Обычаи как источник земельного права и их применение на практике в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Белов, К. Д. Обычаи как источник земельного права и их применение на практике в Российской Федерации / К. Д. Белов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108448/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная статья посвящена обычаям как источника земельного права. Автор рассматривает проблемы теории земельного права, описывает признаки обычаев и приводит конкретный пример их применения на основе судебной практики, а также выявляет проблемы учета и применения судами местных обычаев природопользования коренных малочисленных народов России.

Ключевые слова: обычаи, источники земельного права, традиционное природопользование, коренные малочисленные народы.

Проблема обычаев как источника земельного права состоит в том, что они не получили своего развития в Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [1, с. 161–167]. На наш взгляд, это является одной из причин, почему теоретики земельного права редко выделяют их в качестве источников. Более того, авторы «Общей теории права» объясняют это ещё и тем, что обычаи применяются в случаях, если такая возможность оговаривается действующим законодательством [2, с. 165]. В частности, в ЗК РФ существуют два положения о применении обычаев в земельных правоотношениях.

Первое, которое выделил Мельников Н. Н., закреплено в пп. 6 п. 4 ст. 23 ЗК РФ, согласно которому публичный сервитут устанавливается для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; второе — порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования такого участка в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам (абз. 2 п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

Применительно к выделенному второму положению из ЗК РФ в п.2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве примера обычая называется определение гражданами порядка пользования общим имуществом. В данном Постановлении были установлены критерии, в соответствии с которыми сложившийся порядок пользования имуществом может быть квалифицирован как обычай: правила являются четкими и понятными (определенный характер), широко применяются.

В частности, при разрешении спора по иску Е. И. Рюмшиной суды пришли к выводу, что истец и ответчик как участники долевой собственности использовали собственные средства для создания своего имущества в соответствии со сложившимся порядком пользования земельным участком, который был определен еще их правопредшественниками [3].

В правой системе Российской Федерации существует достаточно примеров использования обычаев в земельных правоотношениях, на которые ЗК РФ прямо не отсылает. В частности, обычаи более весомое место занимают в регулировании земельных отношений, где субъектами выступают коренные малочисленные народы России [4 с. 221–222]

В соответствии с п. 3 ст. 7 и п. 5 ст. 97 ЗК РФ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее — КМН) может быть установлен особый правовой режим использования земель — традиционное природопользование. Однако п. 5 ст. 97 ЗК РФ не отсылает прямо на местные обычаи, в соответствии с которыми устанавливается порядок природопользования на территориях КМН. Но Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» закрепляет, что использование природных ресурсов, находящихся на таких территориях, осуществляется в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями.

Ненцы во время охоты на птиц используют некоторые обычаи, например, брать яйца из гнезд разрешается, но обязательно нужно оставлять не меньше двух; запрещается стрелять в птицу, которая села на гнездо [5]. Тем не менее они наложили на себя обязанность, согласно которому перед переездом необходимо очищать землю от мусора. В случае несоблюдения данного обычая ненцы могут претерпевать неблагоприятные последствия от «злого духа» [6]. Ханты беременных оленей не убивают, а рыболовство осуществляют с сетью с крупными ячейками, чтобы мальки смогли выплыть [7].

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в ч. 2 ст. 14 закрепляет, что при разрешении споров, в которых участвуют лица, относящиеся к КМН, судьи могут применять местные традиции и обычаи, если они не противоречат федеральным и региональным законам. Однако Декларация ООН о правах коренных народов, принятая резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г., в ст. 40 закрепляет, что суды должны принимать во внимание обычаи, традиции, нормы и правовые системы соответствующих коренных народов и международные права человека для вынесения решений, реализующих права КМН. В частности, Конституция Республики Саха (Якутия) в п. 1 ч. 2 ст. 42 закрепляет, что республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов Республики Саха (Якутия) и КМН Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами.

Несмотря на вышеперечисленные правовые нормы, встречаются проблемы применения ст. 14 вышеназванного Закона. Ситуация состоит в том, что, во-первых, действующим законодательством не были определены четкие механизмы применения обычаев КМН; во-вторых, отсутствуют какие-либо источники, описывающие эти обычаи. Поэтому судьи «даже при наличии желания разобраться в сути обычаев, возможных к применению в конкретном деле, не в состоянии понять, как и какие именно обычаи подлежат применению» [8, с.31]. Это может привести к невосприятию со стороны нижестоящих инстанций судебной системы как статуса КМН, так и особенностей их жизнедеятельности (местные традиции, обычаи и т. д.).

Таким образом, в правовой системе Российской Федерации, как было выяснено, существуют сферы земельных правоотношений, в которых обычаи могут выступать в качестве источника земельного права при конкретных условиях, оговоренных в нормативно-правовых актах. Тем не менее существование какого-либо обычая может быть подтверждено судом при рассмотрении конкретного дела, если этот обычай не нарушает права и свободы, не противоречит законодательству. Однако судьи не имеют перед собой как определенного законодательством механизма реализации обычаев, так и какого-либо источника, который бы описывал обычаи каждого отдельного коренного народа, подтверждал их существование.

Следовательно, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо расширить сферы применения обычаев в земельных правоотношениях путем внесения изменений в ЗК РФ, которые могут выражаться в дополнительных статьях или нормах права, прямо закрепляющих условия применения обычаев, например, при использовании природных ресурсов, находящихся на территории КМН. Это может дать толчок для будущих теоретических и практических исследований по вопросам обычаев как источника земельного права.

Во-вторых, в настоящее время отсутствует источник, который мог бы дать подробное толкование наиболее важных и общих обычаев КМН, а также подтвердить их существование. Новикова Н. И. верно подметила, что такой «свод» может служить ориентиром при рассмотрении в суде обычаев коренных народов [9, с. 6–7]. Поэтому необходимо составить такой «свод», но это потребует финансовых вложений, поскольку необходимо привлечь этнографов и представителей КМН.

В-третьих, необходимо разработать механизм реализации обычаев для ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», поскольку обычаи КМН, подлежащие применению, не согласуются в полной мере с действующим законодательством, из-за чего их учет на практике не осуществляется.

Литература:

  1. Мельников Н. Н. Категория «общее пользование» в земельном законодательстве // Закон. 2022. № 12. С. 161–167.
  2. Общая теория права: учеб. для юрид. вузов: для студентов, обучающихся по направлению и спец. «Правоведение» / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев [и др.]; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Пиголкина; Моск. ин-т экономики, политики и права, Юрид. учеб.-науч. центр МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 383 с.
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. № 2404-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рюмшиной Екатерины Ивановны на нарушение ее конституционных прав абзацем четвертым пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 245 и 247 данного Кодекса». — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=784353#75YOivTacKADC1SR1 (дата обращения 08.11.2023).
  4. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е. Н. Абанина, Н. Н. Аверьянова, Е. С. Болтанова; под общ. ред. А. П. Анисимова. — Москва: Юстицинформ, 2020. — 800 с.
  5. Как охотятся ненцы. Традиции и обычаи. — Видеозапись: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://youtube.com/shorts/xBR11DkzJDg?si=X_3gucdLVh_ggD-V (дата обращения: 08.11.2023).
  6. Горлач, А. М. 20 ненецких традиций, которые шокируют иностранцев / А. М. Горлач. — Текст: электронный // Комсомольская правда: [сайт]. — URL: https://www.yamal.kp.ru/daily/26680.4/3702304/ (дата обращения: 08.11.2023).
  7. Мохнова, Т. В. На краю цивилизации. Быт и традиции коренных народов Ямала / Т. В. Мохнова. — Текст: электронный // Красный север: [сайт]. — URL: https://ks-yanao.ru/narrative/kultura/na-kraju-tsivilizatsii-byt-i-traditsii-korennyh-narodov-jamala (дата обращения: 08.11.2023).
  8. Захорова Т. А. Обычаи коренных малочисленных народов и федеральное законодательство. // Журнал российского права. 2018. № 4. С. 26–34.
  9. Новикова Н. И. Обычное право народов Севера: возможности и ограничения государственной правовой системы // Этнографическое обозрение. 2005. № 5. С. 6–7.
Основные термины (генерируются автоматически): обычай, РФ, Российская Федерация, действующее законодательство, земельный участок, источник, малочисленный народ России, сложившийся порядок пользования, традиционное природопользование, Якутия.


Ключевые слова

обычаи, коренные малочисленные народы, традиционное природопользование, источники земельного права

Похожие статьи

Задать вопрос