Способы выявления актуальности в юридических исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Абдуллина, Д. М. Способы выявления актуальности в юридических исследованиях / Д. М. Абдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/497/107778/ (дата обращения: 03.05.2024).



Актуальность исследования объясняется недостаточным освещением темы в существующих научных работах. В них зачастую раскрывается важность обозначения актуальности при проведении исследования, но почти не уделяется внимания способам ее выявления. Предмет данной работы — способы выявления актуальности при осуществлении научного исследования. Цель работы заключается в формировании круга источников, на основании которых можно определить является ли то или иное исследование актуальным на данном этапе. Наиболее широкое применение при проведении исследования получили общенаучные методы: анализа, дедукции, обобщения, описания и т. д. Содержание статьи условно включает вводную, основную и заключительную части. Тема исследования не нова, но до настоящего времени не утратила своей актуальности в силу редкого обращения к ней ученых. Результатом работы является сформированная нами в ходе исследования система источников. Результат работы особо важен для практической деятельности, но имеет значение и для теории, так как данная тема научным сообществом до настоящего времени почти не рассматривалась.

Ключевые слова: научное исследование, актуальность, выявление актуальности, значение научного исследования.

The relevance of the study is explained by the insufficient coverage of the topic in existing scientific works. They often highlight the importance of indicating relevance when conducting research, but pay little attention to how to identify it. The subject of this work is ways to identify relevance when carrying out scientific research. The purpose of the work is to form a range of sources on the basis of which it is possible to determine whether this or that research is relevant at this stage. The most widely used methods in conducting research are general scientific methods: analysis, deduction, generalization, description, etc. The content of the article conventionally includes introductory, main and final parts. The research topic is not new, but to this day it has not lost its relevance due to the rare appeal of scientists to it. The result of the work is the system of sources we formed during the research. The result of the work is especially important for practical activities, but it is also important for theory, since this topic has been almost not considered by the scientific community until now.

Keywords: scientific research, relevance, identification of relevance, significance of scientific research.

XXI век — время непрекращающегося обновления, постоянных перемен. Своевременность в век трансформаций важна как никогда.

Всестороннее познание новых явлений, раскрытие закономерностей изменения того или иного объекта под влиянием различных факторов невозможно без науки.

В. И. Горовая под наукой предлагает понимать знание, достигшее оптимальности по определенным критериям, особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем мире [3, С. 8].

О. Б. Сладкова придерживается точки зрения, согласно которой наука — способ познания действительности, область человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности [8, С. 13].

Науку можно рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

2) как процесс познания закономерностей объективного мира;

3) как определенный вид общественного разделения труда;

4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование [6].

А. А. Брылев в качестве главной функции науки выделяет познание объективных законов развития материального и духовного мира человека и открытие новых возможностей его совершенствования [1, С. 14]. В этом в значительной степени может помочь проведение научного исследования. Его результаты позволяют разрабатывать новые технологии, материалы и механизмы, которые не только облегчают повседневную жизнь, но и являются двигателем прогресса, ведь, как верно отмечается учеными, наука включает не только деятельность по получению научного знания, но и результат такой деятельности — сумму эмпирических, теоретических и практических знаний человечества, накопленных в течение времени [4, 22].

Научное исследование — процесс познания, осуществляемый на систематической основе с целью получения новых знаний, всестороннего изучения объекта.

Е. С. Волохова под научным исследованием понимает целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [2].

Любое научное исследование должно быть актуальным, то есть отвечать существующим запросам общества, быть полезным и посвященным важным проблемам, которые науке необходимо разрешить.

Слово «актуальность» произошло от позднелатинского «actualis» — настоящий, современный, фактически существующий [9, С. 752].

Научное исследование должно отвечать критерию современности. Проведение научного исследования предваряет определение актуальности, то есть выявление необходимости решения соответствующих проблем и задач. Под актуальностью темы исследования принято понимать степень ее важности на данный момент для решения конкретных вопросов.

Актуальность определяется рядом факторов: потребностью в новых данных или методиках, необходимостью дополнения теории по теме, потребностью практики.

Однако, в действительности не всегда проведенное научное исследование актуально, а его результаты применимы. Выявление актуальности — важный первоначальный этап организации научного исследования. Он позволяет избежать вышеобозначенных ситуаций.

Можно говорить о видах актуальности, целесообразным будет рассмотреть следующие из них: научную, практическую и социальную. Первые две традиционны для науки. Они позволяют внести своевременный вклад в развитие научных знаний и применить результаты исследования на практике. При обосновании практической актуальности следует разъяснить, в чем состоит практическая потребность в изучении конкретной темы, какую реальную пользу могут принести результаты исследования. Освещение научной актуальности темы напрямую связано с обозначением научной проблемы, то есть с указанием на пробел в науке, который требует изучения и преодоления. К последнему виду актуальности в исследованиях обращаются далеко не все авторы. Выявить социальную актуальность значит показать ее важность для общественной жизни, частью которой является наука, причём значение − для современного состояния жизни социума.

В части работы, посвященной актуальности, как правило, автор отвечает на следующие вопросы: чем эта тема интересна? какова идея исследования? какое влияние результат работы сможет оказать на практику? и т. д., что отражает остроту и необходимость данного исследования. В обосновании актуальности так же определяется уровень изученности темы, указывается степень ее новизны для науки, дается краткий обзор истории ранее проводимых исследований, и обозначаются моменты, которые еще недостаточно освещены в науке, но требуют внимания.

На данный момент существует множество научных работ, посвященных проблеме актуальности и ее роли в исследовательской деятельности. Но практически ничего не говорится о том, как определить своевременно ли исследование и есть ли в нем потребность.

На наш взгляд, особое внимание в контексте данной темы следует уделить источникам, с помощью которых исследователь может определить, есть ли у науки и общества на данном этапе необходимость в его работе, будут ли полезны результаты исследовательской деятельности.

Первый и самый очевидный из них — анализ литературы по выбранной теме. На этом этапе стоит обратиться к научным статьям, монографиям, учебникам и т. п. Сейчас благодаря технологиям (сети Интернет, электронным ресурсам и прочему) путь к информации открыт как никогда, поэтому трудностей с ознакомлением не возникает. Особое внимание нужно уделить прежде всего современным трудам ученых. Но не лишним будет использовать и опыт прошлых лет, а порой и столетий, ведь, чтобы понять явление, необходимо отследить процесс его развития и становления. Если тема работы узко специализирована, литературы по ней может быть крайне мало, тогда представляется правильным ознакомиться со всеми существующими по данной теме материалами.

Если рассматривать сферу юриспруденции, помимо научной литературы, необходимо обратиться к законодательству. Законотворчество — динамичная деятельность, нормативные правовые акты постоянно претерпевают изменения под влиянием политической обстановки, трансформации общественных отношений и в результате иного воздействия. В ходе анализа нормативных правовых актов выявляются проблемные вопросы, пробелы в праве, не полностью урегулированные ситуации, разрешению которых и может быть посвящено научное исследование. Актуальность в данном случае не вызывает сомнения, так как законодательство, регулируя общественные отношения, оказывает влияние на жизнь граждан, и ошибки при таком воздействии недопустимы, а значит проблемные вопросы требуют максимально быстрого разрешения. Примером научных статей, основанных на проблемных вопросах законодательства, является работа В. Г. Павлова и Д. В. Павлова «Проблемы совершенствования системы уголовного наказания в УК РФ» [7]. В данной статье авторы, проанализировав действующее и утратившее силу уголовное законодательство, исследовали состояние пенитенциарной системы и обнаружили существующие в ней на данный момент несовершенства, в частности касающиеся пожизненного лишения свободы и других аспектов.

Еще один способ выявления актуальности исследования — обращение к судебной практике. К таковой относят реальные вступившие в силу приговоры, решения апелляционной и кассационной инстанций, различные обзоры судебной практики, утвержденные Верховным Судом РФ и прочее. Последние представляют собой правовые позиции Президиума по разрешению споров, возникающих в сфере договорных, трудовых отношений, при причинении вреда и т. д., а также правовые позиции по некоторым процессуальным вопросам. В таких обзорах суд растолковывает проблемные стороны законодательства, которые на данный момент являются актуальными, а значит и исследование по ним будет своевременным. В подтверждение вышеизложенному следует привести пример. М. И. Казарина в своем исследовании «Тайна совещания судей как гарантия их независимости» [5] опирается на анализ актов судов апелляционной и кассационной инстанций для установления причин отмены процессуальных решений нижестоящих судов по мотиву нарушения тайны совещания судей и порядка вынесения процессуального решения судьей в совещательной комнате и приходит к выводу, что большая часть приговоров (43 %) была отменена по причине вынесения судьей решения, обязательно разрешаемого в совещательной комнате, без удаления в таковую. А значит на практике тайна совещания не всегда соблюдается и в данной области имеются проблемные стороны, исследование которых необходимо и актуально.

В данной статье не последнюю роль при выявлении важности и своевременности исследования играют и статистические данные. Они демонстрируют положение дел на практике, то есть являются отражением реальной действительности.

Помочь выявить актуальность могут и социологические опросы, которые осуществляются путем сбора сведений об определенных фактах, мнениях, вопросах, составляющих предмет научного исследования. Мнение людей выясняется в ходе проведения их анкетирования или интервьюирования. В рамках данного метода стоит обратиться к работе Ю. В. Францифорова и Н. О. Овчинниковой «Аналогия закона и аналогия права в российском уголовном процессуальном праве» [10]. Они приводят данные, согласно которым 78 % опрошенных работников правоохранительных органов считают вопрос применения аналогии актуальным. Но при этом 83 % опрошенных считают невозможным ее применение на практике в силу несовершенства законодательства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что исследование аналогии и возможности ее применения необходимо на данном этапе развития законодательства.

При выявлении актуальности исследования можно обращаться к любому из вышеназванных источников, но представляется более предпочтительным обратиться ко всем, если имеется такая возможность.

Не поддается сомнению, что определение важности и своевременности темы — один из основных этапов научного исследования, который, закладывая фундамент работы, является, по сути, ключевым. Также необходимо отметить, что, исходя из логики, выявление актуальности должно предварять весь процесс исследования, т. к. именно оно определяет, имеет ли смысл продолжение данной деятельности.

В представленной работе были осмыслены теоретические знания по теме и проведен анализ источников, с помощью которых можно выявить актуальность того или иного научного исследования. Результаты проведенной нами деятельности могут иметь практическую пользу при осуществлении исследования и помочь решить проблему выявления своевременности, с которой порой сталкиваются авторы.

Литература:

  1. Брылев, А. А. Основы научно-исследовательской работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Брылев, И. Н. Турчаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 204 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–15842–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509865 (дата обращения: 10.10.2023);
  2. Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 755–757. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26991/ (дата обращения: 25.10.2023);
  3. Горовая, В. И. Научно-исследовательская работа: учебное пособие для вузов / В. И. Горовая. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14688–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519806 (дата обращения: 07.10.2023);
  4. Дрещинский, В. А. Основы научных исследований: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Дрещинский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–16975–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532134 (дата обращения: 05.10.2023);
  5. Казарина М. И. Тайна совещания судей как гарантия их независимости / М. И. Казарина // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2020. — № 1. — С. 23–28;
  6. Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001;
  7. Павлов В. Г., Павлов Д. В. Проблемы совершенствования системы уголовных наказаний в УК РФ / В. Г. Павлов, Д. В. Павлов // Ленинградский юридический журнал. — 2019. — № 1. — С. 160–167;
  8. Сладкова, О. Б. Основы научно-исследовательской работы: учебник и практикум для вузов / О. Б. Сладкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15305–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520028 (дата обращения: 25.10.2023);
  9. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. — СПб.: «Дуэт», 1994 г. — 752 с.;
  10. Францифоров Ю. В., Овчинникова Н. О. Аналогия закона и аналогия права в российском уголовном процессе как способ преодоления пробелов в уголовно-процессуальном праве / Ю. В. Францифоров, Н. О. Овчинникова // Legal Concept. — 2016. — № 1. — С. 156–165.
Основные термины (генерируются автоматически): выявление актуальности, наука, актуальность, работа, результат работы, исследовательская деятельность, кассационная инстанция, особое внимание, совещательная комната, судебная практика.


Ключевые слова

научное исследование, актуальность, выявление актуальности, значение научного исследования

Похожие статьи

Задать вопрос