Цели управления региональной безопасностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Старцева, Е. А. Цели управления региональной безопасностью / Е. А. Старцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 595-599. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108916/ (дата обращения: 28.04.2024).



Экономическая безопасность региона включает совокупность условий и факторов, влияющих на стабильность и качество развития экономики региона. Экономическая безопасность проявляется в возможности осуществлять региональную экономическую политику в рамках национальной экономической политики, но с учетом региональных особенностей; способности оперативно реагировать на геополитические изменения в стране; способности разрабатывать и внедрять региональные программы социально-экономического развития; способности обеспечивать высокий уровень жизнедеятельности населения.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, региональные аспекты, региональная экономика, методика, индикаторы, цели.

Экономическая безопасность региона включает совокупность условий и факторов, влияющих на В современных условиях развития национальной экономики существует ряд разнообразных угроз, которые могут нарушить ее стабильное функционирование. В такой обстановке обеспечение национальной безопасности, особенно экономической безопасности, играет огромную роль [8].

На современном этапе развития России вопросы региональной безопасности в области промышленного производства являются крайне актуальными. Исследование социально-экономической ситуации в стране показывает, что причины угроз экономической безопасности носят региональный характер. Рост диспропорций в социально-экономическом развитии регионов влияет на усиление негативных процессов в хозяйственном комплексе, что, в свою очередь, сказывается на стабильности экономики всего государства.

Углубление различий в уровне конкурентоспособности российских регионов в результате влияния дестабилизирующих факторов представляет угрозу как для экономики государства в целом, так и для отдельных его регионов. Следовательно, существует необходимость в понимании, анализе и пересматривании научно-методологических подходов к обеспечению экономической безопасности региона. Основная роль хозяйствующих субъектов в развитии региональной и национальной экономик и снижается не только в экономической плоскости, но и в социальной сфере, обеспечивая население продукцией (товарами, работами, услугами) и формируя конкурентную среду на рынке, что способствует занятости населения. Особенно это актуально для промышленных предприятий.

В результате изучения работ в области экономической безопасности региона было установлено, что авторами предложены разнообразные трактовки термина «экономическая безопасность региона и его составляющих», среди прочего во многих работах (в том числе У. Харазишвили), отражающих условия, необходимые для обеспечения экономической безопасности развития региональной экономики [7]. Также учеными, такими как О. Овчаренко, В. Смеесова, М. Иванова, Н. Ковтун, Л. Золотухина, разработаны взгляды на сущность экономической безопасности на мезоуровне [5].

Традиционно экономическая безопасность рассматривается как сложная система, учитывающая гармонизацию функционирования ее звеньев, факторов и условий на всех уровнях управления РФ. В частности, в 1994 году академик Абалкин Л. И. предложил рассматривать экономическую безопасность в систематизированном виде «совокупность условий и факторов, которые гарантируют независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [1].

Через способности удовлетворения экономики внутреннего спроса и компенсацию предложения за счет аккумулирования внутренних ресурсов развития трактует понятие «экономическая безопасность» Курочкин Ю. С. [8], а Афонцев С. А. трактует данную категорию через обеспечение устойчивости национальной экономической системы к шоковым события различной природы происхождения, а также способность противостоять им с минимальным ущербом [4].

По мнению М. П. Посталюка и Р. Р. Валеевой, основной целью управления экономической безопасностью региона являются своевременное выявление и предотвращение внешних и внутренних угроз, которые возникают в экономике и негативно влияют на развитие социально-экономических процессов [6]. Эти негативные процессы оказывают огромное влияние на благосостояние населения, приводят к увеличению издержек и снижению доходов от деятельности организаций, снижают объемы производства и конечных продаж продукции и услуг, а также влияют на инвестиционную привлекательность региона и его дальнейший экономический рост.

По мнению Н. Моргун, своевременная разработка и использование эффективных средств управления экономической безопасностью позволяют адаптироваться к негативным изменениям в экономике, снизить существующие риски и угрозы [10]. Процесс управления экономической безопасностью региона направлен на предотвращение или уменьшение негативного воздействия дестабилизирующих явлений и факторов, а также разработку и применение превентивных мер, направленных на поддержку стабильности организаций, действующих в регионе и на его территории в условиях нестабильной экономики.

С. Тагизаде считает, что важными составляющими процессов управления являются формирование, развитие и совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности регионов [9]. Таким образом, актуальным становится вопрос формирования новых методических подходов к оценке экономической безопасности регионов, позволяющих проводить ее качественный, количественный и объективный анализ.

Методология должна всесторонне раскрывать слабые и сильные стороны регионов с отражением всех составляющих экономики, а именно с точки зрения инвестиционной привлекательности, инновационного, финансового развития, внешнеэкономического взаимодействия, социальной защищенности населения, что в целом формирует их экономическую безопасность. Также важным становится вопрос разработки эффективных управленческих мер по пресечению и снижению рисков и угроз, возникающих в экономической системе регионов. На основе данных мер должны приниматься результативные управленческие решения, обеспечивающие достижение необходимого уровня экономической безопасности регионов.

По нашему мнению, отечественные авторы при исследовании вопроса анализа экономической безопасности региона применяли различные показатели, характеризующие экономическую безопасность, и в рамках своих взглядов создали отличные друг от друга методологические подходы к ее оценке.

На современном этапе приоритеты экономического развития страны претерпевают достаточные изменения. Многие государства прошли этап адаптации экономики после периода локдауна, санкционного давления и передела сфер мирового влияния, а также принятия решения о включении механизмов «мобилизационной» экономики. РФ не является исключением, практически со всеми современными проблемами пришлось столкнуться органам государственного управления.

Устойчивое развитие является мировым приоритетом на период до 2035 года, гарантом сохранения экологического курса и направленности экономик практически всех государств мира на сохранение планеты. В новом поле сейчас обращается внимание на национальную безопасность, азиатские рынки сбыта продукции, формирование новых логистических потоков, борьбу с санкционным давлением и т. п.

Таким образом, можно говорить об актуальности изучения вопроса региональной безопасности как внутри страны, так и на внешнеполитическом контуре. Экономический рост является гарантом национальной безопасности, обеспечивает функционирование реального сектора экономики, приносит валюту в страну, повышает уровень и качество жизни населения. Следовательно, экономической безопасности региона в текущем сложном периоде необходимо уделить особое внимание. Концепции региональной экономической безопасности в РФ на данный момент не существует.

В качестве критериев экономической безопасности РФ определено 16 основных индикаторов. Показатели определены на уровне всей страны, однако, когда проводится анализ и оценка на региональном уровне, возникают сложности и проблемы (невыполнение ряда пороговых значений, отсутствие статистических данных и т. п.). Отличительными чертами региональной экономической безопасности для регионов РФ могут быть: учет угроз экономической и экологической безопасности, выявление отличительных особенностей области (района), которые станут драйверами экономического роста.

Экологическая составляющая экономики, сокращение влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, переход на безотходное производство, внедрение принципов «зеленой экономики» и иные составляющие устойчивого развития учитываются уже в ряде страновых документов (Национальный план развития зеленой экономики до 2025 года и т. п.), но только на национальном уровне без акцента на территориальную специфику. Целесообразно определить ключевые аспекты эколого-экономического развития регионов (районов) страны и выявить угрозы именно с точки зрения устойчивого развития, идентифицировать регион (район) как отдельный субъект со своей спецификой функционирования, что может быть закреплено в таких документах, как Концепция региональной экономической безопасности. Понимание того, что внимание к региональной экономической безопасности на данный момент является неотъемлемой частью национальной безопасности, присутствует на всех уровнях управления (от базового до республиканского).

В текущий момент сложились условия, когда каждый регион отвечает за свое развитие, определяет путь самостоятельно, берет на себя управленческую ответственность за экономический вклад в ВВП страны и повышение уровня и качества жизни населения, экологию территории и ее устойчивость. Наличие четких ориентиров, закрепленных в стратегических документах, может стать своего рода пошаговой инструкцией безопасного устойчивого развития РФ с учетом внутренних и внешних угроз.

Рассматривая региональную экономическую безопасность через призму специфических отличий следует отметить, что данная дефиниция достаточно подробно исследуется в трудах современных ученых. В сущность исследуемого понятия авторы вкладывают такие характеристики, как жизнеспособность, устойчивость, поступательность в развитии, конкурентоспособность и т. д. под влиянием различных угроз.

Таким образом, можно говорить о том, что независимо от авторских точек зрения, важнейшим условием является способность экономической системы сдерживать натиск угроз, адаптироваться под ее амбивалентность, изыскиваться резервы для сокращения масштабов их проявлений [10]. Процессы экономической безопасности пронизывают все элементы хозяйственной системы разноуровневого плана, поэтому механизмы противодействия современным вызовам затрагивают и учитывают особенности функционирования государства, регионов, как важнейших элементов национальной экономической системы, муниципалитетов, отдельных корпоративных структур и граждан. Только симбиоз единой их направленности обеспечивают гармонизацию процессов, их воспроизводство, снижает противоречия в обществе, способствует сбалансированности развития [2].

В противном случае наблюдается проблема региональной дивергенции, которая проявляется неравенстве по социально-экономическому развитию, использовании человеческого напитала, состоянии инновационной среды, цифрового потенциала и возможностей их активизации для достижения запланируемых стратегических индикаторов. При этом, изучение причин, вызывающих подобные негативные ситуации, должно осуществляться комплексно, с учетом системного подхода для обоснования последующих конструктивных решений по снижению шоковых событий на экономическую систему и обеспечения ее устойчивости [3].

Следует отметить, что в последние годы появились новые теоретические разработки, которые уточняют классификационные признаки угроз ЭБ региона применительно реализации национальных проектов и предлагают инструментальный аппарат для их количественного исследования, построения экономико-математических моделей для построения качественных прогнозов. Но в общем виде за основу классификации угроз, которая может быть использована при анализе последствий на всех уровнях управления с целью разработки и совершенствования инструментов регуляторного воздействия можно принять их обобщение в монографии Кислой Т. Н.

Следовательно, необходимо констатировать о наличии соответствующего методического и методологического инструментария, использование которого позволит проводить качественный анализ различных угроз, давать всестороннюю оценку их действия, прогнозировать последствия, а также разрабатывать вариативные и инвариантные направления региональной политики по обеспечению устойчивости системы экономической безопасности региона

В рамках анализа были обобщены основные показатели оценки экономической безопасности региона:

Показатели оценки экономической безопасности региона

Рис. 1. Показатели оценки экономической безопасности региона

Недостатками ранее указанных взглядов отечественных авторов является то, что они используют показатели, которые являются индикаторами многих компонентов экономической безопасности, фокусируются только на оценке определенных компонентов экономической безопасности и игнорируют другие, а также используют большое количество показателей для оценки.

На наш взгляд, более объективные результаты могут быть получены только путем обобщения подходов исследователей и применения системного подхода к выбору показателей для оценки экономической безопасности. Анализ научной литературы по экономической безопасности, а также подходов к ее оценке на региональном уровне показал, что эффективное функционирование промышленного сектора следует рассматривать как одну из составляющих обеспечения, поддержки и повышения экономической безопасности региона [4].

В Стратегии экономической безопасности РФ для оценки экономической безопасности используется около 40 показателей, из которых 10 показателей отражают состояние развития промышленной отрасли и 13 с выращенной «промышленной» составляющей [1]. Также, согласно взгляду С. Ю. Глазьева, отдельно стоит выделять такие показатели, как «доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности», «доля машиностроения в промышленном производстве», а также «доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения» [2].

Позже эти показатели стали использоваться другими научными деятелями. Следует отметить, что в отечественной литературе имеется ограниченный объем работ в области изучения вопроса экономической безопасности в сфере промышленного производства. В связи с этим целесообразно развивать исследования в данной области [3].

Таким образом, в рамках статьи были рассмотрены научные взгляды на экономическую безопасность региона и важные характеристики его структурных элементов. В рамках исследования было установлено, что авторами предложены разнообразные трактовки термина «экономическая безопасность региона и его составляющих», помимо прочего, во многих работах отражены условия, необходимые для обеспечения экономической безопасности региональной экономики, а также учеными разработаны мезоуровневые взгляды на природу экономической безопасности, конкурентоспособность и стабильный экономический статус в долгосрочной перспективе. В то же время целесообразно раскрыть сущность экономической безопасности в сфере промышленного производства и развивать научные изыскания в области научных исследований.

Региональная экономическая система, как и любая другая, постоянно сталкивается с огромным количеством вызовов и угроз, оказывающих на нее разрушительное и деструктивное воздействие. К угрозам экономической безопасности следует отнести всю совокупность деструктивных факторов и условий, которые привносят дисбаланс в региональное развитие, препятствуют удовлетворению различных потребностей региона, создают кризисные ситуации для населения и опасность для субъектов хозяйствования в виде углубления социального расслоения, обострения всевозможных конфликтов, в том числе этнических и национальных, деградации производственных ресурсов, нерационального использования различных видов ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых) сокращения производственного потенциала, и т. д.

Бесспорно, одним из важнейших аспектов региональной политики в современных условиях является обеспечение экономической безопасности соответствующей территории, поскольку именно от уровня развития экономического потенциала отдельных регионов зависит и безопасность всей страны. Соответственно, для предотвращения, а в случае возникновения, для ликвидации дестабилизирующих факторов (угроз), необходимо знать критерии их определения и основные характеристики, а также осуществлять постоянный мониторинг и оценку влияния угроз на региональное развитие.

Достигается экономическая безопасность того или иного региона посредством реализации необходимых организационно-экономических механизмов защиты интересов территориального развития, населения и субъектов хозяйствования.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
  2. Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // Российский экономич. ж-л. — 1997. — № 1. — С. 3–16.
  3. Иванова М., Фаизова С., Бойченко М., Балалаев О., Смеесова В. Кластеризация как инструмент управления промышленным предприятием // Научный вестник Национального исслед. ун-та. — 2020. — С. 96–102.
  4. Миллер М. А. Промышленное производство в обеспечении экономической безопасности региона // Вестник ОмГУ. — Серия: Экономика. — 2020. — № 2. [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennoe-proizvodstvo-v-obespecheniiekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona.
  5. Овчаренко О., Смеесова В., Иванова М., Ковтун Н., Золотухина Л. Управление экономической безопасностью на мезоуровне: методологический и правовой подход // Региональный научный запрос. — 2021. — № 13. — С. 201–216.
  6. Посталюк М. П., Валеева Р. Р. Использование кластерного подхода в системе обеспечения инноватизации безопасности экономического пространства России // Вестник «ТИСБИ». — 2016. — № 3. — С. 221–233.
  7. Харазишвили У. Системная безопасность региона: инструменты оценки, резервы и стратегии реализации. [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://iie.org.ua/wpcontent/uploads/2019/02/HarazishvilLmonograL2019-ost.pdf
  8. Rudenko М., Dolganova Ia. Economic security of the regions: trends and prospects. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.atlantispress.com/proceedings/ispcbc-19/125914489
  9. Tagizadeh S. Theoretical and Methodological Foundations of Economic Security. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.researchgate.net/publication/370053630_Theoretical_and_Metho dological_Foundations_of_Economic_Security
  10. Morgun N. Functions of the state in providing economic security. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.researchgate.net/publication/371822484_Functions_of_the_state _in_providing_economic_security
  11. Safiullin M. Methodical approaches to assessment of the impact of the reputation capital on investment processes in the region (On the example of regions of the Volga Federal district) / M. Safiullin, A. Grunichev, L. Elshin // Humanities and Social Sciences Reviews. — 2019. — Vol. 7. — № 5. — P. 840–846. — DOI 10.18510/hssr.2019.75109.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, экономическая безопасность региона, промышленное производство, региональная экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, национальная экономика, региональная экономика, устойчивое развитие, экономическая безопасность регионов.


Похожие статьи

Задать вопрос