. 623–632.
- Болтуев У. С. К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — 2011. — № 4 (48). — С. 23–28.
- Халин Р. В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг по праву России, Англии и США: сравнительно-правовое исследование: дисс. … канд. юрид. наук. — Курск, — 2018.
- Липка Д. В. Институт защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки и в Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект // Институт государства и права Российской академии наук. — 2021. — № 11 (203). — С. 267–269.
- Специальное обращение американского президента к Конгрессу 15 марта 1962 года. URL: http://souz-potrebiteley.ru/documents/info/78655/ (дата обращения: 04.12.2023).
- Богомолова Е. А. Обязательство по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг: маг. дисс. — Томск, — 2019.
- Липка Д. В. Особенности законодательного регулирования деятельности по защите прав потребителей в США // Образование и право. — 2023. — № 1. — С. 370–375.
- Халин Р. В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг по праву России, Англии и США: сравнительно-правовое исследование: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Курск, — 2018.
- Матвиевская Т. П. Законодательство о защите прав потребителей СССР, стран-участниц СНГ и современной России: вопросы правопреемственности // Вестник экономики, права и социологии. — 2012. — № 3. — С. 204–207.
- Липка Д. В. Становление и развитие института защиты прав потребителей //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2021. — № 1. — С. 116–120.
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» // СПС «Гарант» (дата обращения: 02.11.2023).
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СПС «Гарант» (дата обращения: 03.11.2023).