Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.12.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Рубчак, Ю. В. Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала / Ю. В. Рубчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108789/ (дата обращения: 13.12.2024).



Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе изучения иностранных языков является одной из наиболее актуальных проблем современной лингводидактики. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, в условиях глобализации и интеграции России в единое мировое образовательное пространство возрастает потребность в специалистах, способных осуществлять продуктивное общение с представителями других культур.

Во-вторых, одной из целей обучения иностранным языкам является приобщение школьников к культуре других народов, формирование понимания менталитета носителей языка.

В-третьих, использование лингвострановедческого материала открывает новые возможности для реализации воспитательного, развивающего и познавательного потенциала уроков иностранного языка.

Цель данной статьи — рассмотреть роль лингвострановедения в формировании межкультурной компетенции учащихся и предложить эффективные методические решения для реализации этого процесса. [2, с. 60]

Для этого необходимо в первую очередь сформулировать определение понятия «лингвострановедческий материал».

Лингвострановедческий материал — это набор информации о стране, в которой изучается определенный язык. Он включает в себя данные о культуре, истории, географии, политической системе и других аспектах общественной жизни. Цель такого материала состоит в том, чтобы позволить учащимся понять особенности иноязычной культуры и осознать особенности мышления носителей этого языка. Важной ролью лингвострановедческого материала является формирование межкультурной компетенции учащихся.

Знакомство с культурными аспектами страны, где используется изучаемый язык, способствует развитию способности адаптироваться в иноязычной среде, понимать особенности мышления носителей языка и строить эффективное общение с представителями другой культуры. Этот материал также помогает расширить знания учащихся о мире и повысить их культурную грамотность. [4, с. 3]

Практические примеры использования лингвострановедческого материала:

— Чтение статьи в иностранной прессе о системе образования в стране изучаемого языка. Анализ и обсуждение различий с привычной учащимся системой образования.

— Просмотр видеосюжета с traditional food (национальная кухня) страны изучаемого языка. Знакомство с традиционными блюдами и особенностями приготовления пищи. Составление собственных рецептов.

— Подготовка проекта-презентации о достопримечательностях какого-либо города страны изучаемого языка. Рассказ о географии, истории, архитектурных памятниках.

— Разработка викторины для одноклассников на знание культурных реалий: национальных праздников, традиций, известных людей страны изучаемого языка.

— Постановка сценки или скетча на основе аутентичного лингвострановедческого материала: анекдота, комической ситуации и т. д. [5, с. 82]

Оценка эффективности использования лингвострановедческого материала:

— Эффективность применения лингвострановедческого материала можно оценить по следующим критериям:

— расширение кругозора учащихся, рост фоновых знаний о стране изучаемого языка;

— увеличение словарного запаса за счет новой лексики;

— развитие навыков аудирования, чтения и устной речи на основе аутентичных материалов;

— умение анализировать, сравнивать, обсуждать особенности иноязычной культуры;

— повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Мониторинг этих аспектов позволяет определить эффект от использования лингвострановедения и при необходимости скорректировать подходы для повышения результативности. [6, с. 180]

Для эффективного использования лингвострановедческого материала в обучении иностранным языкам можно применять различные методы:

— Чтение и анализ аутентичных текстов — газетных или журнальных статей, отрывков из художественной литературы, публичных выступлений. Это позволяет познакомить учащихся с реалиями изучаемой культуры.

— Просмотр видеоматериалов — документальных или художественных фильмов, телепередач, рекламы. Видео наглядно демонстрирует особенности культуры страны.

— Обсуждение культурных различий между родной страной учащихся и страной изучаемого языка. Это развивает умение сопоставлять культуры.

— Ролевые игры и драматизации. Разыгрывание сценок на основе лингвострановедческого материала активизирует языковые навыки учащихся.

— Проектная деятельность. Работа над проектами, посвящёнными различным аспектам иноязычной культуры, способствует глубокому погружению в тему.

Использование материала из области лингвострановедения имеет большое значение для развития иноязычной межкультурной компетенции студентов. Такой материал позволяет им ознакомиться с особенностями культуры страны, чей язык они изучают, а также понять реалии повседневной жизни и менталитет носителей языка. Это в свою очередь способствует более успешному общению и помогает избежать возможного культурного шока. Различные методы работы с лингвострановедческим материалом также способствуют развитию языковых и социокультурных навыков и умений. Владение иноязычной межкультурной компетенцией открывает новые возможности для общения и понимания людей из других культур. [7, с. 261]

Литература:

  1. Канина С. Ю., Ермолаева Е. В., Гмызина Г. Н. Проблема формирования межкультурной компетенции в рамках концепции диалога культур на уроках иностранного языка на современном этапе развития школьного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-mezhkulturnoy-kompetentsii-v-ramkah-kontseptsii-dialoga-kultur-na-urokah-inostrannogo-yazyka-na-sovremennom (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Крылова, Е. В. (2011). Формирование межкультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. // Родительская школа. — 2011. — № 12. — С. 60–64.
  3. Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-inoyazychnoy-mezhkulturnoy-kompetentsii-starsheklassnikov (дата обращения: 24.11.2023).
  4. Куприянова, М.Л. (2012). Методика формирования межкультурной компетенции при изучении иностранного языка. Учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М.
  5. Курьянова, Е.С. (2014). Методические аспекты формирования межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам. // Язык и культура. — 2014. — № 2. — С. 80–86.
  6. Лялина, О.В. (2017). Межкультурная коммуникация как средство формирования межкультурной компетенции учащихся. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2017. — № 1. — С. 178–182.
  7. Спорная, Е.С. (2018). Формирование межкультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. // Профессиональное образование в современном мире: тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов. — Москва: Издательский центр «Академия», 2018. — С. 258–262.
  8. Сысоев П. В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалогической» и «недиалогической культуры» // Язык и культура. 2018. № 43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresmatrivaya-konstrukt-mezhkulturnoy-kompetentsii-obuchenie-mezhkulturnomu-vzaimodeystviyu-v-usloviyah-dialoga-kultur-i-ne-dialoga (дата обращения: 24.11.2023).
  9. Чакур К. С. Современная научная трактовка понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» // Вестник РМАТ. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-nauchnaya-traktovka-ponyatiya-mezhkulturnaya-kommunikativnaya-kompetentsiya (дата обращения: 24.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): материал, язык, иноязычная культура, межкультурная компетенция учащихся, иностранный язык, иноязычная межкультурная компетенция, культура, особенность культуры страны, система образования.


Похожие статьи

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Похожие статьи

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Задать вопрос