Инновационные методы обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Хисматуллина, Г. И. Инновационные методы обучения / Г. И. Хисматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108510/ (дата обращения: 04.05.2024).



Обучение, будучи двусторонним процессом, является многостадийным, требующим высокой организационной деятельности от преподавателя и вовлеченности студентов. Именно от работы первого зависит заинтересованность вторых учебным процессом. Исходя из этого, с полной уверенностью можно сказать, что активная деятельность педагога есть залог высокого результата воспитанников [1].

Итак, метод обучения — это способ, который является связующим звеном в образовательной среде. Чем более прогрессивнее метод, тем лучше качество.

Самое время систематизировать те или иные методы обучения. Повсеместно их делят на два вида:

  1. традиционно активные;
  2. информационные [2].

С традиционными методами каждый из нас хорошо знаком. Его составляющая основа — это курсы лекций и практических заданий, куда включены заранее подготовленные блоки тем, подтем. Как правило, лекции состоят из монолога преподавателя, главная цель которого в устной форме «доставить» информацию до своего слушателя-студента.

В. П. Беспалько дал четкую классификацию ранее упомянутому методу так:

  1. узнавание терминов, объектов их смысловое и тождественное значение;
  2. воспроизведение, т. е. применение для исполнения действия;
  3. применение, т. е. употребление для нового действия;
  4. творчество, т. е. самостоятельное применение в тех или иных ситуациях [3].

Становится вполне очевидно, что для выполнения 3 и 4 пункта требуется применение активных видов технологий.

Технология активного обучения (ТАО) вовлекают в образовательный процесс всех участников, так как от деятельности одного зависит результат всех.

Типы активного метода обучения:

  1. игровое;
  2. проблемное;
  3. эвристическое;
  4. программированное;
  5. знаково-контекстное обучение;
  6. интерактивное.
  7. технология сотрудничества;
  8. учение через обучение [5].

Перечисленные типы являются хорошо изученными и примененными в практике, поэтому остановимся только на некоторых. Весьма интересным является «учение через обучение» [4,6].

Учение через обучение-метод, при котором студенты сами проводят урок. Такая практика позволяет в полной мере влиться в обучающую среду, понять важность изучения тех или иных тем без пробелов. Данная технология развивает самоконтроль, самоанализ преподающего студента, так же немаловажную роль играет в психологическом аспекте. В некоторых учебных организациях методика «учение через обучение» является весьма популярным. На выпускном курсе совместно с несколькими одногруппниками вуза провели проверочную работу над студентами 2го курса биологического образования [7,8].

Предмет: Общая биология (биология размножения и развития);

Курс: 2;

Тема: Начальные этапы развития организмов.

Цель: Закрепление изученного материала.

Время проведения: 45 минут.

Блок 1

  1. Дать характеристику термину «эмбриология».
  2. Предпосылки развития эмбриологии.

Блок 2

  1. Написать методы эмбриологических исследований, дать краткую характеристику.
  2. Какие бывают виды яйцеклеток, нарисовать схему.

Организационный момент:

  1. Студенты записывают вопросы, в течение 45 минут отвечают на листе а4, сдают результаты преподавателю.
  2. Начинается оценочная работа студентов-преподавателей без использования подсказок.
  3. Проверка результатов на предмет верности старшим преподавателем.
  4. Подведение итогов.

Хотелось бы затронуть одну из самых популярных методов обучения, получившего особый прогресс за последние 5 лет. Речь идет о системе дистанционного обучения, внедрившегося в практику не только в высших учебных заведениях, но и школах. Система дистанционного обучения-это методы, принципы и инструменты, позволяющие организовать удаленное обучение, при этом не теряя качество, так как при данном формате, как и в очном, сохраняются все этапы контроля результата оценочной работы [9].

Подводя итог, можно сказать, что внедрение новых образовательных технологий позволяют добиться интенсификации познавательной деятельности учащихся, повысить эффективность организации учебной и воспитательной работы.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2000.
  2. Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
  4. Маликова Н. Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.
  5. Сорокин Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.
  6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  7. Dr. Damodharan V. S. ACCA, AICWA and Mr. Rengarajan.V AICWA, Innovative Methods of Teaching.
  8. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
  9. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.
Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения.


Похожие статьи

Задать вопрос