Антикризисные меры в Тюменской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Градобоева, П. А. Антикризисные меры в Тюменской области / П. А. Градобоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108676/ (дата обращения: 04.05.2024).



Актуальность темы исследования определяется тем, что в работе представлен анализ ситуации в регионе, перечислены принимаемые меры и их влияние на экономическое развитие и недопущение ухудшения условий для бизнеса, а также описана государственная поддержка области, что позволяет понять текущую ситуацию и определить дальнейшие пути развития.

Ключевые слова: антикризисные меры, санкционное давление, риск, малый бизнес, тюменская область, регион, субсидии .

The relevance of the research topic is determined by the fact that the work presents an analysis of the situation in the region, lists the measures taken and their impact on economic development and preventing deterioration of business conditions, as well as describes state support for the region, which allows you to understand the current situation and determine further development paths.

Keywords: anti-crisis measures, sanctions pressure, risk, small business, Tyumen region, region, subsidies .

В условиях современной экономической нестабильности антикризисные меры становятся необходимостью для сохранения экономической активности регионов. Тюменская область, как и многие другие регионы России, столкнулась с последствиями экономического кризиса. В связи с этим власти региона приняли ряд антикризисных мер, направленных на поддержку экономики и предпринимательства (Рис. 1).

Антикризисные меры Тюменской области

Рис. 1. Антикризисные меры Тюменской области

Согласно анализу Счетной палаты, в первом полугодии чуть более 20 % суммарных расходов регионов РФ исполнено по направлению «Национальная экономика» — рост на 29 % к тому же периоду предыдущего года, до 1,65 трлн руб. Наибольший рост сложился в Тюменской области (в 2,5 раза).

Для Тюменской области в реалиях 2022 года весомой составляющей успеха являлась традиционно высокая инвестиционная привлекательность. Регион занял 5-е место в 2022 году по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата АСИ. Инвестиционную привлекательность усилили принимаемые антикризисные меры поддержки на региональном уровне. Реализуется более 1200 инвестиционных проектов с емкостью 3,5 трлн рублей (в том числе особо крупные в Тобольске, Ишиме).

Совокупность реализующихся инвестиционных проектов поддерживает многоотраслевую структуру экономики региона, где сконцентрирован крупный промышленный потенциал, есть развитая транспортная инфраструктура, значительный уровень социальной поддержки. Отчасти это связано с перераспределением прибыли от северных нефтегазовых автономных округов области. В 2023 году в бюджет Тюменской области от ХМАО и ЯНАО поступит почти 74 млрд рублей по программе «Сотрудничество» (в 2022 г. поступило 78 млрд рублей) при проектировках областного бюджета по доходам на текущий год почти 198,5 млрд рублей.

Следует отметить фактор продовольственной безопасности — в регионе весьма продуктивен агропромышленный сектор. В 2022 году в Тюменской области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 109,6 млрд рублей. Индекс производства в сопоставимой оценке составил 114,9 % к 2021 году (по России — 110,2 %).

Для Тюменской области определенный риск был характерен для нескольких видов экономической деятельности. Как пример, по данным Росстата в части закупок импортного сырья в производстве, затраты на производство и реализацию продукции особо следует отметить производство прочих машин специального назначения (около 5,4 % от общероссийского уровня), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (1,3 % от РФ), производство электрического оборудования (0,6 %), в АПК — 2,7 %.

Основной противодействующей санкционному давлению хозяйственно-политической инициативой региона стало образование межрегионального нефтегазового кластера, действующего на территории Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Вопросы перехода от западной технологической базы в тюменском ресурсной секторе регулярно ставились с 2014 г. За 8 лет в регионе замещено около 80 % программного обеспечения. Есть определенные успехи, достигнутые в «срыве низко висящих плодов» — замещении наиболее простых промышленных технологий. Безусловно стимулом для региональных обрабатывающих производств стал рост за последние пять лет объема заказанного оборудования до 117 млрд руб. (рост почти в 2 раза). В этом смысле наиболее негативный сценарий действительно не реализовался.

Вместе с тем в части замещения более сложного оборудования по всей длине производственных цепочек о полноценном успехе судить пока рано. Ключевые позиции, где потенциальная роль Тюменской области — не столько производство нефтегазового оборудования (импорто-независимость в нефтегазовом машиностроении составляет около 60 %), сколько технологии в переработке. Много зависит от оперативности применения спец-инструментов (промышленной ипотеки), быстрого разворачивания запуска производств приоритетной продукции на основе региональных отраслевых планов импортозамещения, переформатирования работы промышленных кластеров.

В Тюменской области создана инфраструктура содействия развитию малого и среднего бизнеса, разработаны, применяются и постоянно совершенствуются государственные механизмы финансового, имущественного, информационного, консультационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реализуются во всех 26 муниципальных образованиях.

В целях популяризации предпринимательской деятельности и повышения экономической и правовой грамотности предпринимательского сообщества проводятся обучающие мероприятия, в том числе в муниципальных образованиях, что существенно повышает их доступность для сельских предпринимателей.

За 2008–2018 годы количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось в 1,6 раза. Рост оборота продукции (услуг), произведенных МСП в 2018 году к 2008 году, составил 129,0 % в сопоставимых ценах. Положительную динамику имеют показатели развития малых предприятий (включая микропредприятия): число предприятий возросло в 3,1 раза, среднесписочная численность работников — в 1,4 раза, рост оборота составил 145,9 % в сопоставимых ценах (2018 год к 2008 году) [3].

В общем обороте организаций области доля малых предприятий (включая микропредприятия) составляет 17 %, в том числе: в строительстве — 44 %; в торговле — 35 %; транспорте — 10 %. На малых предприятиях (включая микропредприятия) работают 39,3 % работников сферы строительства; 27,2 % специалистов обрабатывающих отраслей; 53,1 % работников торговли.

Принятые меры, направленные на недопущение ухудшения условий для бизнеса: законодательно закреплены налоговые каникулы для начинающих индивидуальных предпринимателей; установлена патентная система налогообложения для микробизнеса; для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, до 31 декабря 2023 года включительно сохранена налоговая ставка в размере 5 %, а для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы и осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, налоговая ставка снижена с 6 % до 1 %.

В рамках реализации государственная поддержка оказывается в форме предоставления следующих субсидий и грантов:

— субсидий на развитие лизинга оборудования (Постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п);

— субсидий на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации (Постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 97-п);

— субсидий на реализацию проектов, получивших поддержку ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Постановление Правительства Тюменской области от 24.12.2012 № 555-п);

— грантов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях реализации инновационных проектов, обладающих потенциалом коммерциализации (Постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2015 № 101-п);

— субсидий лизинговым компаниям Тюменской области для повышения доступности лизинга для субъектов предпринимательства (Постановление Правительства Тюменской области от 10.06.2019 № 181-п);

— грантов молодым предпринимателям на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности (Постановление Правительства Тюменской области от 10.09.2021 № 565-п.).

Таким образом, антикризисные меры, принятые в Тюменской области, оказали влияние на экономические показатели региона. Они способствовали поддержке экономической активности и предпринимательства в регионе. Важно отметить, что для достижения максимального эффекта от антикризисных мер необходимо проводить их комплексно и учитывать все возможные последствия.

Литература:

  1. РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/01/09/2022/630f45959a794751511cc622
  2. Закон Тюменской области «О льготном налогообложении в Тюменской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/more/docs.htm?id=230098@egDocs
  3. ФНС. Тюменская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72
  4. Социально-экономическое развитие Тюменской области. Итоги 5 Лет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eisr.ru/upload/iblock/fd7/fd7e872595910f7ad1e73ce1c3403676.pdf
  5. Правительство тюменской области. Постановление от 14 декабря 2018 г. N 511-п. Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов.
  6. https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/U_liz/Документы/Закон Стратегия СЭР ТО.docx
  7. https://eisr.ru/upload/iblock/fd7/fd7e872595910f7ad1e73ce1c3403676.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Постановление Правительства, млрд рублей, мера, налоговая ставка, недопущение ухудшения условий, предпринимательская деятельность, предпринимательство, развитие малого, упрощенная система налогообложения.


Похожие статьи

Задать вопрос