Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Гурьева, О. А. Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте / О. А. Гурьева, А. А. Тертова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 645-646. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108769/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Ключевые слова: эмпатия, личность, стратегии поведения, конфликт.

Впервые термин «эмпатия» был разработан и введен в психологическую науку ученым Э. Титченером, который учитывал при этом точку зрения Т. Липпса относительно механизма вчувствования в другого индивида. Переведя на другие европейские языки, понятие получило большое количество формулировок, растеряв определенную индивидуальность.

Знаменитый ученый К. Роджерс предусматривает, что пребывать в состоянии эмпатии означает осознать переживания, чувства, эмоции собеседника точно, но без отсутствия окраса «как будто», при этом в случае потери данного оттенка, будет иметь место заражение эмоцией переживаниями другого индивида.

Исследователь В. Бойко полагал, что эмпатия характеризуется как определенный тип оптимально-эмоционального отображения собеседника на интуитивной основе.

Как считает исследователь К. Роджерс, самыми существенными профессиональными качествами психолога можно назвать наличие конгруэнтности, способность в прямых контактах с подопечным быть правдивым, без всякой фальши, проявление готовности к пониманию эмоций, переживаний собеседника. В качестве этого понимается, что эмоции, переживания, перенесенные психотерапевтом, позволяют ему понять природу, особенности этих чувств и оповестить о них своему собеседнику.

Эмпатия как важнейшая профессиональная способность позволяет нейтрализовать конфликтные ситуации.

В качестве конфликта понимается определенный ответный ход индивидов, некоторая реакция на имеющиеся барьеры, поставленные перед сотрудничеством между индивидами, не отвечающих предпочтениям, некоторая реакция на фактическую несовместимость определенных стандартов психологических типов, существенных отличий в культурном развитии, имеющихся нуждах и запросах.

Можно определить два важнейших аспекта его развития:

— — конфликт как противодействие всегда проявляется на базе противоречащих друг другу мотивов, либо аргументов. Именно столкновение подобных мотивов, точек зрения выступает в качестве важнейшего условия формирования и развития конфликта;

— — конфликт практически всегда, в формальном понимании характеризуется как социально — психологическое столкновение субъектов (участников), в результате чего сторонами причиняется взаимный существенный вред (при этом он может относится к таким формам, как моральный, имущественный либо материальный, физический, то есть реальный, психоэмоциональный).

Выделяют три основных модели конфликтного поведения участников (сторон), при этом выделяют конструктивную (созидательную), деструктивную (разрушительную), а также конформистскую (комбинированную) модели.

С целью выяснения способностей к эмпатии во время конфликтной ситуации, а также выбора определенной линии конфликтного поведения были задействованы такие методики:

— анализ поведения индивида в конфликтной среде (проведено тестирование по методу К. Томаса).

Данная методика, разработанная еще в 1973 году Томасом К. Н., дает возможность определить специфику поведения того или иного индивида в конфликтной среде, а также движимые им мотивы.

Исследователь Томас К. акцентировал внимание на таких моментах исследования конфликтной ситуации:

— возможные схемы (типы) конфликтного поведения, свойственные индивидам;

— какие эмоции в конфликтной ситуации преобладают — созидательные либо разрушительные;

— какими способами можно способствовать (мотивировать) переход к конструктивной форме поведения.

Итак, определяя характер взаимодействия между развитием эмпатии и формой поведения в конфликтной среде можно прийти к следующим выводам: в большинстве случаев избирается такая линия поведения как избегание. Низкая степень развития эмпатии оказывает влияние на выбор доминирования, тем самым снижая вероятность выбора компромиссного поведения, а также поведения в форме избегания и приспособления.

Итак, уровень эмпатии личности играет важную роль в определении того, как человек ведет себя в конфликтной ситуации. Люди с высоким уровнем эмпатии обычно более чувствительны к эмоциям и потребностям других, что может привести к выбору стратегий разрешения конфликта, которые учитывают чувства и потребности всех сторон. Это может включать в себя сотрудничество, поиск компромиссов или даже уступки, чтобы помочь снизить напряженность и улучшить отношения. Однако, люди с низким уровнем эмпатии могут быть менее склонны к таким стратегиям, предпочитая более агрессивные или сопернические подходы к разрешению конфликта.

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: Юнити, 2019. — 551 с.
  2. Белкин А. С. Педагогическая конфликтология [Текст]: учеб. пособие / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, И. С. Зимина. — Екатеринбург: «ГЛАГОЛЪ», 2019. — 96 с.
  3. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 2019. — 214 с.
  4. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт! [Текст]: учеб. пособие / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2020. — 189 с.
  5. Ворожейкин И. Н. Конфликтология [Текст]: учебник / И.Н Ворожейкин, А. Я. Кибанова, Д. К. Захаров. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
  6. Волков Б. З. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. З. Волков. — М.: Владос, 2019. — 343 с.
  7. Галагузов М. А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / М. А. Галагузова. — М.: Владос, 2020. — 416 с.
  8. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст] / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Речь, 2019. — 272 с.
  9. Глоссарий [Электронный ресурс]: терминологический словарь. / — Режим доступа: http://www.glossary.ru
  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 2018. — 544 с.
  11. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2020. — 368 с.
  12. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В. И. Журавлев. — М.: Российское педагогическое агентство, 2019. — 184 с.
  13. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления [Текст]: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2020. — 240с.
  14. Карташев С. Н. Конфликтология: теория и практика конфликтов [Текст] / С. Н. Карташев. — Кишинев, 2019. — 92 с.
  15. Козер Л. Основы конфликтологии [Текст] / Л. Козер, — СПб.: Светлячок, 2019. — 98 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, конфликтная среда, индивид, развитие эмпатии, стратегия поведения.


Похожие статьи

Задать вопрос