Основные проблемы формы современного российского государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.12.2023

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Иванова, М. Ж. Основные проблемы формы современного российского государства / М. Ж. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108839/ (дата обращения: 04.05.2024).



Сложность и особенность формы современного российского государства закреплена уже в 1 статье Конституции России. В соответствии с этой статьей, Российская Федерация (Россия) представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это означает, что по форме правления Россия является республикой, по форме государственного устройства — федерацией, а политический режим страны — демократический. Однако следует отметить, что формы российского государства обладают определенной спецификой, которая порождает проблемы и сложности в их реализации. Это связано с особенностями исторического развития страны, национальными и региональными особенностями, а также сложностью управления таким обширным и многонациональным государством. Важно отметить, что демократический политический режим России предполагает участие граждан в принятии решений, свободу слова и выражения мнений, а также защиту прав и свобод каждого человека. Однако, реализация этих принципов может сталкиваться с определенными трудностями из-за наличия различных политических и экономических интересов, а также недостаточной информированности граждан о своих правах и возможностях. Также стоит отметить, что федеративная форма государственного устройства России предполагает наличие различных субъектов федерации, таких как республики, края, области и другие. Это создает определенные сложности в управлении и координации деятельности между различными уровнями власти, особенно в условиях разнообразия экономического и социального развития регионов. Таким образом, формы российского государства имеют свои особенности и вызывают определенные сложности в их реализации. С самого начала обсуждения проекта новой Конституции, вопрос о форме правления вызвал оживленные дебаты и разнообразные точки зрения. И возникал вопрос о том, какая именно форма республики должна быть выбрана — парламентская или президентская? Парламентская республика, в отличие от президентской, характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность. В такой форме правления, парламент играет ключевую роль в принятии решений и контроле за исполнительной властью. Он избирает главу государства, который выполняет в основном представительные функции и не обладает полными полномочиями. Парламентская республика обеспечивает более равномерное распределение власти и более широкое участие граждан в политической жизни страны. Однако она также может быть подвержена политическим блокировкам и неэффективности в принятии решений, если парламент неспособен достичь консенсуса. В то же время, президентская республика, где глава государства имеет широкие полномочия и избирается народом, обеспечивает более ясную и прямую ответственность перед гражданами. Президент может принимать быстрые и решительные меры в кризисных ситуациях и имеет больше возможностей для реализации своей политической программы. Но президентская республика может создавать риск концентрации власти в одних руках и ограничения политической конкуренции. В такой форме правления парламент может оказаться слабым и неспособным эффективно контролировать исполнительную власть. Таким образом, выбор между парламентской и президентской республикой требует тщательного анализа и учета особенностей конкретной страны. Важно найти баланс между эффективностью принятия решений и защитой демократических принципов. В условиях политической нестабильности и отсутствия сформировавшихся партий, формирование правительства в России осуществляется с определенными трудностями. Политический плюрализм, хотя и начинает проникать в общественное сознание, пока еще не имеет окончательного закрепления. Поэтому политические силы, которые осуществляют перестройку, только начинают приобретать свою специфическую политическую окраску. В таких условиях на политику государства оказывает влияние не только парламентское большинство, но и другие политические силы, которые пытаются найти свое место в новой политической системе. Возникает необходимость в поиске компромиссов и согласовании интересов различных политических группировок для эффективного управления государством. В России практического воплощения идея парламентской республики не получила, и это не случайно. Разработчики Конституции и политические лидеры, видимо, рассматривали эту форму правления как наиболее адекватную и эффективную для решения политических и социальных задач, отражающую условия страны. Однако президентская форма правления была выбрана в пользу сложности задач, стоящих перед ней, и непростой социально-политической обстановки в стране. Это является необходимым шагом переходного периода от авторитарного режима к демократии. Несмотря на это, возможно, в будущем Россия сможет найти оптимальную форму правления, учитывающую все особенности и потребности общества. Форма правления в стране определена не только исходя из величины ее территории и многонационального характера, но и под влиянием национальных и исторических традиций, а также ментальности российского населения. Именно поэтому преобладала точка зрения сторонников президентской формы правления. Однако следует отметить, что форму правления в Российском государстве нельзя назвать чисто президентской, так как она обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционно президентских республик. Одной из таких особенностей является наличие Председателя Правительства, который хоть и назначается Президентом, но с согласия Государственной Думы — нижней палаты Парламента. Это создает более сложную систему разделения властей и уравновешивает президентскую власть. Таким образом, форма правления в России является результатом учета различных факторов, включая величину территории, многонациональный характер, национальные и исторические традиции, а также ментальность населения. Она сочетает в себе элементы президентской и парламентской систем, что делает ее уникальной и специфической для Российского государства. Важно отметить, что Конституция РФ предусматривает ряд случаев, при которых Президент может быть отрешен от должности. Однако, такое решение может быть принято только в строго оговоренных случаях, например, при обвинении в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это право предоставлено парламенту, который имеет возможность отстранить Президента от исполнения своих обязанностей. Кроме того, Государственная Дума также имеет право выразить недоверие Правительству. Это означает, что если Правительство не справляется со своими обязанностями или не соответствует ожиданиям парламента, то последний может принять решение о недоверии и потребовать отставки Правительства. С другой стороны, Президент также обладает определенными полномочиями в отношении парламента. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент имеет право распустить Государственную Думу.

Одним из особых аспектов политической системы России является формирование Совета Федерации — высшей палаты Парламента. В отличие от Государственной Думы, члены Совета Федерации представляют интересы регионов и назначаются региональными органами власти. Такая система обеспечивает более широкое участие субъектов федерации в принятии решений на федеральном уровне. Важно отметить, что в Совет Федерации по два представителя от каждого субъекта Федерации, один из которых является представителем исполнительных органов государственной власти. Таким образом, законодательный орган включает в себя представителей исполнительной власти. Однако мероприятия, предпринятые Президентом для укрепления вертикали власти, такие как создание федеральных округов и усиление роли представителей Президента, фактически усилили президентскую власть. Эти действия имели целью укрепить контроль Президента над регионами и упростить процесс назначения губернаторов по его рекомендации. Таким образом, усиление вертикали власти и рост президентской власти стали взаимосвязанными процессами, влияющими на политическую систему и структуру власти в России. Это вызвало обсуждение и дебаты о балансе власти между центром и регионами, а также о роли исполнительных органов в законодательном процессе.

Территориальная организация государственной власти является не менее острой проблемой формы российского государства. Подобная форма правления не только усложняет деятельность государства, но и вызывает противоречия между ветвями власти. Это приводит к ухудшению эффективности деятельности государства и, в конечном итоге, может привести к кризису государственной власти. К сожалению, мы уже неоднократно сталкивались с такой ситуацией за небольшой промежуток времени. В связи с этим, необходимо рассмотреть адекватные формы государственного устройства, чтобы укрепить и стабилизировать Российскую Федерацию.

Величина территории России, ее многонациональный характер и особенности жизнедеятельности, географические и климатические условия различных регионов страны — все это определяет сложность государственного устройства России. Одним из факторов, оказавших влияние на это, является существование основной титульной нации — русского народа, который составляет подавляющее большинство населения. Именно поэтому царская Россия развивалась как унитарное государство. В то же время, советское государство существовало в форме федерации, однако, организация общественно-политической жизни больше походила на унитарное государство. Но важно отметить, что сложность государственного устройства России не только определяется национальными и географическими факторами. Она также связана с историческими, социальными и экономическими процессами, которые происходили на протяжении веков. Россия была свидетелем множества политических, социальных и культурных трансформаций, которые оказали влияние на формирование ее государственной системы. Более того, географические и климатические условия различных регионов России также играют важную роль в государственном устройстве. Например, суровые климатические условия в Сибири и на Дальнем Востоке требуют особых подходов к организации жизни и управления. Это может приводить к различиям в политической и экономической системе разных регионов страны. Таким образом, сложность государственного устройства России обусловлена множеством факторов, начиная от национального состава населения и географических особенностей, и заканчивая историческими и социальными процессами. Важно учитывать все эти факторы при анализе и понимании российской системы управления и государственности. Федеративное государство Российская Федерация было сформировано на основе автономной федерации, которая, в свою очередь, имела свои особенности и проблемы функционирования. Основными юридическими основаниями Федерации являются Федеративный договор и Конституция РФ, которые определяют отношения между субъектами федерации и центром. Кроме того, для регулирования этих отношений заключаются соответствующие договоры. Однако асимметричный характер федерации и особенности ее конституционного регулирования могут приводить к проблемам и сложностям в ее функционировании. Это требует постоянного анализа и корректировки механизмов управления и взаимодействия между субъектами и центром. Федерация России имеет несколько особенностей, которые делают ее уникальной. Одной из таких особенностей является количество субъектов, входящих в ее состав. При образовании РФ их было целых 89. Кроме того, еще одной сложностью является то, что федерация в России основана на различных принципах формирования. В основе формирования субъектов лежат как национально-территориальные принципы, так и административно-территориальные принципы. Это означает, что некоторые субъекты федерации формируются на основе национальной принадлежности, а другие — на основе административного деления территории. Такая разнообразная основа формирования субъектов делает Российскую Федерацию уникальной и отличной от других федеративных государств. В состав федерации входит разнообразное множество субъектов.

Однако различие между этими субъектами очевидно. Они отличаются по своему экономическому потенциалу, численности населения и историческому опыту. Это фактическое неравенство только усугубляется непоследовательностью конституционного регулирования их политического статуса, а также их юридическим неравенством, которое закреплено в конституции. Таким образом, несмотря на формальное включение в федерацию, субъекты не могут быть полностью равными по своему характеру. Это вызывает вопросы о справедливости и эффективности управления внутри страны. Возможно, необходимо пересмотреть и усовершенствовать конституционное регулирование статуса субъектов, чтобы устранить неравенства и создать более сбалансированную систему управления.

В разделе втором Конституции России подробно описываются основные принципы организации государственной власти. Однако, несмотря на закрепленное в п. 1 ст. 5 равноправие субъектов Российской Федерации, п. 2 этой же статьи противоречит этому положению и отрицает принцип равноправия. Ведь в нем говорится, что только Республика является государством, имеющим свою Конституцию, в то время как другие субъекты не признаются государствами и соответственно не имеют своей Конституции.

Такое противоречие вызывает вопросы о соблюдении принципа федерализма в Российской Федерации. Если все субъекты должны быть равноправными, то почему некоторые из них не признаются государствами? Каким образом гарантируется их права и интересы? Равноправие субъектов Российской Федерации является одним из основных принципов федерального строя. Оно предполагает, что все субъекты должны иметь равные права и возможности в управлении своими делами. Однако на практике это положение не всегда соблюдается. Возможно, стоит пересмотреть статью 5 Конституции и устранить противоречия, чтобы обеспечить реальное равноправие субъектов Российской Федерации. Ведь только в условиях равенства и уважения к правам каждого субъекта можно достичь стабильности и развития всей страны.

Литература:

  1. Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: критерии, классификация и основные виды //Правоведение. — 2002. — № 1.
  2. Варламова Н. В., Скурко Е. В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. — 2021
  3. Левакин И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. — 2021 № 1.
  4. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. — 2018 — № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, форма правления, российское государство, государственная власть, Государственная Дума, государственное устройство России, особенность, принятие решений, государственное устройство.


Похожие статьи

Задать вопрос