Правовой статус и полномочия капитанов речных портов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Сирота, Ю. И. Правовой статус и полномочия капитанов речных портов / Ю. И. Сирота. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108912/ (дата обращения: 02.05.2024).



Автором изучен административно-правовой статус капитана порта, его функции, права и обязанности, ответственность, пределы полномочий, взаимодействие с владельцами судов, заходящих в порт. Перечислены наиболее распространенные виды действий, совершаемые капитаном порта по отношению к капитанам речных судов и судовладельцам.

Ключевые слова: капитан речного судна, правовой статус, полномочия, ответственность.

The author has studied the administrative and legal status of the port captain, his functions, rights and obligations, responsibility, limits of authority, interaction with the owners of ships calling at the port. The most common types of actions performed by the port captain in relation to captains of river vessels and shipowners are listed.

Key words: captain of a river vessel, legal status, powers, responsibility.

В условиях развития рыночной экономики перевозка грузов по внутренним водным путям приобретает все большее значение, и, как следствие, в портах внутренних водных путей переплетаются различные интересы участников коммерческой деятельности, занимающихся торговыми перевозками.

В настоящее время это направление находится в стадии разработки, однако практическое применение российского национального законодательства позволяет определить полноту и всесторонность решения различных вопросов, связанных с административно-правовым статусом капитанов портов внутренних водных путей.

Сложившаяся основа портовой деятельности позволяет учесть неточности действующего законодательства, в результате чего в рамках данной работы был определен ряд вопросов для рассмотрения и изучения. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации капитан порта внутреннего плавания осуществляет исполнительные полномочия, возложенные на него Законом о портах внутреннего плавания, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими деятельность портов внутреннего плавания.

Капитан порта назначается на должность и освобождается от должности Росморречфлотом по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации на срок не более трех лет. Основными требованиями к капитану порта являются наличие высшего образования в области судовождения и практического опыта работы в качестве капитана порта на судах валовой вместимостью от 3000 тонн не менее 24 месяцев. Капитан порта должен знать законодательство Российской Федерации в области безопасного плавания судов и охраны морской среды от загрязнения судов, соблюдать настоящий Кодекс, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации по вопросам исполнения обязанностей капитана порта. Капитаны судов внутреннего плавания и капитаны портов обязаны проходить дополнительное профессиональное обучение, организуемое Росморречфлотом, не реже одного раза в три года.

Согласно пункту 3 статьи 38, капитан внутреннего порта является должностным лицом правительства, отвечающим за вооружение и военную технику. С другой стороны, если разделение административных и экономических функций вооружения и военной техники должно быть достигнуто в соответствии с планом административной реформы, надзорные функции так же должны быть разделены на отдельные отделы соответствующими организационными и правовыми формами. Это означает, что надзорные функции либо будут переданы строго специализированному органу, либо будут четко и однозначно разделены между надзорными органами, желательно в нормативном правовом документе.

А если предположить, что БОГУ по ВВТ должно выполнять лишь чисто управленческие задачи и функции, а надзор должен осуществлять БУГН по ВВТ, то капитан речного порта как контролирующий орган должен стать Сотрудник БУГН по вооружению и военной технике [1].

Капитану порта подчиняются Отдел лоцманской проводки и сигналов, Управление движения судов, Судовой регистр и Департамент сертификатов и паспортов. В его полномочия входит выдача квалификационных свидетельств и сертификатов, ведение судовых реестров, контроль навигационных условий в гавани и подходном канале, контроль глубины воды, контроль соблюдения национальных и международных правил безопасности, регистрация судов, входящих в гавань и выходящих из нее, а также расследование аварий. Капитан гавани отвечает за организацию спасательных операций в гавани и вокруг нее, за соблюдение порядка и правил движения в гавани, выдачу разрешений на спасение затонувших судов, предотвращение загрязнения рек судами и предоставление капитану навигационной и гидрометеорологической информации. Капитан порта имеет право распоряжаться спасением судов, пришвартованных в порту, налагать административные штрафы, подавать жалобы на нарушителей и в установленном порядке сверять контрольные карточки контролеров.

Капитан речного порта, выполняя возложенные на него задачи, выполняет следующие функции:

1) государственный надзор за соблюдением законодательства и международных договоров в области обеспечения безопасности мореплавания, пресечения и предотвращения правонарушений;

2) участие в разработке и согласовании видов правил в порту;

3) контроль за состоянием навигационного оборудования и состоянием глубин судовых ходов;

4) контроль за безопасностью судов, проходящих через акваторию порта и на подходах к нему;

5) проверка готовности судов к выходу в море;

6) организация работы лоцманской службы в порту (а надзор за ней осуществляет БУГН при ИВТ);

7) контроль за соблюдением судовладельцами в порту требований экологической безопасности судоходства; обеспечение капитанов навигационной информацией;

8) участие в рассмотрении планов и проектов размещения средств навигации и их дальнейшего развития и другие функции. Капитан порта имеет право запретить судну выйти из порта, если судно непригодно к плаванию, нарушены требования к его загрузке или имеются иные недостатки, создающие угрозу безопасности мореплавания, а также если нарушены требования к судовым документам;

9) утверждает должностные инструкции, представляет в государственных органах по вопросам, входящим в его компетенцию;

10) привлекать капитанов судов и судовладельцев, находящихся в порту, к проведению спасательных работ в порту. Последнее право капитана порта гарантируется обязательной обязанностью всех капитанов, судовладельцев и других лиц, находящихся в порту, соблюдать такие требования капитана порта. Логичным и понятным также представляется императивное правило пункта 5 об обязательных требованиях и решениях капитана порта в рамках его надзорной компетенции по обеспечению безопасности мореплавания [2].

Эффективность выполнения вышеуказанных функций напрямую связана с укреплением независимого статуса капитана порта в части государственного контроля за обеспечением безопасности и порядка в портах.

Предусматривается, что при исполнении своих обязанностей по обеспечению безопасности и порядка в порту капитан порта будет подчиняться непосредственно Министерству транспорта Российской Федерации. Распоряжения по вопросам, относящимся к компетенции капитана порта, обязательны для исполнения всеми судами, организациями и гражданами, находящимися в порту. В обязанности капитана порта внутреннего плавания входит управление ситуациями, требующими оперативного реагирования, принятие решений и обеспечение соблюдения международных и внутренних норм и правил безопасности на море. В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Российской Федерации капитан порта отвечает за управление судном, проверку судовой документации, соответствие основных характеристик судна судовой документации и соответствие экипажа судна установленным требованиям. Капитан порта имеет право провести детальный контрольный осмотр судна, если на судне обнаружены серьезные дефекты, из-за которых невозможно выдать разрешение на плавание. Капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на плавание в следующих случаях

— судно немореходно, нарушены требования к погрузке, судно поставлено, укомплектовано экипажем или на судне имеются любые другие дефекты, которые могут угрожать безопасности плавания судна, жизни и здоровью экипажа или нанести ущерб речной среде;

— нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

— неуплаты установленных портовых сборов.

Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан [3].

За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством РФ.

Правовой контроль за деятельностью капитанов портов по регистрации судов, соблюдением правил ведения государственного судового реестра, а также иные полномочия в системе государственной регистрации прав осуществляет Минтранс.

Однако, капитан порта является государственным служащим и не находится на государственной службе. Это лицо, действующее от имени Российской Федерации, наделенное огромными полномочиями, работающее на условиях трудового договора с речной администрацией порта или с коммерческой организацией.

Капитан речного порта наделен следующими полномочиями:

Взаимодействие и обмен информацией с капитанами других речных портов по вопросам реализации процедур государственного портового контроля над судами.

Обеспечение обмена информацией с информационным центром для централизованного учета результатов государственного портового контроля и выдачи заданий на плановый/внеплановый осмотр судна.

Принятие решения о задержании судна и (или) приостановлении грузовых или иных операций на основании проверки МПК судна до выявления нарушений, создающих угрозу его безопасной эксплуатации, безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей, находящихся на борту судна, причинившие вред окружающей среде или при наличии иных указаний, устраняются уполномоченными государственными органами.

Проведение государственной регистрации судов внутреннего плавания.

Участие в рассмотрении и согласовании проектов строительства систем управления движением судов (далее — СУДС), гидротехнических сооружений, строительства объектов в зоне эксплуатации навигационных средств в бассейне реки, участие в приемке их в эксплуатацию.

Рассмотрение и утверждение разрешений на водолазные работы, подъем затонувшего имущества, а также приостановление или запрещение этих работ в случае несоответствия представленной документации установленным требованиям, создающего угрозу безопасности мореплавания.

Председательство в квалификационных и других комиссиях, созданных им в целях обеспечения выполнения своих функций (квалификационная комиссия по проверке знаний для выдачи дипломов, квалификационных удостоверений, лоцманских удостоверений, удостоверений операторов СУДС и др.) [4].

Взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию капитана речного бассейна, с организациями, государственными органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность в бассейне реки.

Внесение изменений в установленный порядок движения судов в бассейне реки в связи с изменением гидрометеорологической обстановки, чрезвычайными ситуациями и иными обстоятельствами, создающими угрозу безопасности судоходства и транспортной безопасности в бассейне реки.

Контроль за соблюдением международных договоров, законодательства Российской Федерации в области безопасности на море, приказов капитана речного бассейна и принятие мер по предупреждению и пресечению их нарушений.

Контроль за соблюдением требований к порядку плавания и швартовки судов в бассейне реки.

Контроль соблюдения безопасности мореплавания при диспетчерском управлении судами в речном бассейне и управлении движением судов.

Государственный портовый контроль судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в речном бассейне в соответствии с Положением о государственном портовом контроле судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в речных бассейнах Российской Федерации.

Проверка работы диспетчеров, СУДС, пунктов и средств связи на бассейне, береговых участках системы автоматической идентификации и других технических систем и средств обеспечения безопасности мореплавания [5].

Контроль за ледокольной проводкой судов.

Выдача дипломов, квалификаций и специальных сертификатов.

Выдача справки о минимальном составе экипажа судна.

Выдача лоцманских свидетельств на право управления судами.

Осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Также у капитана есть ряд прав, такие как:

Капитан порта имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

Капитан порта имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

Капитан порта имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

Капитан порта имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

Капитан порта имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

Капитан порта имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

Капитан порта имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

Капитан порта имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению [6].

Капитан речного порта так же, как и капитан морского порта, будет иметь право издавать распоряжения по вопросам, относящимся к его полномочиям, которые будут обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в границах акваторий и территорий, находящихся в его ведении.

Также сегодня большое значение имеет обеспечение надлежащего правового регулирования деятельности портов внутренних водных путей, и одной из ключевых сфер является деятельность капитанов портов внутренних водных путей. В связи с этим всестороннее освещение административно-правового статуса капитанов портов внутренних рек имеет большое практическое значение. Таким образом, в данной статье, проанализирован правовой статус и полномочия капитанов речных портов , изучены права, обязанности, и сущность капитанов.

Литература:

  1. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2020. С. 61, 177.
  2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 18. — Ст. 2020.
  3. Алексеев С. С. Общая теория прав человека. М., 2020. С. 29–30.
  4. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 2018. С. 191–192.
  5. Аршина Л. М. Правовой контроль за деятельностью капитанов порта // Юрист. — 2018. — № 9.
  6. Дуб О. А. Основные функции капитана порта // Право. — 2019. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): капитан порта, Российская Федерация, внутреннее плавание, бассейн реки, капитан, порт, государственный портовый контроль, речной порт, военная техника, морской порт.


Ключевые слова

полномочия, правовой статус, ответственность, капитан речного судна

Похожие статьи

Задать вопрос