Повседневная жизнь духовенства в уездных городах Тамбовской губернии в XIX веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Рязанов, А. Ю. Повседневная жизнь духовенства в уездных городах Тамбовской губернии в XIX веке / А. Ю. Рязанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108716/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной исследовательской работе раскрываются впервые специфические черты образа жизни духовенства уездных городов Тамбовской губернии; сдвигается внимание региональных исследователей на круг проблем, долгое время находившихся вне сферы интересов историков. Рассматривается и анализируется повседневная жизнь городского белого духовенства в уездных городах Тамбовской губернии в XIX веке, с помощью исторических источников личного происхождения (записки, дневники, воспоминания) воссоздан образ жизни духовенства.

Ключевые слова: быт, повседневность, Тамбов, воспоминания, епархия, образ.

Духовенство в XIX в. — это особое сословие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Сам состав сословия был достаточно сложен, так как духовенство делилось на белое духовенство, состоящее из трёх социальных слоев: иереев (попов и протопопов), дьяконов, причетников (дьячков, псаломщиков, пономарей), которые существенно различались по своим правам, доходу и образованию; и чёрного — из лиц, принявших монашество. Актуальность исследования представителей белого духовенства в городах Тамбовской губернии, продиктована неоднозначностью взглядов историков на роль и место церкви в истории России, она так же связана с недостаточной изученностью на региональном уровне.

При изучении места и роли духовенства в общественной и культурной жизни уездных городов, важным пунктом исследования является анализ семейных отношений. В плане определения специфических черт повседневной жизни священнослужителей важно проанализировать причины их вступления в брак, подход к выбору невесты, место женщины в жизни супруга и характер их взаимоотношений. Браки белого духовенства были внутрисословными: у представителей белого духовенства был такой порядок — отдавать по наследству своё приходское место кандидатам, желающим взять в жены их дочерей, это делалось на скорую руку, муж с женой, не зная друг друга, заключали союзы. «Браки из-за места» становились причиной постоянных семейных конфликтов. Вот как этот момент описывает русский писатель Николай Герасимович Помяловский в своих известных «Очерках Бурсы»: «Попадалась уродливая и сварливая женщина, уже стоя под венцом муж думал, как бы в первую ночь её бы забрали» [6].

Весьма часто в семьях церковников было по несколько детей. Основным добытчиком в семье был глава семейства. Доход священнослужителя складывался из нескольких компонентов и был непостоянным: во-первых, треба, за которую прихожане платили добровольное пожертвование; во-вторых, плата крестьян «натурой», но всего этого как правило не хватало, и семейный быт был скуден в этом плане. Вопрос о государственном жаловании был поднят только в последнее десятилетие XIX в. Очень часто священники совмещали работу с прихожанами вместе с работой домашних учителей, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Например, Отец Евлогий [2] был домашним учителем в семье тульского губернского прокурора С. А. Лопухина. Ещё один пример, Феодосий Епископ Тамбовский и Шацкий (1811–1883) преподавал и был ректором в Воронежской семинарии.

Для посвящения в священнический сан, было необходимо получить так называемое «среднее» духовное образование — закончить духовную семинарию. Особенности быта и условия проживания человека всегда отражаются на рабочих задачах, снижая или повышая степень его работоспособности, поэтому необходимо обратить внимание на питание и другие факторы среди преподавательского состава.

Яркий пример — протоиерей Виктор Певницкий. По приезде из Пензенской губернии ему выдали казенную квартиру в каменном флигеле, длинном и одноэтажном. Он описывает своё жильё казематым, тесным, грязным, с некрашеными полами, с ветхою утварью, протёртых стульев. Со временем он получает доступ к занятию частными уроками с богатыми помещиками. Это давало не малое пособие к скудным семинарским средствам. Если в начале работы Певницкий получал 257 р., то через несколько лет зарабатывал уже 420 р. при казённой квартире. В классах семинарии было грязно и зимой холодно от не отопления по экономии. Зимой учащиеся и наставники сидели в тёплой одежде. В свободное от учёбы время (перерыв обеденный), учащиеся, пишет Певницкий, играли в чижи, чушки и мячь, или лапту. Певницкий, всё время сравнивал своё предыдущее место пребывания — Пензенское духовное училище, и отмечал, что в Пензе жилось искренно, мирно, и дружно, в Тамбове такого товарищества не было, тут жили разъединено и по интригам обособленно. Отмечает Певницкий и особенную тягу к выпивке среди преподавательского состава.

В начале XIX в. в России возникает более двух десятков духовных семинарий. В стране впервые складывается система общероссийского образования трёх ступеней: шестилетнее духовное училище; шестилетняя духовная семинария; четырёхлетняя духовная академия. В середине XIX в. в России было 4 академии духовных: Киевская, Московская, Петербургская, Казанская. Одно из привилегий духовенства в том, что духовенство имело зачастую право бесплатно поступать в духовные учебные заведения, окончание духовных семинарий открывало детям духовенства путь не только к священническому образованию, но и в светские высшие учебные заведения. И наоборот. Поэтому зачастую, в духовные учебные заведения шли ради образования, а не ради будущей духовной профессии. Поэтому, когда в России начинают появляться университеты в XIX в., среди профессоров в основном преподаватели с немецкими и поповскими фамилиями, потому что преподаватели были выпускники духовных семинарий или духовных академий (пример: М. М. Сперанский — выпускник духовной академии). В середине XIX в. средний уровень образования среди дворян был 76–77 %, а среди духовенства — 72–73 %, к концу XIX в. — 86 и 89 % [3].

Так, в начале XIX в. русское белое духовенство находилось в состоянии, замкнутом, со своими специфическими правами. Именно это было картиной маленького духовного мира, где вырабатывались стандарты взаимодействия между взрослыми и детьми, соседями, родственниками и семьёй. Во второй половине XIX века формируется «новый тип» священника, в котором преобладают критические настроения и стремление проверить и изменить существующий церковный строй, отвергнуть устаревшие обычаи. В составе духовенства середины XIX в. выделялось два поколения: отцов и детей. Тем не менее, несмотря на противоречивые результаты исследования, в целом, можно сказать о специфичной эволюции городского белого духовенства в уездных городах Тамбовской губернии в XIX веке.

Литература:

  1. Дневники воспитанника Тамбовской духовной семинарии Сперанского Михаила Григорьевича [Электронный ресурс]. — Тамбов, 1907. — Запись от 4 сент. 1907 г.; Запись от 8 сент. 1907 г. Режим доступа: URL: http://www.tambovdem.ru/ (Дата обращения: 27.10.2023)
  2. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия. — Париж, 1947. С. 6.
  3. Миронов Б. H. Американский историк о русском духовном сословии // ВИ. 1987. № 1. С. 153–158.
  4. Недетовский В. Г. Велено приискивать. — М., 1877, С. 240
  5. Хитров, Г. В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Г. В. Хитров. — Тамбов: В тип. коллеж. регистратора К. И. Закржевского, 1861. — 340 с.
  6. Помяловский Н.Г. Велено приискивать. – М., 1862, С. 176
Основные термины (генерируются автоматически): Тамбовская губерния, белое духовенство, Россия, город, городское белое духовенство, казенная квартира, начало XIX, преподавательский состав, середина XIX, Тамбов.


Похожие статьи

Задать вопрос