Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Хромых, И. С. Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента / И. С. Хромых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108612/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, занимающихся данным вопросом. Также был проведён педагогический эксперимент, который отражает специфику занятия во втором классе начальной школы.

Ключевые слова: начальное языковое образование, проблемное обучение, поликультурная среда, иностранные ученики, педагогический эксперимент, констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.

The article presents the main aspects of organizing the process of primary language education, which reflects the use of the problem-based learning method. The features of the multicultural environment in the Russian school are considered using the example of literature teachers dealing with this issue. A pedagogical experiment was also conducted, which reflects the specifics of classes in the second grade of primary school.

Keywords: primary language education, problem-based learning, multicultural environment, foreign students, pedagogical experiment, ascertaining stage, forming stage, control stage.

Начальное языковое образование — языковое образование на уровне начального общего образования. Включает изучение русского языка как государственного, родного языка обучающихся (русского или не русского), иностранного языка [2, 35].

Стоит отметить, что особенности такого образования по изучению родного языка являются отличительными признаками, характеризующими процесс обучения родному языку в начальной школе. Обусловлено это в первую очередь возрастом обучающихся, а также тем, что в процессе освоения языка, когда ребенок переходит в школу, он также переходит в новую стадию.

Ученик впервые понимает свой язык, на котором он говорил с детства, в качестве предмета исследования, начинает обучаться чтению и письму, обретает представление о литературном языке и норме языка, знакомится с новыми областями языкового использования, начинает изучать научную и деловую лексику и пр. Данные особенности принимаются во внимание при определении содержания, методов преподавания русского языка в начальных классах.

Начальное языковое образование является непосредственным способом реализации осознанного воздействия общественного института на функционирование языков и их взаимодействия, поэтому недопустимо переводить предметы «русский язык», «русский родной язык» и «литературу» в категорию неактуальных школьных предметов для обучения. Наоборот, необходимо сделать на этом большой акцент, с целью увеличения времени на изучение данных дисциплин. Язык нужен человеку в качестве духа народа и его мировоззрения, потому что благодаря ему мы мыслим, общаемся, эти функции языка социально важны.

В современном инновационном образовании приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений учащихся уже не является главной целью обучения. Однако также важно развивать личность учащихся, их познавательные и творческие способности. Традиционные методики обучения часто оказываются неэффективными в современном мире. Для достижения целей российского образования крайне важно внедрять прогрессивные технологии образования, так как они являются одним из ключевых факторов успешного освоения материала.

Именно в рамках достижения этой задачи отмечается педагогами (В. Г. Костомаровым, О. Д. Митрофановой, Н. В. Быстровой, С. А. Зиновьевой и др.) в своих научных статьях («К теоретическим основам проблемного обучения», «Проблемность и технология обучения», «Проблемное обучение в современном образовании» и пр.), что проблемное обучение, ориентированно на продуктивное освоение знаниями учащихся и направление на продуктивное обучение. Создание проблемы, поиск ее решения, напрямую связаны с функцией творчества, способствуют повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Школьники выполняют такие мыслительные операции как анализ, сравнение, выдвижение гипотез и предположений, классификацию знаний, аналогию, общение, и в результате происходит творческому подходу к решению и обмену знаниями, умениями и навыками, которые они смогли достичь с помощью самостоятельной работы. Данное размышление мы можем наблюдать в работе О. Д. Митрофановой «Проблемность и технология обучения», где автор приводит ряд вопросов, которые необходимо задавать педагогу, работающему в структуре проблемного обучения.

В. Г. Костомаров проводит анализ педагогической и методической литературы, в которой раскрываются теоретические основы работы, а также практические и теоретические вопросы, связанные с критериями эффективности проблемной подготовки, ролью проблемной коммуникационной задачи в организации личностно ориентированного образования учащихся и оптимальными формами организации данной образовательной деятельности. Ведь содержание занятия включает в себя информацию о языке, известную как филологический сборник, и информацию. Задачей учителя является предоставление учащимся достаточных фактических сведений в доступном формате с учетом языкового потенциала.

Быстрова Н. В. и Зиновьева С. А. опираются на ФГОС. Использование метода решения задач на занятиях позволяет создавать ситуации, в которых ученики могут искать и привлекать новые знания из разных дисциплин. Это помогает актуализировать их собственный жизненный опыт, что положительно сказывается на значимости полученных результатов для самих учеников. Такой подход повышает интерес к предмету, что, как известно, является одним из важнейших факторов активизации учебного процесса.

Использование метода проблемного поиска на уроках русского языка в соответствующей манере позволяет выработать систему работы, направленную на развитие у школьников интереса к изучаемому материалу и активизацию их мышления. Этот метод также способствует поиску и нахождению ответов на возникающие в процессе освоения новых языковых закономерностей, которые важны для овладения письменной и устной русской речью.

Языковый подход в образовании открывает основу этого образования, так как он отражает весь процесс, происходящий в обществе, онтологический языковой аспект, характерный для социума на всех стадиях развития. И сегодня в информационном обществе, когда информация и знание выдвигаются на первое место, язык все еще материальный носитель информации.

Специфика начальной языковой подготовки заключается в укреплении когнитивного аспекта обучения родным языкам. Это позволяет расширить «рамки» процесса обучения, включая в этот процесс реальный индивидуальный опыт учеников, полученный в общение. Так, к примеру, современный ребёнок осознает, что в его классе дети могут быть разных национальности, которые знают в какой-то степени свой родной язык. После изучения русского языка дети также могут вести переписку, включая Интернет, с своими друзьями. Большие шансы развивать навыки межкультурного взаимодействия предоставляют путешествия вместе со своими родителями за рубежом.

В начальных классах происходит формирование элементарных коммуникативных компетенций: умения и готовность к осуществлению межличностного и межнационального общения с носителями языка в письменном и письменном виде в типичных условиях, темах, областях общения, которые доступны для учащихся.

В поликультурной школе в одном классе учатся носители языка и иностранные ученики, язык обучения  русский. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает различные требования для школ с родным русским языком и с родным нерусским языком. ФГОС не предполагает отдельного типа школ для иностранных учеников, а совмещает структуру внедрения таких учеников. В такой школе вся образовательная часть ориентирована только на русских обучающихся: цели, цели, содержания, язык и средства подготовки. В этом и кроется проблема языкового образования для остальных (иностранных) обучающихся.

Организация современного курса русского языка в российском начальном образовании представляет собой систему занятий, так как только система может структурировать работу по подготовке конкретного предмета в рамках тем и плана. Последовательность работы относится к научным направлениям, логике исследований, поиску оптимальных методов и форм обучения, предусматривающих индивидуальные, фронтальные и коллективные виды работ.

На протяжении последних лет приоритеты в начальном образовании существенно менялись. В соответствии с Законом о образовании РФ, Конституцией РФ, Государственным образовательным стандартом полного общеобразовательного образования, целью развития человеческой личности, формирования познавательных интересов и такого педагогического умения у младшего школьного возраста, позволяющего ему успешно развивать образование, продолжать обучение в школе.

Родной и неродной языки являются двумя различными коммуникативными системами, поэтому закономерности освоения этих двух языков не повторяются вновь. Родной язык является средством овладения общественным опытом, где формируется познавательная, коммуникативная и иная социальная востребованность человека. Неродной язык и освоение его представляют собой в условиях поликультурного общества знание правил перекодирования с родного на иностранное, т. е. объективация другого мира на родном языке.

Литература:

  1. Поздеева С. И. Начальное языковое образование в свете нового ФГОС НОО / С. И. Поздеева // Филологическое образование в период детства. — 2017. — Т. 22. — С. 182–184.
  2. Плотникова С. В., Краева А. А. Методика начального языкового образования / С. В. Плотникова, А. А. Краева — Екатеринбург, 2019. — 215 с.
  3. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы / А. С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 1. — С. 45–52.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, родной язык, русский язык, начальное языковое образование, ученик, начальная школа, неродной язык, педагогический эксперимент, поликультурная среда, языковое образование.


Похожие статьи

Задать вопрос