Имплементация норм зарубежного антикоррупционного законодательства в систему отечественного права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шелях, С. Д. Имплементация норм зарубежного антикоррупционного законодательства в систему отечественного права / С. Д. Шелях, И. Н. Голюнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/497/108946/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье анализируется сущность и масштабы современной коррупции как угрозы национальной безопасности. Автор обращается к проблеме совершенствования международного взаимодействия по борьбе с коррупцией. В работе были использованы методы анализа, синтеза, сравнительно-правовой метод, в частности, изучены некоторые нормы права Великобритании, США, Китая, Сингапура. Автор приход к выводу о возможности и целесообразности развития темы имплементации норм зарубежного антикоррупционного законодательства в систему отечественного права, в частности, предлагает внедрить нормы о вознаграждении за сообщение о коррупционном преступлении.

Ключевые слова: коррупция, международное сотрудничество, имплементация, вознаграждение.

Актуальность вопросов совершенствования отечественного антикоррупционного законодательства обусловлена тем фактом, что в настоящее время коррупция приобретает масштабы угрозы национальной безопасности. По данным судебной статистики за 2022 год было вынесено 20560 обвинительных приговоров лицам, виновным в совершении преступлений коррупционной направленности [1]. Несмотря на тот факт, что официально процент преступлений коррупционной направленности варьируется от 2–3 до 5 %, не отрицается высокий уровень латентности данного социально-экономического явления, что во многом связано с проникновением коррупции во все сферы общественной жизни и с одновременным признанием народом позитивных проявлений коррупционных связей. Коррупция, таким образом, представляет серьезную социальную опасность [2, c.6].

На интеграцию коррупции в культуру жизни современного человека указывает, в частности, классификация А. Хайденхаймера, основу которой составило восприятие коррупции обществом и элитами. Автор говорит о существовании белой коррупции [3, с. 114], которая несмотря на свою противоправность воспринимается как данность, обычай, норма. Примечательно, что некоторые ученые рассматривают коррупцию как часть государственного аппарата, например, доктор экономических наук Петров А. А. называет ее «вечным спутником и структурным элементом государственности» [3, с. 110].

Современная коррупция, это не локальная проблема, а международная, в связи с чем в настоящее время активизируются механизмы межгосударственного взаимодействия с целью принятия эффективных мер оперативного реагирования. Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях — передовая задача сообщества по борьбе с коррупцией.

Россия остается полноправным участником основных международных договоров в сфере борьбы с коррупцией: Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) против коррупции 2003 года и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 года [4, с. 5].

Одним из эффективных вариантов межгосударственного сотрудничества является изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией с целью последующей имплементации норм в отечественную правовую систему. Анализ зарубежного законодательства показывает, что многие нормы уже носят межгосударственный характер. Например, в Великобритании особое место в структуре антикоррупционного законодательства занимают Кодексы поведения депутатов Парламента и государственных служащих [5]. В РФ также предусмотрены Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, Кодекс этики прокурорского работника РФ, Кодекс судейской этики, Кодекс профессиональной этики адвоката и т. д. При этом зарубежная правовая система обладает комплексом норм, аналогов которым нет в РФ.

Мерой борьбы с коррупцией в США является активное развитие института осведомительства. Государство создает условия, побуждающие граждан занять активную гражданскую позицию и непременно сообщить о коррупционных проявлениях. В частности, это достигается гарантиями запрета увольнения, дискриминации, применения взысканий в отношении работника федерального органа власти, который сообщил о действительном или предполагаемом нарушении закона своему работодателю, правоохранительным органам, СМИ или общественной организации. Стимулирует граждан также возможность получения денежного вознаграждения. В 1863 г. был принят закон «О фальсификации правопритязаний», позволивший гражданам, подозревавшим чиновников в коррупционном преступлении, подавать против них иск в суды. При этом в случае выигрыша дела гражданин получал порядка 15–25 % присужденного судом возмещения убытков [5].

Представляется возможным внедрение данной нормы в систему российского права с некоторыми поправками. В целом, необходимо исходить из законных поводов и оснований к возбуждению уголовного дела. Поданное в правоохранительные органы заявление о преступлении, а также наличие достаточных объективных данных, указывающих на признаки преступления, влечет за собой возбуждение уголовного дела. При этом необходимо понимать, что в силу ст. 306 Уголовного кодекса РФ заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о преступлении. При этом, размер вознаграждения гражданину предполагается определять не от суммы убытков, а в процентах от стоимости предмета преступления. Если его стоимость не превышает 100000 рублей — 10 %; до 500000 рублей — 5 %; до 1 млн рублей — 3 %; свыше 1 млн рублей — фиксированная сумма 35000 рублей. Считаем, что данные меры могут повлиять на заинтересованность граждан в изобличении виновного в совершении преступления коррупционной направленности.

В целом, во многих странах борьба с коррупционными проявлениями проводится с помощью экономических механизмов. Например, в Швеции были подняты зарплаты госслужащим, что отразилось на снижении коррупционных связей [6, с.5]. Высокий уровень вознаграждений и поощрений стал важным инструментом в борьбе с коррупцией.

Пожалуй, самым жестким антикоррупционным законодательством можно признать китайское. В Китае коррупционер может быть приговорен к смертной казни [6, с.6]. Маловероятно, что РФ пойдет по такому пути, поскольку в настоящее время в стране действует мораторий на смертную казнь, и данный вид наказания не предусмотрен санкциями статей УК РФ за преступления коррупционной направленности.

Известны примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам, как например, в Сингапуре, Гонконге и Швеции. В Сингапуре, в частности, для госслужащих введен полный запрет на принятие подарков в связи с осуществлением ими их служебной деятельности [6, с.17]. В РФ же лишь ограничен размер такого дарения суммой 3000 рублей. Предполагается, что имплементация данной нормы в систему отечественного права будет воспринята весьма неоднозначно, вероятно, негативно, поскольку дарение простых подарков в знак благодарности для многих рассматривается как проявление вежливости, нежели противоправного поведения.

Таким образом, в связи с тем, что коррупция носит транснациональный характер, в настоящее время активизируются механизмы межгосударственного сотрудничество, одним из проявлений которых является изучение опыта зарубежного правотворчества с целью рассмотрения возможности имплементации его норм в систему отечественного права. Представляется интересным опыт борьбы с коррупцией в США, денежное вознаграждение действительно может стимулировать у граждан заинтересованность в раскрытии коррупционного преступления.

Литература:

  1. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2022 год // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. http://www.cdep.ru/?id=150 (дата обращения: 06.12.2023).
  2. Проблемы имплементации международных норм в области противодействия коррупции в российское законодательство: сб. материалов [в 2 ч.] / под ред. О. С. Капинус, А. В. Кудашкина; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2011. — Ч. 2. — 96 с.
  3. Петров А. А. Коррупция — вечный спутник и структурный элемент государственности // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2016. — № 4. — С. 110–119.
  4. Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях [Текст]: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / Е. А. Артеменко, Р. О. Долотов, Э. А. Иванов и др.; под науч. ред. Д. В. Крыловой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — 58 с.
  5. Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан (Справочная информация) // Министерство юстиции РФ. https://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/inostrannyj-opyt-borby-s-korrupciej/ (дата обращения: 08.12.2023).
  6. Мировой опыт борьбы с коррупцией и российские реалии. Специальный доклад. — М.: Центр политической информации, 2018. 37 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная направленность, коррупция, РФ, коррупционное преступление, Сингапур, США, антикоррупционное законодательство, денежное вознаграждение, национальная безопасность, современная коррупция.


Похожие статьи

Задать вопрос