Взаимоотношения федерального центра и Республики Татарстан в 1990-е годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Юдин, Д. В. Взаимоотношения федерального центра и Республики Татарстан в 1990-е годы / Д. В. Юдин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 607-610. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108781/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор анализирует события, связанные с взаимоотношениями федерального центра и Республики Татарстан в 1990-е годы, формулируя модель управления в условиях распада государства, отделения субъектов.

Ключевые слова: суверенитет, парад суверенитетов, разграничение предметов ведения, делегирование полномочий, реинтеграция.

Тема исследования актуальна возможностью изучения примера ряда взаимосвязанных процессов, характеризующихся слабыми институтами власти, разрушением государственности, зачатками сепаратизма, вооруженного конфликта. При интерпретации отдельных событий появляется возможность выделить ряд важнейших ошибок. На основе рассматриваемых событий представляется возможной формулировка одной из возможных моделей взаимоотношений между различными уровнями власти в условиях роста сепаратизма, ведущего к распаду государственности, вооруженному конфликту. Такая модель может быть в значительной степени доработана на основе исследования похожих событий и применяться на международном уровне. Особенно такая модель представляет интерес на фоне происходящих военных конфликтов. В общем формате модель включает систему действий, коммуникаций вышестоящих органов власти, позволяющих выработать взвешенный подход в условиях роста сепаратизма к противоборствующей стороне на первых этапах распада региональной структуры государства. На следующих этапах модель включает систему коммуникаций, взаимоотношений, позволяющих реинтегрировать выходящую из под государственного контроля территорию. Следует отметить, что результатом применения модели является сохранение целостности страны.

В целях выявления особенностей модели взаимоотношений между различными уровнями власти при росте сепаратизма предлагается рассмотреть взаимодействие центральной власти и региона на примере Республики Татарстан за период 1990-х годов. Предпосылки происходящих процессов были заложены в период распада СССР. Ослабление государственных институтов СССР в период 1988–1991 годов стало катализатором процессов распада. В период распада СССР начинается разрушение коммунистической идеологии и объединяющего социализма, к которому стремилось десятилетиями единое государство. Фактически происходит одномоментный крах существовавших ранее объединяющих ценностей, единого миропонимания, общих целей строительства идеального государства. В таких условиях многие народы СССР видят свое будущее в самоопределении, независимости от ранее существовавшей централизованной власти. Народы, составлявшие территориальное пространство СССР, пожелали самостоятельно принимать стратегические решения, выстраивать свою государственность, обвиняя в проблемах застоя социально-экономической сферы неэффективное управление советской власти [7, с. 826–827].

Наравне с ухудшением системы высшего государственного управления, характеризующимся нерешительностью, отсутствием информированности о проблемах в советской стране, все больше начинает проявляться либерализация взаимоотношений между властью и регионами на фоне перестройки. Либеральный подход становится своего рода реакцией высшей системы управления на негативные тенденции при отсутствии понимания как исправить ситуацию. Именно на основании таких позиций 6 августа 1990 года в Уфе, а затем 8 августа 1990 года в Казани Б. Н. Ельцин, будучи главой Верховного Совета РСФСР, произносит фразу, ставшую, по сути, сигналом к действиям: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» [5, с. 24]. Сама фраза была скорее сказана из побуждений повышения рейтинга среди потенциальных избирателей без мысли о том, что могут действительно начаться серьезные деструктивные процессы. Однако местные элиты восприняли такое обращение как возможность приобретения независимости от центрального управления. Темпы изменений возрастали с каждым годом. Местные элиты, пользуясь такой возможностью, старались как можно скорее развить все признаки независимого государства. Начинается «парад суверенитетов» 1988–1991 годов. Одной из советских республик, пожелавшей стать суверенным государством, является ТАСССР [6, с. 97–98].

Уже 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. Это стало важнейшим событием, отделявшим ТАСССР от единства с РСФСР. В Декларации следует особо выделить следующие аспекты: Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, стремясь создать демократическое правовое государство, провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан; конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР [1]. Фактически Татарстан исключает из своего правового поля законодательство СССР и РСФСР. Устанавливается цель создания отдельного государства.

Процессы правового, государственного отделения ТАССР от СССР и РСФСР привлекают внимание центральных властных структур. РСФСР стремится сохранить Республику Татарстан в своем составе на фоне того, как СССР предоставляет возможность получения суверенитета союзным республикам и автономиям. РСФСР прикладывает усилия в целях договориться с руководством Татарстана о взаимовыгодном выстраивании отношений, формировании суверенитета в рамках одного государства. 12 августа 1991 года в Москве встречаются делегации от РСФСР и Республики Татарстан. Предметом обсуждения стала возможность выстраивания договорных отношений с Татарстаном, сохранения им статуса субъекта РСФСР. 15 августа переговоры завершились. Результатом переговоров стало установление договорного принципа выстраивания отношений Татарстана с центральной властью.

Распад СССР, образование Российской Федерации, СНГ создали неопределенность в статусе Республики Татарстан. 26 декабря 1991 года принимается Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя [2]. Власти Татарстана видят регион как независимое государство наравне с другими национальными республиками, входившими в СССР. 21 марта 1992 года на фоне развала СССР, поиска нового пути развития проводится референдум о статусе Татарстана. Федеральный центра пытался предотвратить референдум, используя правоохранительный ресурс, в частности прокуратуру. Постановлением Конституционного суда РСФСР от 13 марта 1992 г. № 3-П был признан не соответствующим Конституции РСФСР 1978 г. ряд положений Декларации о государственном суверенитете ТАССР от 30 августа 1990 г., ограничивающее действие законов РФ на территории РТ, а также постановление ВС РТ от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума РТ по вопросу о государственном статусе РТ» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что РТ является субъектом международного права и строит свои отношения с РФ и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров. После проведения референдума, по результатам которого 61,4 % проголосовавших были за признание Татарстана субъектом международного права и суверенным государством, были осуществлены попытки аннулировать его итоги. 22 мая 1992 г. было принято Постановление ВС о статусе Татарстана как суверенного государства. 30 ноября 1992 г. была введена новая Конституция РТ. Без этих документов, по мнению татарстанских властей, не было возможности сесть за стол переговоров с Москвой для обсуждения вопросов будущих взаимоотношений, подписания взаимовыгодных договоров. На этом этапе можно говорить о завершении периода отделения субъекта от ранее включавшего его в свой состав государства. Это первый этап модели коммуникаций в условиях сепаратизма [3].

Далее можно отметить второй этап модели коммуникаций в условиях отделения субъекта от включавшего его в свой состав государства — реинтеграция региона. После проведенного референдума проводились неоднократные переговоры. Федеральный центр старался понять, как сбалансировать отношения с практически независимым государственным образованием, сохраняя его в составе государства. Не было понимания, как выстраивать отношения в рамках федерализма. По этой причине проводились неоднократные переговоры центральной власти с представителями Республики Татарстан, подготавливались проекты договорных документов в период после проведения референдума 1992 года и по 1994 год. Татарстан желал получить максимум выгоды, свободы управления регионом. Российская Федерация стремилась оставить регион в своем составе и получить доступ к ранее принадлежавшей СССР, РСФСР собственности.

Летом 1992 года начинается новый переговорный процесс. Проводятся встречи, переговоры, попытка подписания договора. Стороны договорились о завершении переговоров и выходе на подписание двустороннего договора в июле — августе 1992 года. По возвращении в Москву 13 июля представителем переговорной группы от Москвы Яровым Ю. Ф. были разосланы по ведомствам для изучения и разработки предложений копии подготовленного проекта Договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Текст содержал преимущественно интересы центральной власти. В связи с этим в качестве рекомендаций глава Госкомнаца РФ Тишков В. А. высказал следующее мнение: «Текст договора следует сделать более «протатарстанским», учитывающим позиции РТ. Сначала, что у Татарстана, затем, что совместно, и только потом — делегируемые полномочия РФ» [8, с. 96].

22 июля в Москве встречались премьер-министр РФ Гайдар Е. Т. и глава правительства РТ Сабиров М. Г. Обсуждали достигнутые интересы сторон и перспективы заключения договора. Этот период был сложным в развитии федерализма. Регионы требовали от Москвы больше прав. Центр был ослаблен внутренними политическими процессами, противостоянием между ветвями власти. Поэтому приходилось идти на некоторые уступки. 15 февраля 1994 года был подписан Договор РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ». За Республикой Татарстан было признано собственное гражданство, земли, ее недра и вся собственность республики в качестве достояния многонационального народа Татарстана [4, с. 160].

По сути, Договор отвечал сложившимся реалиям. Фактически его положения, возможность пересмотра, отмены на федеральном уровне не обсуждались до конца 1990-х годов. Татарстан развился до высокой степени возможности принятия собственных решений с учетом местной специфики. В условиях отсутствия стабильной системы федеральной власти, неясности решения вопросов взаимодействия, высокая степень независимости позволяла решать текущие вопросы управления Татарстаном быстро, без длительного ожидания утвердительного ответа с вышестоящего уровня. Этим шагом Татарстану было дано значительное количество прав и возможностей. Федеральный центр не опасался подписывать Договор, рассчитывая на адекватность татарстанской власти, выполнение договоренностей, изменение обстановки. Далее происходило изучение ситуации, в частности, сколько действительно необходимо Татарстану элементов независимости для эффективного решения региональных вопросов, сколько «он смог проглотить», а что излишне.

Литература:

  1. Декларация от 30 августа 1990 г. «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» // Официальный сайт Государственного совета Республики Татарстан. — URL: https://gossov.tatarstan.ru/about/history/declaration_o_suverenitet?ysclid=lptnrcfyvt336436205 (дата обращения: 10.11.2023)
  2. Декларация от 26 декабря 1991 г. «О вхождении Республики Татарстан в Содружество Независимых Государств» // СПС «Гарант». — URL: https://base.garant.ru/8101512/?ysclid=lpto5fbheb547949766 (дата обращения: 15.11.2023)
  3. Андреева П. А. Референдум о суверенитете Республики Татарстан // Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46737/1/klo_2017_208.pdf?ysclid=lpto8vzitz252524611 (дата обращения: 17.11.2023)
  4. Бушуев А. С. История переговоров Российской Федерации и Республики Татарстан в 1991–1994 гг. // Федерализм. — 2014. — № 2. — С. 155–162.
  5. Вербина В. Н. Симметричные федерации — устаревшая модель федеративного устройства? // Вопросы российской юстиции. — 2021. — № 15. — С. 21–26.
  6. Зиганьшин Р. М. Политико-экономические противоречия между Казанью и Москвой во время «парада суверенитетов» // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2022. — № 1. — С. 95–107.
  7. Пученков А. С. Этнический распад и распад СССР // Вестник СПбГУ. История. — 2020. — Т. 65. — вып. 3. — С. 826–841.
  8. Тагиров И. Р., Бушуев А. С. Новые документы о переговорах между Россией и Татарстаном 1991–1994 гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2013. — № 3/4. — С. 93–103.
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, Москва, РСФСР, СССР, центральная власть, проведение референдума, разграничение предметов ведения, Российская Федерация, суверенное государство, федеральный центр.


Похожие статьи

Задать вопрос