Педагогические условия повышения речевой активности у детей дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бакликова, Е. А. Педагогические условия повышения речевой активности у детей дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития / Е. А. Бакликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108579/ (дата обращения: 27.04.2024).



Автор делится теоретическими и практическими особенностями работы с детьми с нарушениями речи.

Ключевые слова: дети с ОНР,

Современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей, имеющих различной степени сложности, недостатки речевой сферы. По мнению ученых с мировым именем Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, именно речевая деятельность занимает центральное место в процессе психического развития ребенка.

Результаты научных исследований педагогов и психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, Р. Е. Левиной и др. свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте ребенок с помощью речевой деятельности овладевает собственным поведением, а умение моделировать самостоятельные речевые высказывания оптимизирует становление разнообразных форм его активности.

Речевая деятельность для дошкольника является средством приобретения знаний, источником развития всех психических функций, инструментом самовыражения и познания окружающего мира. Именно от уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит успешность его социализации в обществе. Всякая задержка в ходе речевого развития, а тем более тяжелые нарушения речи, затрудняют общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой-то мере исключают его из разных видов деятельности. У детей с 1 уровнем развития речи возникает нарушение процесса взаимодействия с окружающими, а учитывая, что речь является главным средством коммуникации, это отрицательно сказывается на общем развитии ребенка.

В психолого-педагогической литературе (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) большая часть исследований посвящена вопросам формирования экспрессивной речи, в частности формированию лексики и грамматического строя и слоговой структуры слова. Однако, в настоящее время представлено недостаточное количество работ, касающихся методических аспектов формирования речи у детей с нарушениями речи 1 уровня речевого развития.

Активизация речевой деятельности у детей с 1 уровнем развития речи требует создания специальных условий обучения с опорой на компенсаторные функции, использование вариативных технологий, применения междисциплинарного подхода, что определяет значимость проблемы.

Актуальность проблемы определена поиском путей оптимизации логопедической работы, обеспечивающих активизацию речевой деятельности детей с нарушениями речи 1 уровня, разработкой специальных условий обучения, определением тактики и стратегии отбора методов, средств и приемов обучения.

Применение современных образовательных технологий повышает речевую активность детей с речевыми патологиями:

  1. Игровые технологии , активно используются в образовательной деятельность и общение. Например, игровые обучающие ситуации (социо-игровая технология); ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации-проблемы; ситуации-оценки; дидактических игр (настольно-печатные; словесные: игры-загадки, игры-предположения («что было бы…»), игры-самопрезентации; игры-поручения, игры-прятки, игры-соревнования; игры с предметами (игрушки и реальные предметы).
  2. Технология позитивного настроя , направленная на создание ситуации успеха; формирование у детей уверенности в собственных силах и речевой активности.

— Сюжетно-тематическая организация занятия;

Сюрпризный момент, н еобходимо использовать на каждом занятии. Он очень эффективен для повышения речевой активности. Детям нравится, прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего-то интересного

— Игровые формы оценки — фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности и повышения речевой активности.

  1. Технология наглядного моделирования: облегчает запоминание, путём образования дополнительных ассоциаций, развитие речемыслительной деятельности.
  2. Технология проблемного обучения — усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
  3. Цифровые образовательные технологии, положительно влияют на различные стороны речи, психическое развитие детей; расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.
  4. Технология сотрудничества , реализуют равенство, партнёрство между педагогом и ребёнком, формирует гуманно-личностный подход к ребёнку.

Существуют и нетрадиционные приёмы развития речевой активности детей: можно «провоцировать» словами или действиями, добровольно вступать в обсуждение, высказаться (Я — снеговик, у меня нет друзей, и мне хочется плакать…).

— абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде (Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?).

Итак, правильная речь — одна из важнейших задач современного дошкольного образования, стремительно увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому, необходимо выполнять определенные психолого-педагогические условия для решения проблем речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач необходимо, через реализацию мероприятий с детьми и их родителями, цель у всех едина: поиск результативных приемов повышения качества речевого развития детей. Слаженная работа педагогов и родителей постепенно поднимет эффективность формирования развития речи детей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Литература:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2003. — С. 359
  2. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М: Айрис пресс, 2009. — С. 267
  3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 2023. — С. 214.
  4. Клочкова, Т. В. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР 1 уровня речевого развития / Т. В. Клочкова. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/01/22/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-korrektsionno???history=18&pfid=1&sample=2&ref=0 (дата обращения: 04.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, ребенок, речевая активность, нарушение речи, дошкольный возраст, речевое развитие, специальное условие обучения, уровень развития речи.


Ключевые слова

дети с ОНР

Похожие статьи

Задать вопрос