Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Пешков, Р. О. Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе / Р. О. Пешков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 361-367. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108633/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Ключевые слова : сфера образования, образование, Российская Федерация, Россия, государственная политика, образовательная деятельность, образовательный процесс, государственное управление, российское образование, национальный проект, правовое регулирование.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность мероприятий, действий, решений государственных органов, объединяемых общей целью — поступательным развитием российского образования. Условия геополитического кризиса и санкций, безусловно, дополнительно усложняют осуществление государственной политики в сфере образования. Конституция России (ст.43), закрепляя право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность одних уровней образования и бесплатность на конкурсной основе высшего образования.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] конституционные принципы в образовании получают развитие и детализируется, поскольку данный закон является ключевым федеральным законом в этой сфере. Так, согласно ст. 4 нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать рассматриваемому Закону, не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными в Законе «Об образовании». В случае несоответствия применяются нормы Закона «Об образовании», если иное не установлено самим Законом [2].

Основные принципы государственной политики, как основополагающие начала, на которых базируются государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования в России, устанавливаются в ст. 3 Закона «Об образовании». В Законе закреплено двенадцать принципов, что в два раза больше того количества, которое было установлено в раннем законодательстве об образовании [4].

Согласно базовому принципу признания приоритетности образования образование необходимо рассматривать не просто как процесс обучения и самосовершенствования человека в течение всей его жизни, но и в качестве одной из основных задач собственно государственной политики, которая направленна на решение важных задач по социализации, развитию личности в условиях современного информационного общества, противодействие негативным общественным процессам, формирование правосознания, воспитание чувства патриотизма. Другими словами, образование является главным условием для развития человека, общества, государства, да и всего человечества, по большому счету [5].

Следующий принцип направленности на обеспечение права каждого человека на образование продолжает закрепленное в Конституции субъективное право каждого на образование (ст. 43). Обеспечение права на образование — это система закрепленных государственных гарантий, необходимых для реализации права на образование человеком и гражданином без каких бы то ни было ограничений [4].

Принцип гуманистического характера образования связывает образование с другими конституционными принципами статуса личности в России, которые направленны на установление в качестве высшей ценности абсолютного приоритета прав и свобод человека и гражданина [4].

В качестве реального обеспечения прав граждан на образование выступает принцип единства образовательного пространства на территории России, лежащий в основе отечественной системы образования и механизма ее правового регулирования. Данный принцип имеет повышенную актуальность в таком многонациональном государстве, как Россия, где единство сочетается с уважением особенностей и традиций народов страны.

Принципа светского характера образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, соответствует конституционной норме об отделения религии от государства в целом. Включаемые в образовательный процесс такие предметы, как основы религии и нравственности, направлены на формирование полноценно развитой личности с учетом основ духовно-нравственной культуры народов России и традиций мировых религий. При этом соблюдается светский характер публичного образования [5].

Принцип свободы выбора получения образования предполагает, что у человека есть возможность реализации своих устремлений в плане получения образования, как в рамках существующей образовательной системы, благодаря выбору понравившейся образовательной организации, так и в других формах и видах получения знаний, умений и навыков. Возможность для осознанности выбора отчасти обеспечивает государство [5].

Принцип непрерывности образования понимается как возможность человека получать образование, повышать уровень своей квалификации, развиваться и самосовершенствоваться в течение всей жизни в зависимости от собственных потребностей и возможностей, начиная с основного и закачивая дополнительным образованием.

Важным элементом самостоятельности субъектов образовательного процесса выступает Принцип автономии образовательных организаций, характеризующий самостоятельность субъектов образовательного процесса, их независимость в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами РФ, собственным уставом [6].

С предыдущим принципом связан принцип демократического характера управления образованием, положенный в основу обеспечения прав участников образовательного процесса (педагогических работников, обучающихся, их родителей) на участие в управлении образовательной структурой. Это реализуется в создании различных советов в образовательных учреждениях, например, родительских, студенческих, и иных органов. Такая ситуация способствует учету мнений участников образовательного процесса при выработке в образовательной организации локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы [4].

Принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования способствует децентрализация образования. Также это способствует процессу повышения качества образования в целом и образовательных услуг в частности. Обязанность государства — в создании единых правил (независимо от формы собственности: государственной, муниципальной или частной) для всех образовательных организаций, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность [6].

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования закрепляет возможность использования гражданско-правовых отношений в системе российского образовании. А это в свою очередь дает участникам процесса на двусторонней основе возможность определять условия реализации собственного права на образование в рамках свободного установления договорных отношений [4].

Система российского образования представляет собой объект государственного регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности. Практически все виды источников права РФ, содержат нормы, так или иначе регламентирующие сферу образования. Потому можно констатировать, что правовое регулирование образовательных отношений в России достаточно сложное с точки зрения многообразия системы источников нормативного правового регулирования [1].

В статье 4 Закона «Об образовании» определяются основные цели, которые реализуются в ходе правового регулирования отношений в сфере образования. К ним относятся: установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, то есть максимального количества практических возможностей (материальных и нематериальных) для получения образования в тех или иных формах; создание условий развития системы образования, направленных на ее дальнейшее совершенствование; защита прав и интересов участников отношений в сфере образования посредством создания и развития материальных и процессуальных гарантий и механизмов [3].

На основе анализа содержания той же статьи 4 Закона «Об образовании», которая полностью посвящена источникам и порядку правового регулирования отношений в сфере образования, можно выстроить определённую иерархическую систему нормативно-правовых актов.

Конституция РФ. Конституционные положения статьи 43 закладывают правовую основу социального и, в частности, государственного управления образованием в России. Установленные Конституцией принципы управления — общенародный характер источника власти, разделение властей, демократический характер управления, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной сфере [1,2].

Далее, в рассматриваемой статье Закона «Об образовании» в системе нормативно-правовых актов регулирования сферы образования, находятся многосторонние и двусторонние международные договоры РФ. Например, Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 (ст. 26); Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 (ст. ст. 28–29); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 (ст. 27) и др. Определяя место международных договоров в системе источников образовательного права, Закон «Об образовании» устанавливается приоритет применения международных договоров перед национальными актами в случае коллизии права, тем самым воспроизводит конституционную норму, а именно, в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Однако, если решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречат Конституции, они не подлежат исполнению в РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом [10].

Устойчивое функционирование системы образования регулируется исключительно нормами Закона № 273-ФЗ «Об образовании», о котором уже говорилось выше. Однако в качестве нормативных регуляторов управления в сфере образования также выступают иные федеральные законы. Например, Трудовой кодекс РФ (ст. 197); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 5.57); Закон РФ от 25.10.1991 № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» (ст. 9) в ред. от 24.06.2023; федеральные законы: от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 19) (в ред. от 24.07.2023); от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 6) (в ред. от 04.08.2023).

Нормативные акты высших органов государственной власти находятся на следующей ступени иерархии системы. Возглавляют их Указы Президента РФ, например, от 12.04.1993 № 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (ред. от 01.01.2010); от 28.11.2018 № 679 «О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности» (ред. от 06.02.2023) и другие. Во исполнение указов Президента Правительство РФ принимает распоряжения и постановления, например, от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 07.10.2023) и другие.

Дальше по иерархии идут распорядительные акты высших органов исполнительной власти, и прежде всего, профильных Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, действующих в таком формате с 2018 года. Например, приказ Министерства науки и высшего образования от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (ред. от 02.03.2021); приказ Минпросвещения от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 07.10.2023).

По правилам построения иерархической системы нормативно-правовых актов в Российской Федерации следующая большая группа состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ, например, Закон Липецкой области от 19.08.2008 № 180-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных организаций…» (в ред. от 01.01.2023).

Отдельную группу представляют нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории «Сириус», которыми устанавливается специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории «Сириус». Сюда относят как Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»» (ред. от 31.07.2023), так и Постановление Правительства РФ от 08.11.2019 № 1428 «О создании инновационного научно-технологического центра «Инновационный научно-технологический центр «Сириус» (ред. от 01.02.2023), приказы Минюста России и других органов высшей государственной власти. Органы публичной власти федеральной территории «Сириус» вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории «Сириус», направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания [2].

Муниципальные акты не входят в систему государственного регулирования образования, но устанавливают нормативные основы на местном уровне, при этом действуют только на территории муниципального образования.

Также в ст. 4 Закона «Об образовании» определены некоторые особенности правового регулирования отношений в сфере образования, предполагающие применение наряду с Законом «Об образовании» иного специального законодательства, которому в определенных случаях будет отдаваться приоритет. В первую очередь это специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), а также организаций, расположенных на следующих территориях: Сколково; международного медицинского кластера; опережающего развития; свободного порта Владивосток; инновационных научно-технологических центров, а также Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны РФ. При условии, если указанные законы регламентируют те или иные особенности осуществления образовательной деятельности.

Отдельную группу составляют специальные федеральные законы, регламентирующие статус государственных служащих (например, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и военнослужащих. Положения таких законов и иных нормативных актов, регламентирующих статус государственных служащих, учитываются при распространении законодательства об образовании на граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также проходящих федеральную государственную службу, в том числе военную службу по призыву, и являющихся обучающимися [6].

В последние годы определение направлений государственной политики в области образования, а также ее поэтапное осуществление практически повсеместно стало реализовываться на основе принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые разрабатываются на основе и в соответствии с федеральной программой развития образования. Речь идет о так называемых национальных проектах. Впервые данное понятие прозвучало в Послании Президента 2003 г. А с 2005г. национальный проект начинает реализовываться в непосредственной практике государственного управления, в том числе и в сфере образования. Характерной чертой целевых программ развития образования является то, что они принимаются на конкретный срок. В паспорте каждой из программ расписывается подробный план мероприятий по сохранению, поддержанию и совершенствованию системы образования, которые реализуются в строго определенные календарные сроки [6]. Так, паспорт национального проекта «Образование» разработан Министерством просвещения РФ во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», но о нем речь пойдет ниже.

Стратегические задачи государстве в сфере образования реализуются этапами, на основе с принципов, сформулированных в ст. 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 23.02.2023) [12]. Общий же вектор развития системы образования в Российском государстве задается в положениями таких документов стратегического планирования федерального уровня, как: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, в ред. от 15.03.2021 № 642), Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом от 01.12.2016 № 642, в ред. от 15.02.2021), Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р, в ред. от 30.09.2022), Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208) и ежегодно уточняется посланиями Президента Федеральному Собранию РФ. Положения данных документов определяют образование в качестве одного из главных стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью государственной политики в области образования указывают повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [11]. Также сохраняют свою актуальность достижение показателей социальной политики, определенных в следующих указах Президента РФ 2012: от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для достижения сформулированных стратегических целей в сфере образования государство планирует способствовать усилению роли основного фактора экономического развития — человеческого капитала. Также предстоит последовательно решать вопросы повышения качества образования (общего, профессионального, высшего), сопровождая это развитием образовательной инфраструктуры. Актуальная задача, стоящая перед государственной системой управления в сфере образования, состоит в создании сбалансированной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны в целом, для сферы образования в частности. В общей парадигме государственного управления в сфере образования реализуются значимые межотраслевые направления деятельности в социальной сфере, определенные следующими указами Президента РФ: от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства», от 25.04.2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» (ред. от 20.07.2023); от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», а также Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р (ред. от 29.04.2023) и др.

Направление в среднесрочном планировании до 2030 года определяется в соответствие с положениями указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который определяет, как национальные цели развития России (далее — национальные цели), так и устанавливает целевые показатели, необходимые для их достижения. Во исполнение Указа Президента РФ № 474 общие стратегические приоритеты Правительства РФ по достижению национальных целей на ближайшие 10 лет, в том числе и приоритеты в системе российского образования, утверждены распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р в Едином плане по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Согласно этому документу, планируется осуществить прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии с страны. Этот стратегический «рывок» во многом будет основываться на результатах мероприятий национальных проектов «Образование», «Наука и университеты», а также в процессе осуществления мероприятий государственных федеральных программ: «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 07.10.2023)) и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р).

Реализация государственной Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р) осуществляется посредством последовательного выполнения плана ее мероприятий, путем объединения действий смежных министерств. Так, в реализации плана данной Стратегии в 2022 году, помимо Минпросвещения России и Минобрнауки России, приняли участие 12 федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие госуправление в сфере образования, а также Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [11].

Согласно Протоколу заседания президиума Совета, при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектом от 22.03.2017 г. № 3 Министерство просвещения России с 2018 года определено ответственным исполнителем государственной программы «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 25.11.2023)). Программа реализуется посредством использования механизмов проектного управления. Причем проектный раздел пилотной программы в 2022 году включал мероприятия таких федеральных проектов национального проекта «Образование», как: «Современная школа»; «Успех каждого ребенка»; «Цифровая образовательная среда»; «Молодые профессионалы»; «Социальные лифты для каждого»; «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»; «Развитие системы поддержки молодежи» («Молодежь России»); «Содействие занятости»; «Искусственный интеллект»; «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и национальных программ: «Цифровая экономика Российской Федерации»; «Демография»; «Культура»; «Наука и университеты». Проектный характер государственного управления в сфере образования помимо профильных федеральных проектов, для достижения намеченных стратегических целей, активно задействовало и работу над мероприятиями не входящих в состав национальных проектов, таких федеральных проектов, как, например, «Россия — привлекательная для учебы и работы страна», «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и «Профессионалитет» [11].

В государственной программе «Развитие образования» есть так называемый процессный раздел с большим комплексом соответствующих мероприятий, таких как, например: «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования», «Дополнительное образование детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности», «Качество образования», «Обеспечение деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» и другие [11].

В России осуществляется постоянный парламентский контроль над осуществлением политики государства в сфере образования, что находит свое закрепление в ч.2 ст.3 Закона «Об образовании». Формой отчета высших органов государственной исполнительной власти о политике в сфере образования выступает ежегодный доклад Федеральному Собранию, содержащий обзор и анализ реализации государственной образовательной политики. Доклад размещается на официальном сайте Правительства РФ. Открытость этой информации также способствует целям общественного контроля в данной сфере. «Правила подготовки национального доклада о реализации государственной политики в сфере образования» утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2023 № 1777 [7]. Для включения в текст доклада каждый год проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 мониторинг системы образования [8]. Сейчас на сайте Правительства РФ размещены доклады за период с 2015 по 2022 годы.

В 2022 году в законодательство в сфере образования был внесен ряд серьезных изменений, которые во многом изменили взаимоотношения субъектов образовательной деятельности. В целях создания единого образовательного пространства на территории страны, для реализации норм Закона «Об образовании», с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ [9], были введены единые для России федеральные основные образовательные программы (далее — ФООП), разрабатываемые и утверждаемые Министерством просвещения РФ. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ [10] из Закона «Об образовании» понятие «государственные и муниципальные услуги в сфере образования» были заменены на слова «реализации образовательных программ» [11].

Таким образом, устойчивое функционирование системы образования России выстраивается и регулируется системой нормативно-правовых актов, и основным из них — Законом «Об образовании», а также разрабатываемыми во исполнение содержащихся в них нормах права, подзаконными актами.

Литература:

  1. Образовательное право: учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.]; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — Текст: непосредственный.
  2. Братановский, С. Н. Административное право России: учебник / С. Н. Братановский, Ю. В. Капитанец, М. Г. Вулах. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 285 с. — Текст: непосредственный.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 53 (ч.I), 31.12.2012, ст.7598. с изм. и доп. в ред. от 01.09.2023.
  4. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Барабанова С. В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И. В., Менкенов А. В. [и др.] 2019. — Текст: электронный — [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Дата обновления: 14.11.2023).
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / В. Л. Баранков, Н. С. Волкова, Ю. А. Дмитриев [и др.]. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: Деловой двор, 2016. — 440 c. — Текст: непосредственный.
  6. Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Коллектив авторов — Текст: электронный // Материал подготовлен для системы КонсультантПлюс с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2019 года // СПС КонсультантПлюс.
  7. Постановление Правительства РФ от 24.10.2023 № 1777 «О порядке подготовки национального доклада о реализации государственной политики в сфере образования» //Собрание законодательства Российской Федерации, № 44, 30.10.2023, ст.7894. с изм. и доп. в ред. от 03.11.2023.
  8. Постановление Правительства от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 33, 19.08.2013, ст.4378. с изм. и доп. в ред. от 01.09.2022.
  9. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 39, 26.09.2022, ст.6541.
  10. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С. [и др.]. 2014. — Текст: электронный — — [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» (дата обращения: 01.12.2023).
  11. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 году. — Текст: электронный // Правительство РФ: [сайт]. — https://docs.google.com/viewer?url=http %3A %2F %2Fstatic.government.ru %2Fmedia %2Ffiles %2F7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
  12. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 26 (ч.I), 30.06.2014, ст.3378. с изм. и доп. в ред. от23.02.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, образование, Российская Федерация, Россия, государственная политика, образовательная деятельность, образовательный процесс, РФ, государственное управление, федеральная территория.


Похожие статьи

Задать вопрос