Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Цикунова, К. А. Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке / К. А. Цикунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108841/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: иностранный язык, дошкольный возраст, процесс обучения, ребенок, возраст, обучение, непроизвольное запоминание, дошкольник.

В настоящее время процесс обучения иностранному языку у дошкольников является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий и приобретает особое значение, это связано с тем, что одной из важнейших задач воспитания и обучения всесторонне развитой личности является повышение качества языковой подготовки. Эта задача может быть успешно решена при условии включения педагогического процесса уже в дошкольных образовательных организациях. Как отмечал Ф. А. Сохин, одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является задача развития речи и речевого развития [1]. Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Известно, что иностранный язык является одним из универсальных предметов, способных обогатить дошкольное образование. Дети этого возраста обладают врождённой и ещё не утраченной способностью к овладению языками, а языки в свою очередь, могут стать многофункциональным средством для развития детей дошкольного возраста. При формировании устно-речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста используются слова иностранного языка для обозначения уже знакомых ему предметов и явлений окружающего мира, что позволяет ребенку осознать возможность существования другой языковой системы. А также проведены исследования о благоприятном влиянии на развитие психики ребенка при раннем изучении иностранного языка, и на обогащение интеллекта, это в свою очередь, обусловливается активизацией основных познавательных процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти. Ведь оптимизация данных аспектов обеспечивается за счет рационального определения целей, задач, содержания и приемов обучения в общих основах психического развития ребенка дошкольного возраста. Следует отметить, что в процессе обучения речевые навыки и умения формируются на «устной основе», таким образом, значительное количество информации усваивается детьми с опорой на слуховое восприятие, а также подкрепляется воздействием на зрительный канал с помощью средств наглядности. Обучение иностранному языку у детей осуществляется с помощью творческих прикладных занятий и дидактических игр, эти способы активно дополняют друг друга в проектной методике обучения как «Лэпбук», который доступен для понимания детей дошкольного возраста, при этом позволяет проявить свою индивидуальность и овладеть знаниями.

Хотелось бы рассмотреть психолого-педагогические особенности раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Если проблема обучения иностранному языку в начальных классах является достаточно изученной и методически разработанной, то вопрос о целесообразности преподавания иностранного языка в детских дошкольных учреждениях до сих пор остается дискуссионным.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение.

Наилучший период для обучения детей иностранному языку наступает после того, как они укрепились в родном языке. Поэтому начинать изучение английского языка лучше в 5–8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно и с интересом. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

В подходе обучения ребенка дошкольного возраста, в центре обучения находится сам обучающийся, как субъект учебной деятельности. Потребностями в обучении данного возраста являются: игры, движение, песни, работа с воображением и фантазией, а также взаимодействие с предметами.

Таким образом, при построении процесса обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте нужно учитывать и соблюдать три основных принципа:

1) Легкость, знания сообщаемые учащимся должны быть доступными для понимания и интересны.

2) Конкретика. Чтобы смысл материала был усвоен учащимися, он не должен быть расплывчатым.

3) Краткость, нужно организовать учебный процесс так, чтобы знания и навыки не только успеть передать учащимся, но и закрепить их.

В процессе обучения с ребенком-дошкольником следует избегать одностороннего подхода, т. е. не ставить в приоритет практическое овладение языком. Для дошкольника язык не должен являться самоцелью, а важнее именно то, что за собой влечет язык.

Иностранный язык должен вызывать у детей интерес и положительно воздействовать на их эмоции, любознательность, творчество, развивать их фантазию, и формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях по-другому, посредством иностранного языка. Для того чтобы достичь наилучшего результата обучения иностранному языку в него необходимо включать различные виды деятельности соответствующие возрасту, такие как: музыкальные, изобразительные и другие виды, которые будут благоприятно влиять на многостороннее развитие личности ребенка в изучении иностранного языка, и тем самым помогать дошкольнику в подготовке к программе школьного курса.

Важно в дошкольном возрасте совмещать реальные возможности и интересы детей, период физической и психологической готовности к обучению иностранному языку. В данном возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, а также появляется способность к целенаправленной деятельности, и он овладевает достаточным лексическим запасом для коммуникации. В процессе обучения с дошкольниками можно столкнуться с проблемой, когда родной, или первый, язык формирует речевые привычки говорящего и влияет на овладение второго языка, передавая ему свои особенности. Но при этом сходные элементы второго языка, легче для овладевания обучающихся, соответственно они будут усвоены более прочно и более в коротки срок, потому что они привычные для восприятия.

Нужно также учитывать при работе с детьми дошкольного возраста аффективно-личностную составляющую, как воспринимается педагогическое содержание обучающимся, окрашено ли оно положительным образом и соответствует оно его внутренней установке. Сами учащиеся могут по-разному реагировать на процесс обучения в зависимости от испытываемых ими чувств. В процессе обучения иностранному языку установка учащихся может касаться разных аспектов учебного процесса, таких как: отношение к самому изучаемому языку, либо к стране, в которой на нем говорят, к методу обучения, а также отношения между преподавателем и учащимися, всё это может добавлять как положительные, так и негативные окраски в обучение. В особенности это важно при процессе обучения с детьми дошкольного возраста, так как дети данного возраста еще не имеют психоэмоциональной зрелости.

Дошкольники — неусидчивые, импульсивные, энергичные, несдержанные. Психологические возможности устроены таким образом, что их нужно всё время заинтересовывать, использовать в обучении ролевые игры, сказочные сюжеты и дополнительных персонажей для вовлечения в процесс. Педагогу нужно учесть, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности, и преподаватель выступает в роли проводника, т. е. самостоятельность у ребенка будет формироваться постепенно под руководством взрослого. А также дошкольники очень чувствительны к оценке своих поступков, поэтому в оценке деятельности ребенка должно преимущественно звучать положительное отношение к нему, как к личности; следует исключать лишние словесные замечания и упрёки. Так как это может повлечь за собой понижение речевой активности детей, которые боятся сказать что-то с неправильным произношением, предпочитая молчать со знанием правильного, но сомневаясь. В особенности по этой причине, они будут больше думать о том, как сказать, а не что. Эмоциональность является важной составляющей для детей при обучении. Выясняется, что отношение к возможному успеху учеников прямым образом с качеством преподавания, а именно от веры в правильность своего подхода, его действенность и нужность, то и результаты обучения учеников у педагога оказываются выше. Яркий материал, нестандартная подача легко привлекают внимание детей, но оно отличается неустойчивостью: дети могут сосредоточиться не более 10 мин. Дети не воспринимают длительных объяснений педагога (более 2–3 мин); они импульсивны, не умеют управлять своим поведением. Дошкольники быстро утомляются, поэтому на занятии необходима смена разнообразных видов деятельности. Лучше в ходе занятия каждые пять минут менять вид деятельности, причем, желательно, чередовать активные задания с пассивными. Таким образом, процесс обучения не утомит детей и будет проходить в более эффективной форме. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Соответственно, применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного запоминания. Воображение ребенка дошкольника достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Также нужно учесть, что все подходы для разного типа людей (визуального, аудиального и кинестетического) во время обучения должны сочетаться, так как очень редко удаётся набрать группу, состоящую из учеников только одного когнитивного типа. В этом возраста у детей преобладает интенсивное формирование психологических особенностей; способность к имитации — они любят повторять звуки, слова и предложения, они пытаются произносить их, имитируя учителя; быстрое и легкое запоминание языкового материала — в особенности в дошкольном возрасте ребенок легко заучивает слова и предложения на иностранном языке, при этом предложение ему запомнить легче, чем изолированное слово, поэтому обучая детей иностранному языку, необходимо давать слово в определенном речевом клише; а также отсутствие языкового барьера — благодаря чему во многих речевых ситуациях ребенок реагирует на нее интуитивно и употребляет то слово, которое первым пришло ему на ум. Следующим вопросом по организации занятий иностранного языка для детей дошкольников является их продолжительность и частота. При планировании занятия нужно учитывать анатомопсихофизические особенности дошкольников, следственно время занятий по возрастам должно соответствовать определенным временным нормам: 3–4 года — не более 15 минут, 4–5- лет — не более 20 минут, 5–6 лет — не более 25 минут, и в возрасте 6–7 лет — не более 30 минут. Частота занятий должна быть два-три в неделю. Для успешного усвоения и закрепления нового материала одного занятия в неделю будет недостаточно. Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

С самого начала обучения педагогу необходимо выработать определенный стиль или традицию общения с детьми на иностранном языке, ввести и соблюдать некоторые ритуалы: приветствие, прощание, короткая зарядка, то что на занятиях будет постоянным и известным, работая на закрепление и повторение. Эти ритуалы будут давать детям чувство стабильности и постоянства, являясь своего рода «островками знания», благотворно влияя на процесс и результаты обучения учащихся.

Литература:

  1. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. — 2-е изд., испр. Просвещение, 1979. — 223 c.
  2. Мусихина, А. С. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста / А. С. Мусихина, С. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Мир педагогики и психологии. — 20158. — № 4. — С.
  3. Сазонова И. Н., Коненко Е. А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой ученый. — 2016. — № 13. — С. 846–849. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32196/]
  4. Полунина, Е. Д. Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку / Е. Д. Полунина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 241–242. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87407/ (дата обращения: 07.12.2023).
  5. Почему английский лучше начинать учить с раннего детства? — Режим доступа: http://edinstvennaya.ua/psychology/self-development/8831-pochemu-angliyskiy-luchshe-nachinat-uchit-s-rannego-detstva
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, дошкольный возраст, процесс обучения, ребенок, возраст, дошкольник, непроизвольное запоминание, обучение, язык, английский язык.


Похожие статьи

Задать вопрос