Функции управления качеством образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Искандарова, А. С. Функции управления качеством образования / А. С. Искандарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108823/ (дата обращения: 02.05.2024).



Качество образования играет важную роль в развитии и успехе общества. Постоянное улучшение и контроль качества образовательных процессов и услуг является ключевой задачей образовательных организаций. В данной статье будут рассмотрены функции управления качеством образования, которые помогают достичь поставленных целей и обеспечить высокое качество образовательных услуг.

Ключевые слова: качество образования, функции управления, планирование, организация, руководство, контроль, координирование.

The quality of education plays an important role in the development and success of society. Continuous improvement and quality control of educational processes and services is a key task of educational organizations. This article will discuss the functions of education quality management that help achieve set goals and ensure high quality educational services.

Keywords: quality of education, functions of management, planning, organization, foundation, guidance, control, coordination.

Если рассматривать управление качеством образования со стороны их функции, то можно выделить общие и конкретные функции управления. К общим функциям относятся планирование, организация, контроль и др.). Говоря о конкретных функциях управления, следует сказать, что управленческое действие идет вместе с объектом, на которое оно направлено: такие как: контроль качества образования, организация деятельности предметных объединений.

Чтобы не совершать ошибок в практической работе выполнения определенной функции, на первом этапе она должна быть спланирована. Изначально это проект, который можно обсудить, исправить, довести до оптимального вида. Планирование в широком смысле включает в себя и прогнозирование, и программирование, и, в узком смысле, составление рабочего плана. В современной системе образования новшеством функции управления является переход от традиционных планов учебно-воспитательной работы школы к целевым комплексным программам функционирования или развития школы ради достижения образования определенного качества.

Первый этап в работе над качеством образования является планирование. Необходимо обсуждать, исправлять и доводить управление до нужного уровня. Функция планирования в управлении качеством образования включает в себя определение целей и задач, разработку стратегии, создание планов и программы для достижения результатов. Она помогает образовательным учреждениям определить свои приоритеты и направления развития, а также осуществить всестороннюю оценку и анализ достигнутых результатов.

Что подразумевает за собой планирование? Оно предполагает подготовку подробного описания средств и путей для достижения целей. Также необходимо производить анализ структуры этих путей и средств.

Благодаря планированию получают программу развития, которая удовлетворяет требованиям целостности, актуальности и чувствительности к сбоям.

Следующая функция управления качеством является организационная функция. Функция организации управления качеством образования связана с распределением ресурсов, определением структуры и группировки деятельности образовательных организаций. Она включает разработку процедур и политик, которые обеспечивают эффективное управление и контроль качества образовательных услуг.

Самым ответственным в управлении над образованием является функция контроля или другими словами построение организационной структуры управления.

Контроль и оценка являются важными функциями управления качеством образования. Они включают в себя систематическое измерение и анализ результатов образовательных процессов и услуг для определения соответствия установленным стандартам и ожиданиям. Контроль и оценка являются основой для принятия решений по улучшению качества и корректировке образовательных программ и процессов.

Для осуществления эффективного руководства, необходимо знать типы организационного поведения людей, уметь создавать мотивационную среду школы, знать разнообразные способы оценки педагогических кадров, использовать различные, оптимальные для каждого сотрудника, формы поощрения. Реализация функции руководства качеством образования в школе безусловно предполагает наличие специального раздела в плане или программе работы школы, где должны быть определены мероприятия, осуществляемые руководством школы, психологами, другими субъектами, по стимулированию и мотивации всех участников образовательного процесса.

Управляющая система должна получать информацию обо всех изменениях. При полноценной организации управления должны следовать своевременное реагирование на возникшие изменения, вноситься коррективы в планы, в уже осуществляемую работу. Получение такой информации обеспечивается функцией контроля.

У многих складывается отрицательное восприятие функции контроля. Уменьшить это восприятие контрольно-оценочных действий возможно, если проверки качества образования будут компетентными по сути и корректными по форме. В результате контроля обеспечивается необходимая для управления обратная связь.

Функция улучшения качества образования направлена на проведение мероприятий и инициатив, которые способствуют постоянному совершенствованию образовательных процессов и услуг. Эта функция включает в себя анализ результатов, разработку и реализацию планов улучшения, мониторинг и оценку эффективности изменений. Улучшение качества образования требует постоянного обучения и развития персонала, а также привлечение стейкхолдеров для участия в процессе улучшения.

В целом, функции управления качеством образования являются неотъемлемыми компонентами образовательных организаций, позволяющим достичь высоких результатов и обеспечить качественные образовательные услуги. Только с помощью планирования, организации, контроля и улучшения можно обеспечить постоянное совершенствование системы образования. Эти функции обеспечивают эффективность использования ресурсов и соответствие установленным стандартам и ожиданиям о них.

Важным элементом управления качеством образования является профессиональное развитие образовательных работников. Успешная реализация образовательных программ и достижение поставленных целей требуют высокой квалификации и компетентности педагогического работника. Поэтому в рамках функции улучшения качетва образования необходимо предусмотреть систему обучения и развития персонала, проведение тренингов, семинаров и других форм образовательных мероприятий. Для достижения общих целей и задач образовательной организации важно обеспечить стабильный и непрерывной процесс профессионального роста для всех образовательных работников.

Функции управления качеством образования играют важную роль в достижении высоких результатов и обеспечении качественных образовательных услуг. Планирование, организация, контроль и оценка, а также улучшение — это ключевые функции, которые помогают образовательным организациям достичь своих целей и обеспечить постоянное совершенствование.

Литература:

  1. Абакирова, Г. Б. Составные компоненты качества образования / Г. Б. Абакирова, Н. В. Храмцова, Г. Ш. Бузурманкулова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2021. — № 4. — С. 649–654.
  2. Кожевникова, Л. М. Определение результативности организации самостоятельной работы обучающихся среднего профессионального образования в системе обеспечения качества образования / Л. М. Кожевникова, Ю. А. Оленцова, М. А. Федорова // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 5–1. — С. 144–148.
  3. Курилкина, О. А. Независимая оценка качества образования как перспективный общественный механизм контроля качества образования / О. А. Курилкина, Е. Н. Цветкова, А. А. Абрамян // Педагогическое образование: традиции и инновации. — 2021. — № 2. — С. 28–38.
  4. Чернова, Е. К. Эффективные практики формирования системы оценки качества образования в организации дополнительного образования: из опыта работы / Е. К. Чернова, А. Е. Редькина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2022. — № 1(15). — С. 39–48.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, функция управления, анализ результатов, контроль, контроль качества, планирование, процесс, развитие персонала, управление качеством, функция контроля.


Похожие статьи

Задать вопрос