Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 06.12.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Тимербулатова, Д. И. Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений / Д. И. Тимербулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108670/ (дата обращения: 28.04.2024).



Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную коррекцию.

Ключевые слова: нейропсихологические методы, речевые нарушения, нейростимулирующие упражнения, дети с ОВЗ, ОНР.

В последние десятилетия значительно увеличилось число детей с различными нарушениями речи (фонетическое и фонематизирующее недоразвитие, общее недоразвитие речи), и часто, причинами речевых нарушений являются нарушения ЦНС, возникшее во внутриутробном и перинатальном периодах, в течение первых месяцев жизни ребенка.

Опытные практикующие педагоги, подмечают, что ОНР у детей проявляются по-разному, но есть и общие моменты: у большинства детей нарушено звукопроизношение, не сформирован фонематический слух, скудный словарный запас, есть нарушения в грамматической структуре речи, отмечается недоразвитие просодики и речевой моторики.

Учитель-логопед не всегда может приступить к коррекционной работе раньше 4х летнего возраста ребенка, и, зачастую невозможно за 1–2 года оказать необходимую коррекционную помощь детям с разным уровнем ОНР, и успеть подготовить их к школе.

Проявления речевых недоразвитий, разнообразно у детей с ОНР:

– от затруднения в написании букв, элементов до абсолютных нарушений графики и письма (дисграфия);

– замедленного чтения, чтения с бесчисленными ошибками, пропусками и заменами, до неспособности воспринять смысл текста или сопоставления звуков и их графических изображений (дислексия). В любом случае Дисграфия и дислексия — это основные и хорошо известные большинству учителей трудности, которые порождают более серьезные проблемы в дальнейшей учебе.

Современные специалисты прекрасно понимают, что для результативной работы рационально применять в комплексе достижения нейропсихологии, логопедии, дефектологии и психологии, интеграция этих областей принесет ощутимую и действенную помощь, в виде нейроупражнений. Межполушарное взаимодействие — это особый механизм соединения левого и правого полушарий в единую, целостно работающую систему, формирование прочных связей опирается на специально подобранные упражнения, в ходе которых задействованы оба полушария.

Работа 2-я руками одновременно — один из вариантов межполушарного взаимодействия, где активизируются оба полушария, и вырабатывается одновременно несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз. А если педагог предлагает детям параллельно просит отрабатывает правильное произношение звука — то, происходит согласованность языка.

Преимущества применения нейроигр: игровая форма обучения; многофункциональность; эмоциональная привлекательность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Вот несколько упражнений полезных в работе с детьми ОНР:

«Нейротаблицы» . Необходимо двумя руками отыскивать одинаковые объекты слева и справа, и объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно играть всей группой на скорость, или играть вдвоем, или одному.

«Соедини точки», цель — соединение верхних и нижних точек по пунктирным линиям от края к середине или наоборот.

игры со специальными тренажерами (межполушарными досками). Ребенок перемещает два бегунка одновременно, что стимулирует работу головного мозга, воздействует на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

– « Найди такую же». Ребенок выбирает цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и др., находит одинаковые цифры.

«Составь из геометрических фигур». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

– « Большие, средние,маленькие». Ребенок раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по величине.

«Зеркальное рисование». Даётся рисунок в перевёрнутом виде, разного уровня сложности, желательно, чтобы было много мелких деталей. Ребёнку необходимо рассмотреть рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Отмечено, что результативны кинезиологические упражнения, направленные на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, например:

«Ухо — нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой — за мочку уха, а по хлопку — меняет положения рук, исполнять нужно стоя на балансировочной доске.

«Кулачок — ладонь — ребро». Попеременно изменять положение пальцев обоих рук по команде, работать можно как обоими руками одновременно, так и по очереди.

«Волшебный мешочек». Ребенок не глядя ощупывает обеими руками предметы, в мешочке, из различных материалов (стекла, дерева, меха и т. д.), и пытается определить, что именно у него в руках.

Отмечено, что регулярное применение нейроигр оказывает позитивное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, они повышают способность к самоконтролю, что, способствует наиболее убыстряет коррекцию недостатков речевого развития дошкольников с нарушениями речи. Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с ОНР и повышать ее результативность.

Следовательно, является актуальным исследование возможностей нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, разработка, апробация и оценка эффективности программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, интегрирующей нейропсихологические и логопедические занятия.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. — Москва: В. Секачев издание, 2018. — 48 с. 5. Безруких, М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. — Москва: Просвещение, 2022. — 112 с.
  2. Максютова, З. Н. Педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в социоигровом пространстве детства / З. Н. Максютова, Э. Э Идрисова, Г. Ф. Шабаева // Современные проблемы общей и специальной педагогики: материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. — Сургут: РИО СурГПУ — 2019. — С. 75.
  3. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина и др. — Москва: Академия, 2023. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общее недоразвитие речи, рука, коррекционная работа, работа.


Ключевые слова

речевые нарушения, дети с ОВЗ, ОНР, нейропсихологические методы, нейростимулирующие упражнения

Похожие статьи

Задать вопрос