Теория нечетких множеств и качество образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Дождев, Г. И. Теория нечетких множеств и качество образования / Г. И. Дождев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108797/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор исследует возможности применения теории нечетких множеств для решения задачи оценки качества образования.

Ключевые слова: стратегии инновационного развития, стратегическое планирование, теория нечетких множеств, качество образования, система оценки качества образования.

Как отмечается исследователями, увеличение роли регионов в формировании инновационной экономики России требует повышения уровня методологического и информационного обеспечения процессов принятия решений о формировании и развитии региональной инновационной системы. Представляется интересным и важным рассмотреть проблемы развития системы основного общего образования, и образования в целом, с точки зрения технологии и стратегий инновационного развития систем.

Логика развития и внедрения инноваций в любой отрасли одинакова, и основывается на учете ряда общих закономерностей.

А. А. Захарова, Е. В. Ожогов и С. В. Сахаров рассматривают основные принципы работы программного комплекса системы поддержки принятия решений о стратегии инновационного развития с точки зрения условий неопределённости [4]. Авторы подчеркивают, что развитие системы управления инновационными технологиями и процессами необходимо осуществлять в направлении создания полноценной системы управления жизненным циклом данного процесса. При этом обязательным условием должно стать наличие функций обратной связи, то есть возможности получать в режиме реального времени информацию о состоянии жизненного цикла процесса на всех его этапах. Такой мониторинг состояния даст возможность корректировать ключевые управляемые технологические параметры различных этапов жизненного цикла на основе объективной информации с целью достижения заданных параметров качественного результата и минимизации издержек.

Отмечается, что при разработке стратегии инновационного развития любой системы трудно принять обоснованные решения из-за недостаточной проработанности комплексной методологической базы и инструментальной среды поддержки принятия стратегических решений в условиях неопределённости среды. Во-первых, речь идет о неопределённости, неполноте информации, слабой структурированности задачи, что требует применения экспертных методов принятия решений. Во-вторых, — об отсутствии комплексного взаимосвязанного математического и программного обеспечения для задач стратегического управления на всех его этапах. В-третьих, — о сложной организации региональной инновационной системы, содержащей множество разнородных по своей природе и функциям элементов. Каждый из этих аспектов влияет как на работу других элементов РИС, так и на общее инновационное развитие системы.

Качество образования становится одним из государственных приоритетов на современном этапе развития России. Достижение цели его повышения — долгосрочный и многоступенчатый процесс, основой которого является происходящая реформа образования и его модернизация. В связи с этим задачами современного образовательного процесса является создание эффективно действующей, объективной системы оценки качества образования, комплексной системы его непрерывного повышения и улучшения [2].

Наименее проработанными с точки зрения моделей принятия решений (это звучит с трибун педагогических конференций, об этом говорят педагоги, управленцы от образования, сетуют родители обучающихся) являются этапы анализа, выбора альтернатив и мероприятий по инновационному развитию, контролю текущего состояния системы.

При этом известно, что в региональной системе управления качеством образования на основе федеральных разработан ряд документов, касающихся качества образования, они опубликованы на сайтах органов управления образованием разных уровней.

Качество образования это — «комплексная характеристика образовательной деятельности и результатов подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [3, с. 5]. Понятие «качество образования» относится как к процессу, так и к результату образования (образованности).

Оценка качества образования включает : оценку качества образовательных достижений обучающихся, оценку метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы Тульской области.

Результаты изучаются в развитии, что является мониторингом системы образования, то естьсистематическим стандартизированным наблюдением за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными (предметными, метапредметными) и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Ключевыми факторами, влияющими на качество образования, являются: материальные и финансовые ресурсы образовательных организаций, численность и профессиональная подготовка административного и педагогического состава, его педагогическая и лингвистическая подготовка, перечень основных предметов, количество учебных часов, оборудование и руководство.

РСОКО — региональная система оценки качества образования изложена в «Концепции региональной системы оценки качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2020–2023 гг». [5].

Предполагаются три этапа мониторинга инновационных процессов:

1) мониторинг состояния региональной инновационной системы (сбор информации о существующих элементах системы образования и результатах их деятельности);

2) этап стратегического анализа (всесторонняя оценка внешних и внутренних условий развития системы; полученные в результате стратегического анализа оценки действующих факторов и элементов РИС используются на этапе стратегического выбора для формулирования оптимальных альтернатив развития инновационной системы, а также формулирования целевых ориентиров стратегии развития региональной инновационной системы);

3) этап контроля реализации стратегии (анализ достижения запланированных значений целевых показателей стратегии развития РИС, которые в свою очередь используются для нового витка стратегического планирования).

Отмечается ряд проблем, способных повлиять на эффективность мониторинга. 1. Недостаточный профессионализм экспертной комиссии. 2. Нечеткий состав показателей инновационного развития элементов региональной системы образования. Они совпадают с федеральными, но это не снимает проблемы: в какой мере выбранные показатели отражают реальность картины развития образования в конкретном регионе? 3. Ограниченный круг средств мониторинга: насколько Всероссийские проверочные работы, обилие которых утомило и педагогов и школьников, отражает ситуацию в образовании? 4. Качество «SWOT-анализа», которое напрямую влияет на стратегический анализ с точки зрения возможностей, угроз, предоставляемых внешней средой региональной инновационной системе, а также с точки зрения сильных и слабых сторон региона и потенциала развития, влияние действующих сил (органы региональной власти, элементы инновационной инфраструктуры, бизнес и др.).

По результатам мониторинговых исследований на любом этапе необходимо принимать решение, регулирующее дальнейшие действия всех участников процесса.

Нам показалось очень интересным, что некоторые ученые, изучающие особенности стратегического планирования и управления, предлагают в качестве базовых методов для создания моделей принятия решений использовать методы теории нечетких множеств, позволяющих моделировать плавное изменение свойств объекта, а также неизвестные функциональные зависимости, выраженные в виде качественных связей [1, 6].

Понятие «нечеткого множества» применительно к системам оценки качества процессов и возможности принятия адекватного управленческого решения раскрыл в своих работах А. П. Рыжов. Теория нечетких множеств представляет собой математический аппарат работы с объектами, не имеющими жестких, однозначно задаваемых границ. Она позволяет формально описывать нестрогие, нечеткие, расплывчатые понятия и производить с ними различные операции. Подобно тому, как теория вероятностей позволяет формализовано описывать и обрабатывать информацию в случае физической неопределенности, теория нечетких множеств позволяет представлять и обрабатывать информацию в случае лингвистической неопределенности [7].

В системе образования существует острая необходимость учитывать особенности восприятия, оценки и анализа информации человеком как полноправной части моделируемой системы. Это объясняется тем, что суждения и оценки человека являются приближенными и нечеткими, а компьютеры могут выполнять только четкие инструкции. Преодоление этого лингвистического барьера составляет сверхзадачу теории нечетких множеств, но именно процесс образования, максимально субъективен, особенно там, где речь идет о вопросах воспитания и развития личности.

Идея нечетких множеств дает толчок развитию большого числа исследований как «вглубь» (по изучению других возможных способов представления нечеткости и анализу их свойств), так и «вширь» (по применению нечетких моделей в управлении, системах принятия решений, распознавания образов).

Вариативность управленческих решений, дающих простор для творчества отдельной образовательной организации, каждого учителя в рамках его деятельности и действующих государственных образовательных стандартов, представляется самым логичным путем развития системы регионального и федерального образования.

Теория нечетких множеств, позволяет сделать целый спектр корректных обобщений конкретного математического факта. Количественные данные по итогам мониторингового исследования о той или иной ситуации в системе образования, например, количество медалистов или, наоборот, так называемых «трудных» подростков на уровне федеральном, региональном, муниципальном, или конкретного центра образования, требуют выбора вывода, конкретного обобщения, предложения для решения конкретной задачи, который будет зависеть от педагогической интуиции, опыта разработчика системы, а главное от профессионализма исполнителя [1]. Важными представляются вопросы: можно ли исполнителю предложить одно решение, за кем остается право выбора оптимального решения?

Принцип обобщения в данном случае должен носить эвристический характер и позволять расширить область изучения. Таким образом, моделью объекта управления и среды должно являться их лингвистическое описание, а блок принятия решений должен работать как последовательность правил: «Если..., то...» И таких последовательностей должно предлагать множество. Именно так должны выглядеть управленческие решения и методические пособия по различным направлениям образования: обучения, воспитания, развития личности.

Литература:

  1. Данильченко С. Л. Комплексная система оценки качества образования как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — № 3 (часть 2) — С. 179–184.
  2. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Report_govern_education_2023.pdf?ysclid=lptvzhl424344880515 (дата обращения: 06.12.2023).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/e9a1a62c2e07799e8554e53cdd8c212fa2afffeb/#dst100095 (дата обращения: 06.12.2023).
  4. Захарова А. А., Сахаров С. В., Ожогов Е. В. Система поддержки принятия решений о стратегии инновационного развития региона // Вестник компьютерных и информационных технологий. — 2011. — № 10. — С.30–34.
  5. Концепции региональной системы оценки качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2020–2023 гг. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: Концепции региональной системы оценки качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2020–2023 гг. (дата обращения: 06.12.2023).
  6. Рыжов А. П. Гибридный интеллект. Сценарии использования в бизнесе. — Новосибирск: Академиздат, 2019.
  7. Рыжов А. П. Элементы теории нечетких множеств и измерения нечеткости. — Москва, Диалог-МГУ, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательная деятельность, региональная инновационная система, инновационное развитие, множество, стратегическое планирование, жизненный цикл, региональная система оценки качества образования, стратегический анализ, Тульская область.


Похожие статьи

Задать вопрос