Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Копаева, Э. И. Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан) / Э. И. Копаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 620-627. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108959/ (дата обращения: 30.04.2024).



Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной экономике, выявляя её роль в формировании творческих индустрий. Региональные креативные кластеры рассматриваются как инструмент привлечения туристического потока через организацию разнообразных событий. В статье проанализированы действующие кластеры в Республике Татарстан, представлены результаты исследования проведенных событий. Отмечается, что создание и поддержка креативных кластеров способствует формированию новых культурных центров, активизации событийного туризма и обогащению регионального туристического опыта.

Ключевые слова: событийный туризм, креативные кластеры, креативные индустрии, Республика Татарстан, регион, событийные мероприятия.

В современном мире креативные кластеры становятся ключевым фактором стимулирования туристской деятельности, особенно в контексте событийного туризма. Эти пространства объединяют творческие и культурные инициативы, создавая уникальные центры, способные привлекать внимание туристов. Настоящая статья посвящена анализу взаимосвязи развития креативных кластеров и стимулирования событийного туризма на примере Республики Татарстан. В процессе исследования рассматриваются особенности формирования креативных кластеров, их влияние на творческий потенциал региона, а также их взаимодействие с развитием событийного туризма.

Целью статьи является исследование воздействия развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в контексте Татарстана. В ходе исследования ставятся следующие задачи:

1) провести терминологический анализ ключевых понятий, связанных с креативными кластерами и событийным туризмом;

2) провести анализ текущего состояния и потенциала событийного туризма и креативных кластеров в регионе;

3) оценка воздействия развития кластеров на проведение событийных мероприятий;

4) разработать рекомендации на основе полученных результатов. Полученные результаты могут быть полезными для органов регионального управления, предпринимателей и исследователей, заинтересованных в развитии творческого и туристского потенциала региона.

Методы. Входе исследования были применены методы контент-анализа, включающие анализ статей, отчётов, новостных публикаций и других источников. Этот метод позволил систематизировать информацию и выделить ключевые аспекты развития событийного туризма. Также использовался метод моделирования для формулировки различных моделей событийного туризма. Эти модели представляют собой концептуальные рамки, охватывающие различные аспекты событийного туризма. Моделирование способствовало глубокому пониманию структуры и влияния событийного туризма в конкретном контексте, а также выявлению тенденций и факторов, способствующих его развитию.

Результаты . Изучение событийного туризма необходимо начать с подходов к его определению. В мировой литературе термин «event tourism» используется для обозначения явления, в то время как в русском языке применяются термины «ивент-туризм» или «событийный туризм». Российские исследователи предлагают разнообразные трактовки данного понятия (Рис. 1).

Подходы к определению событийного туризма в трудах российских учёных

Рис. 1. Подходы к определению событийного туризма в трудах российских учёных

Анализ указанных подходов позволяет сделать вывод об отсутствии универсального определения событийного туризма, что объясняется непродолжительным периодом его изучения среди российских исследователей, а также многогранностью его состава. Авторы рассматривают событийный туризм либо как вид туристской деятельности, либо как разновидность туризма.

Обобщая различные точки зрения, можно предложить следующее определение: Событийный туризм — это форма культурного туризма, направленная на посещение определённой дестинации в конкретное время, связанное с заметным общественным событием, редким природным явлением или интересным для туриста мероприятием в различных уголках мира.

Рынок событийного туризма обладает уникальными особенностями, которые следует учитывать при организации туристского бизнеса. Этот сегмент подвержен воздействию различных факторов:

Природно-экологические факторы:

– благоприятный климат и комфортные природные условия

– чистота и ухоженность территории

– наличие природных источников для развития событийного туризма

Социально-экономические факторы:

– уровень жизни основной массы населения

– свобода и права, позволяющие гражданам свободно передвигаться

– внешнеэкономические связи государства

Политические факторы:

– политическая стабильность

– мирные отношения между государствами

– наличие межправительственных соглашений в области туризма

– Правительственные меры по поддержке событийного туризма.

Демографические факторы:

– рост населения

– усиление этнических связей и традиций

– приток в туризм молодежи

– тенденция увеличения числа семейных путешествий

Событийный туризм выделяется разнообразием моделей. Приведенные ниже модели служат систематизацией и описанием различных подходов, которые формируют уникальный опыт в участии туристов в событиях:

  1. Рыночная (корпоративная) модель событийного туризма основана на маркетинговых стратегиях и конкурентоспособности. В этом подходе ключевую роль играют частные компании и организаторы событий, активно участвуя в планировании и продвижении мероприятий. Основной фокус приходится на анализе рыночной привлекательности и максимизации туристского потенциала. Решения принимаются с учётом рыночных ориентиров, и внешняя помощь привлекается по необходимости, обеспечивая конкурентоспособность мероприятий на современном туристском рынке.
  2. Общественная модель в контексте организации событийного туризма представляет собой стратегический подход, ориентированный на учёт социокультурных и экологических факторов. В этой модели акцент делается на вовлечении общественности, партнёрствах и сотрудничестве для принятия решений относительно портфеля событий и их организации. Решения принимаются с учётом социальных и культурных критериев, а экономические аспекты считаются второстепенными. Максимальное вовлечение участников, постоянные консультации и стремление к консенсусу обеспечивают устойчивое развитие событийного туризма, с учётом интересов общества. [8]
  3. В рамках государственной модели событийного туризма ключевую роль играют государственные органы, которые централизованно принимают стратегические решения и координируют процессы проведения мероприятий. Эта модель подразумевает сильную поддержку со стороны государства и ориентирована на достижение общегосударственных целей в развитии туризма. Акцент также делается на интеграции событий в национальные стратегии развития.
  4. Кластерная модель представляет собой инновационный подход, взятый из экономической литературы. Она описывает организацию туристской деятельности через сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных туристских предприятий, поставщиков услуг, учебных учреждений, правительственных структур и других субъектов. Туристский кластер охватывает и производственные, и информационные аспекты, обеспечивая интегрированное взаимодействие и развитие местного туристского направления [9].

Границы между моделями условны, и на практике они часто взаимопроникают, позволяя лучше учесть разнообразие интересов туристов и местных жителей и способствуя более насыщенному и вдохновляющему взаимодействию в контексте событийного туризма.

Событийный туризм, как важная составляющая туристской индустрии, тесно взаимодействует с креативными кластерами, формируя уникальную среду для развития творческих и культурных инициатив.

В контексте событийного туризма, кластеризация представляет собой объединение творческих и культурных инициатив в определённых областях или районах. Этот процесс не только создает уникальные и интересные места для посещения, но и стимулирует событийный туризм, привлекая внимание туристов к разнообразным мероприятиям.

В России, креативные кластеры, возникшие в начале 2000-х гг., зарекомендовали себя как пространства аккумуляции творческих инициатив и проектов. Разнообразные формы творческих пространств, такие как резиденции, лофты, мастерские и хабы, сосредотачиваются вокруг креативных кластеров [10]. В российской практике существуют следующие подходы к определению понятия креативный (творческий) кластер:

– это совокупность организаций и индивидуумов в определённой географической области, которые работают в сфере культуры, искусства, дизайна и других креативных отраслей. В креативном кластере сосредоточены компании, которые производят и распространяют креативный продукт, а также инфраструктура и ресурсы для создания и распространения этого продукта [11].

– объединение на определённой территории носителей творческой или интеллектуальной инновации, способной приобретать условно вещественную форму [12].

– «технопарк» в сфере креативных индустрий, конвертирующий творческую энергию в работающие бизнесы, увеличивающие вклад таких индустрий в валовый продукт города [13].

В 2019 году Союз креативных кластеров России сформулировал наиболее полное определение креативного кластера: Креативный кластер — территориальная концентрация творческих индустрий и тесно связанных с ними предпринимательской, общественной, образовательной деятельностей, расположенных на площадке единого крупного имущественно-земельного комплекса, на территории которого определена и публично заявлена базовая специализация и созданы условия для междисциплинарного взаимодействия, создания творческих продуктов и капитализации человеческих ресурсов [14]. Под имущественно-земельным комплексом креативного кластера подразумевается условно замкнутая территория, объединяющая несколько зданий на едином земельном участке. Эта территория создана с учётом интересов как резидентов, так и посетителей, обеспечивая:

– Физическую инфраструктуру кластера, включающую выставочные залы, коворкинги и общественные пространства.

– Виртуальную инфраструктуру, такую как веб-сайты, социальные сети и другие онлайн-платформы.

– Управление профессиональной управляющей компанией, которая реализует единую политику по подбору резидентов, оказывает рекламную, PR и маркетинговую поддержку кластера и его резидентов, а также регулярно проводит мероприятия с участием резидентов на территории кластера.

Креативные кластеры играют ключевую роль в структуре креативной экономики, обеспечивая среду для развития предпринимательства в области креативных индустрий, стимулируя создание стартапов, реализацию новых творческих проектов и институционализацию креативных инициатив.

Обычно такие пространства специализируются в разных областях. Союз креативных кластеров, выделяя базовые направления специализации, определяет разнообразие областей, таких как музейная и галерейная деятельность, архитектура, дизайн, фотография, издательская сфера, культурно-досуговые направления, исполнительское и изобразительное искусство, создание аудио-визуальных произведений, реклама, мода, народные промыслы и ремесла. Кроме того, пространства могут различаться по другим параметрам. Среди них:

– Бюджетная принадлежность (форма собственности): могут быть частными, государственными или смешанными.

– Формирование контента: включает постоянные экспозиции, событийные мероприятия, пространства для встреч, работы, зоны отдыха и развлечений.

– Типы резидентов: варьируются от выставочных/экспозиционных пространств до площадок для массовых мероприятий, офисов, студий, лабораторий, арт-резиденций, образовательных хабов и общественных пространств (кафе, кинотеатры, зоны отдыха, коворкинги, магазины).

– Способы финансирования: могут включать бюджетное финансирование (включая программы поддержки и развития культурных инициатив), частное финансирование (в том числе средства постоянных резидентов), смешанное финансирование (государственно-частное партнерство) и краудфандинг.

Креативные кластеры характеризуются своей мультифункциональностью, предоставляя резидентам разнообразные специализированные направления, такие как производство, образование, галереи, офисы и студии. Сопутствующая инфраструктура и общественные пространства обеспечивают комфорт для внутренних и внешних аудиторий. Эти пространства оказывают значительное воздействие на развитие городской среды, формирование городских сообществ, развитие культурных тенденций, и изменение привычек потребления креативных продуктов. Они также содействуют увеличению туристской привлекательности локаций, способствуют развитию событийного туризма, поощряют креативное предпринимательство и стимулируют локальную креативную экономику.

Далее проведём анализ роли событийного туризма в контексте региональной динамики, сосредотачивая внимание на взаимосвязи с креативными кластерами в Республике Татарстан.Входе исследования 2022 года, с которого начался новый этап в развитии событийного туризма в России, был представлен девятый ежегодный Рейтинг событийного потенциала регионов [15]. Важным событием в лидирующей группе рейтинга стало усиление конкуренции между регионами за места в тройке лидеров. Фактически, тройка превратилась в четверку: Свердловская область и Республика Татарстан сравнялись по количеству баллов и разделили второе место (Рис. 2). Татарстан улучшил свои результаты на позицию. Успех региона обусловлен активными мерами по удержанию и привлечению мероприятий, а также усилиями, направленными на продвижение региона как туристской дестинации на внутреннем и внешнем рынке.

Топ-20 Рейтинга событийного потенциала регионов России 2022

Рис. 2. Топ-20 Рейтинга событийного потенциала регионов России 2022

Государственный Комитет РТ по Туризму ежегодно разрабатывает и публикует событийный календарь, который содержит информацию о различных мероприятиях, включая их название, описание и место проведения. Данный календарь широко доступен на сайте комитета, предоставляя возможность ознакомиться с предстоящими туристическими событиями в регионе. Эта инициатива направлена на участие как местных жителей, так и туристов, способствуя развитию туристической индустрии в Республике Татарстан [16].

На заседании Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия и Государственного комитета Республики Татарстан по туризму были выделены стратегические направления развития туризма на 2023 год. Особое внимание уделено приоритетам, среди которых особо акцентировано развитие событийного туризма. Это подчёркивает не только важность данного сектора в контексте туристической стратегии региона, но и его включение в ключевые аспекты планов на предстоящий год.

В контексте стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года активно укрепляется инфраструктура для творческих индустрий, осуществляемая через инициативу «Креативные индустрии Татарстана» [17]. Проект включает в себя создание бизнес-инкубаторов, образовательных хабов и других платформ для взаимодействия творческих сообществ. Программа также ставит перед собой задачу способствовать активному взаимодействию между предпринимателями в сфере креативных индустрий и государственными органами. Это реализуется через механизмы государственно-частного партнёрства, стимулирование инвестиций и создание благоприятного налогового режима для участников креативных проектов.

В соответствии с исследованием Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, Татарстан занимает пятое место в рейтинге креативных регионов РФ (Рис. 3), пропустив вперёд Москву, Санкт-Петербург, Новосибирскую и Томскую области [18]. Согласно этому списку, развитию креативных индустрий в регионах способствуют наличие крупнейших городов, концентрация студентов ведущих вузов, высокий уровень цифровизации, активная политика органов власти и деятельность креативных кластеров.

Рейтинг субъектов Российской Федерации по значению регионального индекса креативных индустрий и региональные профили по рубрикам рейтинга: 2023

Рис 3. Рейтинг субъектов Российской Федерации по значению регионального индекса креативных индустрий и региональные профили по рубрикам рейтинга: 2023

На основе этого исследования, регионы были разделены на четыре группы с различными паттернами и условиями развития креативных индустрий: «лидеры», «эволюционные», «эффективные» и «догоняющие». Татарстан попал в группу «Лидеры» (Рис. 4). Они показывают наиболее весомые результаты в области креативных индустрий, а также имеют широкий набор предпосылок, благоприятствующих их развитию.

Профили групп регионов по рубрикам рейтинга: 2023

Рис. 4. Профили групп регионов по рубрикам рейтинга: 2023

Такие лидирующие регионы характеризуются высоким уровнем урбанизации, вовлечённостью населения в культурную жизнь и цифровизацией. Доля креативных индустрий в общем объеме отгруженной продукции у регионов-лидеров составляет 3,5 %, что превышает средний показатель по стране в 1,4 %. Размер заработной платы работников креативных индустрий в этих регионах превышает средний размер оплаты труда на 1,3 раза.

Для анализа структуры и работы креативных кластеров в Татарстане рассмотрим уже существующие объекты. В таблице ниже представлены основные характеристики нескольких креативных кластеров в регионе (Рис 5).

Обзор креативных кластеров в Республике Татарстан

Рис. 5. Обзор креативных кластеров в Республике Татарстан

Анализ креативных кластеров в Республике Татарстан выявил их значительный социокультурный и экономический вклад в регион. Высокий интерес и активность со стороны общества, отражённые в значительном числе запросов и участии в мероприятиях, свидетельствуют о растущем влиянии кластеров на культурную среду. Разнообразие инициатив, представленных в кластерах, от выставок до лофтов и мастерских, формирует многостороннюю культурную сцену, стимулируя творческое разнообразие.

Тем не менее, выявлены определённые вызовы, такие как ограниченная площадь и узкая направленность некоторых мероприятий. Эти проблемы требуют внимания и дополнительных улучшений для повышения общей эффективности кластеров. Стратегическое развитие креативных кластеров имеет потенциал дополнительно стимулировать культурное разнообразие и сделать регион более привлекательным для туристов и предпринимателей.

В ходе исследования креативных кластеров в Татарстане была проанализирована событийная активность ключевых объектов (Рис. 6).

Анализ событийной активности креативных кластеров в Татарстане (01.11.22–31.10.23 гг.)

Рис. 6. Анализ событийной активности креативных кластеров в Татарстане (01.11.22–31.10.23 гг.)

На основе проведенного анализа событий, организованных креативными кластерами в Татарстане за период с 01.11.22 по 31.10.23 года, выявлены значительные активности в различных сферах. Центр современной культуры «Смена» выделяется такими событиями как: Всероссийский аудиовизуальный фестиваль «Свет и музыка», Зимний книжный фестиваль Смены, показ документального фильма McQueen, фестиваль «Казань Философская».

Арт-пространство «Фабрика Алафузова» также проявило себя в организации разнообразных мероприятий, включая: Экспозицию арт-объектов «Музей странных вещей», фестиваль «ОКОЛО СТЕНДАП» и Кряшенскую вечеринку «Шакмак Дискатук», резидентскую вечеринку «ALFZVsound», Хеллоуин «Ковчег профессора Алафузова».

Культурный центр «Сайдаш» представил широкий спектр событий, таких как: концерт «Джазовый мост от Санкт-Петербурга до Казани», этно-концерт «Магия севера», мероприятие, посвящённое Масленице, очный этап первого городского конкурса «Лучший ведущий — 2023», отчётный концерт детской студии театра танца «Сайдаш».

Арт-резиденция «RE’ACTOR» организовала мероприятия, такие как лекция «Кино, что доктор прописал», танцевальный класс «Нетанцы», «Фестиваль креативных индустрий Город — RE’ACTOR», выставка современного искусства «Окончательно растворив сумасшедшие звезды», мероприятие «Выходной в ДК Химиков» от арт-резиденции RE’ACTOR

Эти события, спроектированные и реализованные креативными кластерами, не только демонстрируют их вклад в культурное обогащение региона, но и подчеркивают важность событийного туризма в структуре креативных индустрий Республики Татарстан.

Анализ второй таблицы, отражающей общее количество и типы проводимых событий креативными кластерами в Республике Татарстан, позволяет выделить важный вклад этих кластеров в развитие событийного туризма в регионе.

Высокое количество событий, проводимых креативными кластерами, создаёт благоприятные условия для привлечения туристов. Наличие международных и всероссийских событий является ключевым фактором, формирующим привлекательность региона для туристов. Эти события привлекают внимание широкой аудитории и способствуют укреплению имиджа Татарстана как культурного и событийного центра.

Более того, разнообразие событий позволяет привлечь туристов с разными предпочтениями. Это важно для создания уникального туристического опыта и расширения потенциала событийного туризма в регионе.

Таким образом, креативные кластеры в Республике Татарстан играют ключевую роль в формировании событийного туризма, обогащая культурную картину региона и делая его более привлекательным для туристов. Эти кластеры выполняют важную роль в формировании уникальной культурной среды, предоставляя плодотворную почву для разнообразных мероприятий.

Креативные кластеры действуют как катализаторы инновационных идей и творческого взаимодействия, стимулируя участие не только местных жителей, но и привлекая внимание туристов. Их мероприятия обогащают культурный опыт, способствуют обмену идеями и формированию тесных общественных связей. Кластеры, таким образом, выступают важным мостом между местным населением, предпринимателями и туристами, способствуя культурному разнообразию и развитию событийного туризма в регионе.

Исходя из выявленных проблем в работе креативных кластеров в РТ в контексте событийного туризма, предлагаются следующие рекомендации:

  1. Диверсификация культурных мероприятий. Отмечено отсутствие ярко выраженных уникальных событий, которые могли бы привлечь внимание разнообразных целевых групп. Кластерам рекомендуется активно внедрять инновационные концепции и тематические исследования, чтобы сделать события более привлекательными для различных категорий посетителей.
  2. Сотрудничество с туристическими агентствами. Построение партнёрских отношений с туристическими операторами может значительно расширить охват потенциальной аудитории. Рекомендуется активное вовлечение кластеров в разработку туристических пакетов, включающих участие в мероприятиях, чтобы привлечь новых туристов.
  3. Обновление образовательных программ. Периодическое обновление образовательных программ способствует удовлетворению запросов широкой аудитории. Рекомендуется активное взаимодействие с выдающимися лекторами и обновление образовательного контента с учётом современных тенденций.
  4. Взаимодействие с местным бизнесом. Сотрудничество с местными предпринимателями может стать двигателем взаимного роста. Рекомендуется активно привлекать местные предприниматели в проекты кластеров и разрабатывать стратегии для взаимодействия.

Литература:

  1. Биржаков М. Б., Воронцова И. В., Метелев Н. И. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме // Туристские фирмы. — 2000. — № 23. — С. 94–111.
  2. Долженко Г. П., Шмыткова А. В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. — 2007. — № 6. — С. 116–119.
  3. Никитина С. С., Зинченко М. В. Событие как основа для проектирования туристического продукта // Материалы Международной конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук», г. Томск, 2012. — С. 81–84.
  4. Алексеева О. В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук / О. В. Алексеева. — М., 2012. — 24 с.
  5. Лакомов Е. Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму [Текст]: автореф. дис.... канд. экон. наук / E. Ф. Лакомов. — М., 2013. — 28 с.
  6. Артюх Д. В, Колупанова И. А. Событийный туризм в России и за рубежом // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2011. № 7. С. 15–19.
  7. Булганина С. В., Лопаткина Н. С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Науковедение. 2015. Т.7, № 28. С. 6.
  8. Давыденко И. В. Доминанты рынка событийного туризма // Перспективы развития науки в современном мире: материалы междун. начно-практич. конф. Краков, 2012. С. 97–103.
  9. Портер М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. — 496 с
  10. Атлас креативных кластеров Российской Федерации. URL: https://ipquorum.ru/upload/Атлас %20КК %202023 %20electron %20 %283 %29-hptpPmYo.pdf (Дата обращения: 20.11.2023).
  11. «Креативные индустрии как фактор развития городской экономики» // Мир новой экономики, 2016, № 4. С. 99–105.
  12. Хакимова Е. Р. Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-klaster-kak-element-kreativnogo-potentsiala-territorii (дата обращения: 15.11.2023).
  13. Токарев И., Журавлева Т., Ярмощук Я. Сносить нельзя ревитализировать. Практическое руководство по созданию креативного кластера// ООО «Агентство развития регионов». 2019. С. 7.
  14. Союз Креативных кластеров. URL: https://www.unitedclusters.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).
  15. Рейтинг событийного потенциала регионов — 2022. URL: https://roscongress.org/materials/reyting-sobytiynogo-potentsiala-regionov-2022/ (дата обращения: 20.11.2023).
  16. Календарь событий. URL: https://tourism.tatarstan.ru/kalendar-sobitiy.htm (дата обращения: 18.11.2023).
  17. Стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года. URL: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1766090.pdf (дата обращения: 18.11.2023).
  18. Рейтинг креативных регионов России. Научный дайджест. Спецвыпуск № 3. URL:https://www.hse.ru/data/2023/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_Regions_11–2023.pdf (дата обращения: 18.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): событийный туризм, Татарстан, кластер, мероприятие, развитие, индустрия, ключевая роль, креативный кластер, регион, Республика.


Ключевые слова

регион, Республика Татарстан, событийный туризм, креативные индустрии, креативные кластеры, событийные мероприятия

Похожие статьи

Задать вопрос