Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / А. Н. Ресметова, Е. А. Терентьева, Р. Ф. Комбарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108509/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье раскрывается важность формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством тактильных книг.

Ключевые слова: тактильная книга, нарушение зрения.

Этапы формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушениями зрения могут быть следующими:

  1. Этап тактильного исследования. На данном этапе дети с нарушениями зрения активно исследуют окружающие предметы с помощью тактильного восприятия. Они ощупывают разные текстуры, формы и структуры предметов, формируя первичные представления о них.
  2. Этап конкретных представлений. На этом этапе дети начинают формировать более конкретные представления об окружающем мире. Они учатся определять форму, размер, структуру и свойства предметов через тактильные ощущения. Для этого могут использоваться специальные тактильные материалы, модели или текстурные карты.
  3. Этап ассоциативных представлений. На данном этапе дети начинают связывать свои тактильные впечатления с определенными предметами и их характеристиками. Они начинают строить ассоциации между текстурой, формой и функцией предметов. Например, они могут связывать мягкую текстуру с плюшевым медведем или грубую текстуру с шкурой яблока.
  4. Этап абстрактных представлений. На этом этапе дети развивают способность формировать более абстрактные представления об окружающем мире. Они начинают понимать, что предметы имеют связь с определенными концептами или категориями. Например, они могут понимать, что предметы с ручкой относятся к категории «инструменты для рисования» или что предметы с гладкой поверхностью относятся к категории «игрушки».
  5. Этап обобщенных представлений. На данном этапе дети с нарушениями зрения способны обобщать свои представления об окружающем мире на более широкий контекст. Они могут устанавливать связи между различными предметами, их функциями и свойствами. Например, они могут понимать, что все предметы, которые используются для приготовления пищи, относятся к категории «кухонные принадлежности».

Важно отметить, что каждый ребенок может пройти через эти этапы развития представлений в своем темпе. Индивидуальные особенности, степень нарушения зрения и опыт взаимодействия с окружающим миром могут влиять на прогресс и достижения каждого ребенка.

Родители играют важную роль в формировании представлений об окружающем мире у детей с нарушениями зрения. Педагоги должны активно включать родителей в образовательный процесс, обеспечивать информацию, консультации и рекомендации по развитию представлений ребенка. Сотрудничество с родителями помогает создать поддерживающую и стимулирующую среду как в школе, так и дома.

Тактильная чувствительность становится основным каналом восприятия и взаимодействия с окружающим миром для детей с нарушениями зрения. Они активно используют тактильные ощущения, чтобы получить информацию о предметах, текстурах, формах и структурах. Важно отметить несколько особенностей, связанных с тактильным восприятием у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения:

  1. Усиленное развитие тактильной чувствительности: Дети с нарушениями зрения активно развивают свою тактильную чувствительность, так как это становится основным способом получения информации о мире. Они могут быть более чувствительными к тактильным стимулам, что позволяет им получать детальную информацию о предметах и их свойствах.
  2. Усиленное внимание к текстуре и форме: Дети с нарушениями зрения обращают особое внимание на текстурные характеристики объектов. Они могут использовать тактильное восприятие, чтобы определить форму, размер и структуру объектов. Например, они могут чувствовать рельефные детали, края и контуры предметов.
  3. Развитие моторных навыков: Тактильное восприятие у детей с нарушениями зрения способствует развитию моторных навыков. Они учатся использовать свои руки и пальцы для исследования окружающих объектов и взаимодействия с ними. Это помогает им развивать мелкую моторику, координацию движений и пространственное восприятие.
  4. Использование специальных тактильных материалов: Для эффективного формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушениями зрения важно предоставлять им доступ к специальным тактильным материалам. Это могут быть тактильные книги, модели объектов, текстурные карты и другие адаптированные материалы. Эти материалы позволяют детям исследовать и воспринимать предметы через осязание.

Решением проблемы формирования целостной картины мира может выступить книга.

Книга для ребенка — могучее средство воспитания и образования, способствующее познавательному развитию. Являясь нашим спутником с раннего детства, книга приносит много радости и удовольствия, повышает интерес к окружающему миру, расширяет кругозор, поскольку играя с ней, рассматривая яркие картинки, дети узнают знакомые предметы, животных, растения и др.

Для детей со зрительной депривацией книга также может выступить одним из главных проводников в окружающий мир.

Основная цель тактильных книг — формирование целостной картины мира у детей с нарушением зрения на полисенсорной основе. В процессе чтения ребенок получит полное представление о том, как выглядят недоступные для ощупывания объекты: дикие животные, мелкие насекомые, дома, деревья, транспорт и т. д., получит полную информацию о разнообразии невербальных средств общения: поза, жест, выражение лица.

Уже на протяжении длительного времени педагоги в своей практике используют различные тактильные пособия, которые изготавливаются из различных материалов. Тактильные пособия могут отличаться:

— по характеру поверхности (гладкая, шероховатая, ребристая, ворсистая, пупырчатая, твёрдая, мягкая, холодная, тёплая),

— по определению свойств (тягучесть, плотность, объёмность, упругость),

— по величине и количеству.

Пособия чаще всего изготавливаются педагогами самостоятельно из различных материалов. К этим материалам относятся: натуральные и синтетические ткани, ленты, шнуры, нити, резинки, бумага различной, и т. д.

Роль тактильной книги в жизни ребенка с нарушениями зрения неоценима и важна, но необходимо помнить, что процессом восприятия тактильных изображений незрячих и слабовидящих детей следует управлять, «руководить». Методика организации работы должны осуществляться технологически грамотно с использованием различных средств, методов и приемов педагога, следующую этапность работы:

1 этап — формирование навыков обследования предметов в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, умения узнавать и называть их сенсорные характеристики, обогащение активного словаря ребенка

2 этап — изучение строения объекта, определение пространственного положения деталей, его частей.

3 этап — изучение качества поверхности воспринимаемого объекта и характеристика свойств материалов, из которых выполнено изображение.

Таким образом, главная и конечная цель создания и использования тактильных рукодельных книг состоит в приобщении детей со зрительной патологией к миру книжной культуры, посредством которой происходит развитие сенсорных и умственных способностей ребенка, абстрактного мышления, что очень важно для формирования компенсаторных способов познания окружающего мира.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. — Москва: Педагогика, 2010. — 232 с.
  2. Добрынина, Е. А. Тактильная книга — универсальный помощник детям, имеющим трудности восприятия визуальной информации / Е. А. Добрынина // Инклюзия в современной культурно-образовательной парадигме: мат. Международ. науч.-практич. конф. (5–6 апреля 2018 г., Санкт-Петербург, Россия). — Санкт-Петербург: СПб ГБУК ГБСС, 2018. — С. 72–79.
  3. Иванова, Н. М. Приемы формирования представлений у дошкольников с нарушением зрения / Н. М. Иванова // Образование: ресурсы развития: вестник ЛОИРО. — 2015. — № 2. — С. 55–58.
  4. Коррекционная работа по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения / А. С. Кударинова, А. Т. Арбабаева, З. Д. Жусупбекова, Н. А. Садвакасова, Г. С. Ашимханова // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016. — № 1. — С. 21–23.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, окружающий мир, ребенок, предмет, Тактильное восприятие, этап, книга, материал, представление, тактильная чувствительность.


Ключевые слова

нарушение зрения, тактильная книга

Похожие статьи

Задать вопрос