НДС в системе налоговых сборов бюджетной системы России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Глушаков, М. А. НДС в системе налоговых сборов бюджетной системы России / М. А. Глушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 376-379. — URL: https://moluch.ru/archive/497/108944/ (дата обращения: 06.05.2024).



В научной статье представлены результаты исследования практической роли и места налога на добавленную стоимость (НДС) в системе налоговых сборов бюджетной системы России. Актуальность исследования на рассматриваемую тематику связана с необходимостью изучения опыта оперирования ключевыми налогами российской налоговой системы, чтобы оптимизировать их поступление в целях стабилизации доходов государственного бюджета.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, НДС, налоговая система, налоговые сборы, таможенные платежи, бюджетная система.

В современной практике налоговой политики России наиболее распространенными проблемами налогообложения субъектов бизнеса являются сложность налоговой отчетности, запутанность и быстрая изменчивость нормативно-правовой и законодательной базы налоговой системы государства, что в особенности имеет негативное влияние на тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства.

Поэтому одним из приоритетов государственной экономической политики является оптимизация налогообложения до тех кондиций, которые позволят решить актуальные проблемы налоговой системы и простимулируют рост экономической эффективности и устойчивости деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в России.

Состояние национальной экономики зависит от проводимой налоговой политики. С помощью налоговой политики государству предстоит реализовать основные задачи [4]:

1) улучшить условия ведения предпринимательской деятельности, чтобы снизить долю теневого сектора в экономике страны;

2) обеспечить стабильность федерального, региональных и местных бюджетов;

3) сформировать понятливые условия налогообложения для всех субъектов бизнеса;

4) обеспечить инвестиционную привлекательность для капитальных вложений и запуска бизнеса.

При проведении налоговой политики важно разделить налоги на прямые и косвенные. Каждый из них имеет свою значимость в обеспечении экономической безопасности государства.

Среди косвенных налогов центральное место занимает НДС — важнейший источник доходов федерального бюджета. Содержание и роль налогообложения добавленной стоимости как одного из доминирующих элементов налоговых систем современности долгое время продолжает оставаться в центре дискурсов [1].

НДС — это основной косвенный налог в российской практике. Являясь одним из основных федеральных налогов, он играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии нашего государства. Среди инструментов взимания НДС — это таможенные платежи на ввозимые товары, импортируемые с других стран, и наценка на товары и услуги потребительского рынка.

Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», который был принят 6 декабря 1991 года, в который вносились многочисленные изменения и дополнения. С 2001 года порядок исчисления НДС регулируется и определен главой 21 Налогового кодекса РФ [2].

Особенностями НДС выступают следующие аспекты [5]:

  1. Расчеты НДС крайне просты.
  2. Взимается НДС с каждого товара, из-за чего он включен в цену реализации.
  3. Есть схемы возврата НДС при работе торговых сетей.
  4. Есть схема возврата НДС экспортерам, которые уплатили его в полном размере.

Чтобы проанализировать место НДС в системе налоговых сборов обратимся к графику рис. 1, где изображена динамика НДС в бюджетной системе России за период 2014–2022 гг.

Динамика поступления НДС в бюджетной системе России, в трлн руб. [3]

Рис. 1. Динамика поступления НДС в бюджетной системе России, в трлн руб. [3]

Таким образом, за период с 2014 по 2022 гг. поступления налогов за НДС внутренних товаров увеличились с 2,181 трлн руб. до 6,489 трлн руб.; а НДС внешнего на ввозимые импортные товары — с 1,75 трлн руб. до 3,063 трлн руб. Стоит обратить внимание на то, как изменилось соотношение внутреннего и внешнего НДС. Если в 2014 г. внутренний НДС составлял 15,04 % от общей суммы доходов государственного бюджета России, а внешний НДС — 12,07 %, то в 2022 г. доля внутреннего НДС составляет уже 23,32 %, а внешнего НДС — лишь 11 %.

Причиной тому являются два изменения:

– во-первых, за анализируемый период времени в России было осуществлено изменение налогообложения, где ставка НДС с 1 января 2019 г. увеличена с 18 % до 20 %;

– во-вторых, в 2022 г. были приняты новые торгово-экономические санкции, которые сократили импорт товаров в Россию.

Далее на диаграмме рис. 2 проанализируем общую структуру налоговых поступлений ненефтегазовых доходов в бюджетной системе России за 2022 г.

Структура налоговых поступлений ненефтегазовых в бюджетной системе России, в % от общей доли [1]

Рис. 2. Структура налоговых поступлений ненефтегазовых в бюджетной системе России, в % от общей доли [1]

Таким образом, доля НДС на товары, которые произведены внутри экономики России, составляют 40 %, а НДС на ввозимые импортные товары — 19 %. Далее после них идет лишь налог на прибыль, приносящий около 10 % от всего объема ненефтегазовых доходов.

Благодаря результатом исследования, можно заключить, что НДС — это основной налог, формирующий ненефтегазовые доходы государственного бюджета России. А поскольку роль нефтегазового комплекса при формировании доходной части бюджетной системы снижается, необходимо ожидать передовую значимость НДС при обеспечении национальной финансовой безопасности.

Однако потенциал фискального взыскания НДС более высокий, реализации которого препятствуют проблемы системы налогового администрирования. Важно провести следующие мероприятия, как:

1) усиление налогового контроля и мониторинга сделок налогоплательщиков;

2) создание системы контроля за трансфертным ценообразованием;

3) развитие единой системы обмена информацией между налоговыми, таможенными органами и органами внутренних дел.

Литература:

  1. Мазий В. В., Сергиенко К. С. Роль НДС в формировании доходной базы бюджета // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 43. С. 325–331.
  2. О применении налога на добавленную стоимость при получении штрафных санкций: письмо Минфина России от 11.03.2009 N 03–07–11/56 // Консультант Плюс: справ. правовая система.
  3. Статистика федерального бюджета // Минфин РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute?id_57=80041-kratkaya_ezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzheta_mlrd._rub. (дата обращения: 02.12.2023).
  4. Таймазова Э. А. Влияние содержания налоговой политики на модернизацию экономики // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 1 (71). С. 196–200.
  5. Улезько О. В., Жужукина Ю. Ю., Геращенко Е. В. Экономическая сущность НДС и его роль в налоговой системе РФ // Финансовый вестник. 2022. № 2 (57). С. 55–60.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетная система России, добавленная стоимость, внешний НДС, НДС, Россия, бюджетная система, внутренний НДС, доходная часть, налоговая политика, налоговая система.


Похожие статьи

Задать вопрос