Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Леонидова, Н. В. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров» / Н. В. Леонидова, М. С. Шатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108602/ (дата обращения: 02.05.2024).



Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: дошкольники, профессия, кадры, развивающая среда, образовательная организация.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.

Для того чтобы решить проблему, необходим постоянный и компетентный диалог заинтересованных сторон — работодателей и образовательных учреждений. Одной из важнейших задач становится повышение престижа тех профессий, которых сейчас так не хватает на региональном рынке труда. Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей, так как это один из центральных моментов становления личности.

Таким образом, актуальность развития системы профессиональной ориентации, работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и становится в современных условиях одним из важных факторов повышения национальной конкурентоспособности.

В сентябре 2022 года в старшей группе компенсирующей направленности был проведен мониторинг, который выявил, что 39 % воспитанников имеют ограниченные знания и представления о разнообразии профессий взрослых, еще у 48 % ограниченный словарный запас по данной теме и только 13 % воспитанников имеют достаточный уровень сформированности представлений о профессиональной деятельности взрослых. Полученные данные побудили нас к поиску эффективного решения проблемы.

Так, с января 2023 года началась реализация мероприятий институционального проекта «Страна мастеров».

Основными задачами проекта были обозначены следующие:

  1. Углубить представления детей о разнообразии мира профессий, в том числе и сельскохозяйственных.
  2. Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разныхпрофессийвсамостоятельную деятельность детей.
  3. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению.
  4. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий , практическиенавыки безопасного использования предметов труда.

На первом этапе проекта — организационном, осуществлялся анализ психолого-педагогических условий в ДОО, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников; анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста с ТНР, выявление проблем; организация в образовательном пространстве ДОО соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Этап внедрения предполагал создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников с ТНР в мире профессий средствами предметно-игровой среды: разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками с ТНР, подбор комплекса диагностических методик; апробирование методов и форм ознакомления дошкольников с ТНР с профессиональным трудом взрослых; вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений; периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

На заключительном обобщающем этапе будет осуществляться анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОО; обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста с ТНР представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.

Для реализации проекта были задействованы все центры группового помещения:

Центр сюжетно-ролевой игры. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пекарня», «Агрохолдинг», «Ферма», «Теплицы», «Магазин», «Салон красоты», «Турагенство», «Банк», «Поликлиника» и др. изготовлены по совместному дизайну педагогов и воспитанников, подбирались с целью создания условий для реализации интересов детей с ТНР в разных видах сюжетно ролевых игр. Пространство группы зонируется с помощью раскладной ширмы, позволяющей создать игровое пространство по собственному замыслу. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов и их доступность вызывают у дошкольников с ТНР желание играть.

Центр коррекции. В этом центре расположены дидактические игры по речевому развитию, развивающие и логические игры, дидактический материал по ознакомлению детей с миром профессий. Фотоальбомы с материалом по профессиям родителей.

Центр конструирования занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, набор инструментов, контейнер с шурупами, гайками, набор спецтехники. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, заниматься постройками, обыгрывая их. Для обыгрывания построек также имеются мелкие игрушки, наборы для конструирования «Лего — городская история», «Лего — ферма» и др., которые используются при реализации творческих замыслов воспитанников.

Центр «Умелые руки» оснащен необходимым материалом для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм. В нем имеются нитки, ножницы, метр, коллекция «Виды тканей», иголки, пуговицы, наперстки, швейные машинки, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, фартуки, журнал мод, выставка «Одежда», разный вид бумаги, фантики, гвозди, болтики, молотки, дощечки и т. д.

Центр оккупациональной терапии. Оснащен необходимыми атрибутами: кухонный встроенный гарнитур, холодильник, жарочный шкаф, обеденная зона с мягким уголком, стулья большие, чайник электрический, набор столовой посуды (тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи), емкость для замешивания теста, наборы для вырезания печенья, скалки, клеенка, совок со щеткой, тряпка из микрофибры, тазик, детская посуда, краски гуашевые, кисть беличья, баночка для воды, расходные продукты для замешивания теста: мука, масло сливочное, яйца, сахар, соль.

Далее согласно плану проекта, в созданных центрах осуществлялись мероприятия по ознакомлению детей с новыми профессиями, расширению представлений о ранее знакомых профессиях, формирование элементарных трудовых навыков.

В центрах организовывалась деятельность детей в виде образовательных практик. Образовательная практика — это непродолжительный по времени курс совместной образовательной деятельности педагога и детей, направленный на решение задач образовательной программы и имеющей своим результатом продукт деятельности или навык ребенка, выбранный на определенный отрезок времени ребенком. В ходе такой практики ребята знакомятся с профессией, проходят профессиональные пробы.

Готовясь к организации образовательной практики для более углубленного знакомства с профессией и повышения интереса воспитанников, нами организовываются встречи с носителем профессии. В ходе опроса родителей, ближайшего окружения ребенка, выясняется, кто может помочь познакомить дошкольников с какой-либо профессией. Далее мы приглашаем этого человека на беседу, помогаем ему составить презентацию для воспитанников, грамотный рассказ, чтобы данная информация была доступна детям. Другой вариант: первое занятие организует воспитатель, он показывает презентацию, а для детей сохраняем интригу и объявляем, что завтра на следующую встречу к ним придет мастер, который познакомит детей с профессией более подробно. А дальше дети погружаются в мир профессий, пробуют свои силы в труде парикмахера, программиста, конструктора ракет, ювелира. Трогают профессии руками, наполняя свой жизненный багаж различными умениями и знаниями о профессиях настоящего и будущего.

В завершение можно сделать вывод, что реализуемый практико-ориентированный проект «Страна мастеров» позволяет нам определить раннюю профориентацию на ступени дошкольного образования, как целенаправленный процесс интеграции ребенка в социум в специально обогащенной развивающей предметно- пространственной среде детского сада.

Создание условий, способствующих формированию у дошкольников интереса к профессиям взрослых, позволяет воспитать у них ценностное отношение к труду взрослых, его результатам, систематизировать знания о трудовом процессе.

Литература:

  1. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий.//Воспитатель ДОУ. — 2013. — № 9. — С. 36–41.
  2. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97–101.
  3. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. — Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
  4. Мухамбетова, Н. Ранняя профориентация «Вперед в будущую профессию» / Н. Мухамбетова. — Текст : электронный // Маам : [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ranja-proforientacija-vpered-v-buduschuyu-profesiyu.html (дата обращения: 05.12.2023).
  5. Что такое ранняя профориентация. — Текст : электронный // Мир познаний : [сайт]. — URL: https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-rannyaya-proforientatsiya/?history=14&pfid=1&sample=10&ref=1 (дата обращения: 05.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): труд взрослых, дошкольный возраст, мир профессий, ребенок, ознакомление детей, профессия, детский сад, дошкольное образование, образовательная практика, ранняя профессиональная ориентация.


Похожие статьи

Задать вопрос