Совершенствование механизма налогового контроля за НДС на базе цифровых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Глушаков, М. А. Совершенствование механизма налогового контроля за НДС на базе цифровых технологий / М. А. Глушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 539-541. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108945/ (дата обращения: 06.05.2024).



В научной статье представлены результаты обзора перспективы использования цифровых технологий и информационных систем в современной практике налогового контроля за НДС в России. Актуальность исследования на рассматриваемую тематику связана с необходимостью совершенствования механизма налогового контроля за НДС, в основе цифровизации которой применяется информационная система АСК НДС-2. Данный вектор развития позволяет улучшить эффективность налогового контроля за НДС, соблюдая баланс интересов органов налогового администрирования и налогоплательщиков.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, НДС, налоговая система, налоговый контроль, цифровые технологии, АСК НДС-2, информационные системы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является главным налогом, формирующего доходной бюджеты России. Однако потенциал фискального взыскания НДС более высокий, реализации которого препятствуют проблемы системы налогового администрирования. В связи с этим необходимо совершенствование механизма налогового контроля за НДС, где можно использовать цифровые технологий и современные информационные системы, на примере, АСК НДС-2.

Для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность России важно проводить сбалансированную налоговую политику, которая позволит простимулировать поступление налоговых доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы государства. Одним из методов решения данной задачи является проведение налоговых проверок, где органами налогового администрирования проверяется правильность в исчислении и уплате налогов и сборов налогоплательщиками. Вспомогательными инструментами являются нормативные правовые акты, которые регламентируют механизм проведения налоговой проверки, обеспечивая защиту интересов, как органов налогового регулирования, так и налогоплательщиков (физических лиц и организаций).

Перспективы решения актуальных проблем налогового контроля за НДС в современной практике напрямую связаны с возможностью стимулирования поступления дополнительных налоговых доходов от уплаты НДС в бюджеты разных уровней бюджетной системы России. Перспективными мероприятиями будут выступать:

– совершенствование налоговой культуры налогоплательщиков для выработки у них налоговой дисциплины;

– обеспечение профессионального обучения и развития специалистов ФНС, которые принимают участие в организации налоговых проверок;

– совершенствование нормативно-правовой базы налогового регулирования в России с целью установления пунктов, которые будут нивелировать разногласия в понимании процедуры налоговой проверки.

Однако ключевым вектором развития налогового контроля за НДС в российской практике будет продолжение цифровой трансформации и автоматизации процессов налогового администрирования при помощи использования современных технологий, инноваций и информационных систем.

Основным инструментом цифровизации механизма налогового контроля в России является использование информационной системы «АСК НДС-2». Это программное обеспечение, являющееся одним из компонентов АИС «Налог-3». Сведения из АСК НДС представляют собой совокупность показателей из разделов 8–12 налоговых деклараций по НДС, сформированных исходя из требований налоговых органов, и соответственно отображенных во взаимосвязи с аналогичными показателями налоговых деклараций по НДС контрагентов налогоплательщика [1].

Внедренное в работу налоговых органов еще в 2013 г. программное обеспечение было полностью обновлено в 2018 г. до новейшей версии, позволяющей полностью автоматизировать процедуру проверки налоговых деклараций, отслеживать движение налоговых поступлений от физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [3].

Практика применения модели «АСК НДС-2» и использование усовершенствованных технологий базы данных в полной мере позволяет выявить частоту расхождений. Касательно системы налогового администрирования именно ошибки в виде налогового разрыва являются более важными для представителей налоговой инспекции, что показывает неточность действий контрагентов и наличие связей с организациями, созданными с целью мошенничества [4].

Главным результатом применения информационной системы «АСК НДС-2» является то, что в России началось резкое уменьшение числа фирм-однодневок, которые нарушали правила налогового законодательства [5].

Однако практическое использование «АСК НДС-2» позволило обнаружить следующий ряд проблем [6]:

– отражение информации в сервисе не всегда происходит вовремя;

– до конца не обеспечена информационная безопасность при защите конфиденциальных данных;

– отсутствует правовой статус технических посредников;

– сохраняются сбои электронных сервисов.

Однако основной недостаток АСК «НДС-2» связан с невозможностью определения обоснованности заявленных вычетов по НДС. Данные счетов-фактур, представленные в декларации, не позволяют в полной мере оценить факты хозяйственной деятельности организации, так как не содержат информации о количестве, стоимости и наименовании товаров (работ, услуг) в связи с чем появляется угроза «обнальщиков». Зачастую этим промышляют предприятия, предоставляющие услуги, стоимость которых не может быть точно определена.

Для того, чтобы определить перспективы эффективного использования новейших технологий в совершенствовании процессов налогового контроля за НДС в России проведем обзор данных технологий [2]:

  1. Облачные технологии. Цифровые технологии, связанные с облачными вычислениями и с хранением данных, предоставляют доступ через удаленные сервера и компьютеры. Преимуществом облачных технологий является экономия финансовых и временных расходов, а также упрощение процедуры сбора и анализа данных налоговой отчетности.
  2. Технологии искусственного интеллекта. Главный тренд современности, который интегрируется в различные процессы системы управления. Благодаря технологиям искусственного интеллекта проводится генерирование когнитивных функций, снижая потребность в персонале и уменьшая человеческий фактор в органах налогового администрирования.
  3. Технология Big Data. Данные цифровые технологии позволяют совершенствовать информационно-аналитическое обеспечение управления, поскольку орган налогового администрирования может систематизировать и проанализировать большой объем различных данных и информации. Проводится также успешное использование данных технологий в прогнозировании через определение причинно-следственных связей.
  4. Технология блокчейн. Данная информационная технология все чаще стала использоваться в качестве инструмента, обеспечивающего прозрачность операций, снижение рисков, при переходе на использование других информационных технологий, а также стимулирования дальнейшей цифровизации процессов системы налогового администрирования.

Подводя итоги, необходимо определить следующие перспективы цифровизации механизма налогового контроля за НДС:

  1. Увеличится доля и практика использования сквозных технологий, как облачные вычисления и Big Data, интеграция которых вместе с технологией искусственного интеллекта, способно вывести управление решением проблем налогового администрирования НДС на новый уровень качества.
  2. Продолжится успешная реализация национальной программы импортозамещения зарубежного оборудования, программного обеспечения и информационных систем, что позволит улучшить информационную безопасность системы налогового администрирования.
  3. Произойдет ускоренная интеграция цифровых технологий в налоговую сферу, где благодаря цифровой трансформации повысится качество предоставления государственных услуг и снизится налоговое давление со стороны органов налогового администрирования.

Таким образом, совершенствование механизма налогового контроля за НДС на базе применения цифровых технологий и информационных систем является приоритетным вектором развития системы налогового администрирования в современной практике налоговой политики России.

Литература:

  1. Булдыгин П. А., Кириллова А. С. Оптимизация системы налогового администрирования и контроля с использованием автоматизированного программного комплекса «АСК-НДС 3» // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4–2. С. 30–33.
  2. Мезенцева П. А. Достоинства и недостатки цифровизации налогового контроля добавленной стоимости // Российские регионы в фокусе перемен. 2020. С. 735–736.
  3. Староверова О. В. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 315–319.
  4. Корзоватых Ж. М., Морозова Н. Г. Развитие инновационных инструментов налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2021. № 10 (456). С. 145–155.
  5. Никонова А. С., Черноусова К. С. Цифровизация и влияние цифровых технологий на эффективности налогового контроля // Скиф. 2020. № 12 (52). С. 350–354.
  6. Морозова Н. Г., Корзоватых Ж. М. Инновационные инструменты налогового администрирования в России//Вестник университета. 2022. № 4. С. 122–129.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговый контроль, Россия, НДС, АСК, информационная система, искусственный интеллект, программное обеспечение, современная практика, налоговая проверка.


Похожие статьи

Задать вопрос