Габриэль Форе, Ноктюрн № 13 Op.119: музыкальность и обработка уровня исполнения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Чжан, Сяньхуэй. Габриэль Форе, Ноктюрн № 13 Op.119: музыкальность и обработка уровня исполнения / Сяньхуэй Чжан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108324/ (дата обращения: 02.05.2024).



Габриэль Форе, Ноктюрн № 13 Op.119: музыкальность и обработка уровня исполнения

Чжан Сяньхуэй, ассистент

Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва)

Музыкальный стиль Форе сочетает в себе эмоции романтизма и контрапункт баховского периода. Его произведения часто характеризуются сильной эмоциональной экспрессией и сложными гармоническими структурами и считаются одними из предшественников ранней современной музыки. В данной работе в качестве объекта исследования выбран последний ноктюрн Форе — Ноктюрн № 13 Op.119, что позволяет глубже понять французский стиль в фортепианной музыке Форе через анализ музыкальных особенностей и исполнительских моментов.

Ключевые слова: ноктюрн, Форе, французский стиль, музыкальность.

Французский композитор Габриэль Урбен Форе, известный как Форе, родился в 1822 году и умер в 1890 году. Он был одним из самых значительных французских композиторов XIX века и одним из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма.

Форе родился в музыкальной семье, первые годы учился музыке в Париже, а затем стал популярным педагогом и исполнителем. Его сочинения охватывают широкий спектр музыкальных форм, включая инструментальные, вокальные и органные произведения. Особенно он специализировался на органной музыке, написав ряд важных произведений для этого инструмента, таких как Ода си минор и Фантазия ля минор. Его композиторский стиль оказал глубокое влияние на ряд более поздних композиторов, таких как Дебюсси, Густав Малер и Рихард Штраус.

Хотя при жизни Форе не был широко известен, его творчество стало широко признаваться после его смерти. Его музыка считается глубокой и элегантной, выражающей самые глубокие эмоции и мысли человеческого сердца. Форе внес огромный вклад в развитие и совершенствование французской музыки, и его считают гигантом французской музыки.

I. Французская националистическая школа

Французская националистическая школа (ФНС) — это стиль музыкального творчества французских композиторов конца XIX — начала XX века, для которого было характерно отражение французской культуры и национальных особенностей. Эти композиторы включали в свои музыкальные произведения элементы французской народной музыки, такие как баллады и танцевальная музыка, а также находились под влиянием французских сельских пейзажей, исторических сюжетов и традиционной музыки. Среди известных композиторов французской национальной школы — Клод Дебюсси, Морис Равель, Поль Дюкас. Их фортепианные произведения, такие как «Лунный свет» Дебюсси и «Китайские фрагменты Бизе» Равеля, наполнены нежными тонами и французским колоритом.

Французская национальная школа унаследовала традиции французской музыки и понесла их вперед, а Форе бросил вызов традиционным представлениям и создал новый музыкальный путь. Фортепианные сочинения этих композиторов, будь то романтические произведения Национальной школы или экспериментальные сочинения Форе, внесли в мировую музыку неповторимое звучание и стиль.

II. Ноктюрн № 13 Op.119. Музыкальность

В музыкальном отношении этот ноктюрн отличается глубокой эмоциональностью и поэтичностью. В нем есть красивая, изящная мелодия, а также грустные и нежные эмоции. Благодаря лилейной мелодии и динамическим изменениям в виде крещендо и диминуэндо ноктюрн передает ощущение ночной тишины и самоанализа. В то же время он демонстрирует сложную гармоническую прогрессию и оригинальную музыкальную структуру — элементы, делающие это произведение уникально привлекательным.

Во-первых, с точки зрения структуры, произведение имеет триадическую форму ABA, причем каждый из трех разделов построен на мажорном миноре и одноименном ему мажоре, что позволяет не только достичь тонального единства через одноименные мажорный и минорный лады, но и представляет собой противостояние диссонансов между ними.

Во-вторых, с точки зрения «плетения», ноктюрн является чрезвычайно характерным проявлением линейного композиционного мышления Форе. Акцент на музыкальной линии у Форе относится не к певучему мелодическому письму в общем смысле, а к шкалообразной прогрессии с хроматическими характеристиками, при этом создается эффект свободного контрапункта в разных голосах. Эта особенность присутствует в начале произведения и сохраняется на протяжении всего времени. Как показано в примере на рис. 1, два средних голоса с первых тактов образуют шкалообразный спуск, а последующее развитие опирается на каскадные прогрессии, что создает непрерывное, близкое музыкальное ощущение и странный эффект, возникающий благодаря соединению интервалов во второй степени.

Такты 1–4

Рис. 1. Такты 1–4

Что касается гармонии, то Форе, с одной стороны, опирается на традиционную мажорно-минорную модальную систему, не отказываясь полностью от тонального языка, и все же находит более четкие гармонические прогрессии в ключевых позициях произведения. С другой стороны, он перемещает гармонию между мажорными и минорными тонами, выбирая различные вариации для дополнения аккордовой суперпозиции и используя детальную разработку, чтобы растворить тенденцию гармонической прогрессии и разрешения. Например, в первом такте пьесы смещение тактов не позволяет полным аккордам звучать одновременно, что приводит к отступлению корневой ноты, а частое появление супинационной линии приводит к столкновению аккордовых тонов на разных тактах — этот прием постоянно используется на протяжении всей пьесы.

Кроме того, уникальны ритмические аранжировки Форе, например, в части В, где композитор использует большое количество ритмов гермиолы, то есть ступенчатых ударов три на два (см. рисю 2). Мало того, в целом раздел «А«исполняется в темпе 3/2, а раздел «Б«— в темпе 2/2, что создает не менее масштабное метрическое противостояние между двумя разделами.

78–80-й такты

Рис. 2. 78–80-й такты

Таким образом, ноктюрн си минор пронизан персонифицированным музыкальным языком Форе, как в горизонтальном письме, так и в вертикальном построении, а арпеджированные переплетения аккомпанемента усиливают текучесть музыки, создавая в целом бесплотную и эфирную атмосферу. После того как композитор устранил всю показную, декоративную пианистическую лексику романтизма, этот заключительный ноктюрн становится, как и положено, монологом музыки и только музыки.

III. Ноктюрн № 13 Op.119. Обработка уровня исполнения

Первый раздел пьесы выдержан во времени 3/2. В начале пьесы используется фуга для четырех голосов, интенсивность изменений более спокойная и нежная, слегка меланхоличное настроение, демонстрирующее типичную французскую традиционную аристократическую атмосферу, а переплетение многослойности также является воплощением стиля музыки XX века. При исполнении этого произведения следует обратить внимание на связное дыхание высокого голоса и направление четырех голосов и их соответствующее музыкальное выражение. Движение нот максимально подготовлено контролем самих пальцев, при этом инерция естественной силы руки и острая слуховая реакция позволяют сохранить ясную и связную гармоническую прогрессию. Кроме того, в партитуре практически отсутствуют педальные обозначения, поэтому игроку не следует слишком полагаться на педали, а использовать их с большой осторожностью для умеренной модуляции акустических красок.

Начиная с 22-го такта, нижние голоса сопровождаются восьмыми нотами, музыка становится более плавной, а интенсивность музыки от преимущественно P в первой части постепенно переходит к f и далее, как будто чувствуется намек на внутренние переживания композитора (см. рис. 3). Низкие голоса должны быть точными и чистыми в своей игре, используя запястье для движения кончиков пальцев, чтобы сыграть небольшой тон легато, придавая музыке ощущение импульса и направленного движения.

Такты 22–25

Рис. 3. Такты 22–25

В средней части пьесы ритм меняется на 2/2, а тема чередуется между высоким и низким голосами. В процессе игры важно выделить мелодию, чтобы руки соединялись достаточно плавно, чтобы триольные ходы во внутренних голосах были ровными и четкими, а также контролировать баланс звучания между голосами. Кульминацией раздела является ярко выраженное крещендо, приводящее музыку к трагическому завершению. (См. рис. 4)

Такты 106–109

Рис. 4. Такты 106–109

Здесь эмоции композитора кажутся неконтролируемыми: резкие пробежки триольных паттернов в обеих руках, а мелодия чередуется между руками в столбчатых аккордовых формах, которые играются таким образом, чтобы обеспечить связную и полную мелодическую целостность. В этом разделе меланхолия переходит в крайнее страдание, в отличие от первой части.

Наконец, на 121-м такте музыка возвращается к первоначальной спокойной атмосфере и продолжается до конца в четырёхчасовом переплетении, выражающем грусть композитора.

Выводы

Ноктюрн № 13 Op.119 как в последнем ноктюрне Форе музыкальный язык отличается от вычурной орнаментальности его ранних сочинений, преследуя простую мелодическую структуру в целях создания красивого и простого стиля. Однако ослабление декоративности не сказывается на выразительности музыки, а дальнейшее усложнение гармонии позволяет интегрировать простую мелодию в разнообразные гармонические краски. Более того, для создания простой и серьезной гармонической структуры все чаще используется полифония. Композиционные приемы Форе отражают не только всестороннее изучение и заимствование романтической фортепианной музыки, но и в большей степени его личное выражение чисто музыкальных идеалов, что очень отчетливо отражает наследование французской традиционной эстетики. В то же время, несмотря на то что композиции Форе находятся в центре пересечения романтизма, национализма и импрессионизма позднего периода, они не принадлежат ни к одной из трех школ. Его музыка ориентирована на чистое акустическое переживание, а к музыкальному выражению он относится с рациональным мышлением, что воплощает стремление к тонкому поэтическому смыслу французской инструментальной музыки.

Литература:

  1. Anderson, Robert (1993). Elgar. London: J M Dent. ISBN 0–460–86054–2.
  2. Duchen, Jessica (2000). Gabriel Fauré. London: Phaidon. ISBN 0–7148–3932–9.
  3. Johnson, Graham; Richard Stokes (2009). Gabriel Fauré: The Songs and Their Poets. Farnham, Kent, England, and Burlington, Vt: Ashgate. ISBN 0–7546–5960–7.
  4. Jones, J Barrie (1989). Gabriel Fauré: A Life in Letters. London: B T Batsford. ISBN 0–7134–5468–7.
  5. A history of western music Donald Jay Grout / Claude Victor Palisca
  6. Music in western civilization (Paul Heny Lang)
  7. Jean-Michel Nectoux. «Faure, Gabriel (Urbain) «Grove Music Online. Oxford Musi c Online. Oxford University Press, accesse d March 14, 2015
  8. Чжан Ин. «Анализ и исполнение фортепианных произведений Форе» Чжэцзянский нормальный университет, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): Фора, голос, музыка, ноктюрн, произведение, французская музыка, последний ноктюрн, французская националистическая школа, французская национальная школа, французский стиль.


Ключевые слова

ноктюрн, Форе, французский стиль, музыкальность

Похожие статьи

Задать вопрос