В статье поднимается вопрос о чертах идеального педагога-наставника глазами иностранных студентов Курского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: наставничество, наставник, идеальный педагог-наставник, черты личности, портрет наставника, высшее образование.
Значение педагогов-наставников в жизни студентов трудно переоценить. Они не только передают знания и навыки, но и выступают в роли наставников, помогая молодым людям расти и развиваться как личности [1–4]. Наставничество — один из древнейших методов передачи знаний и навыков, который и сегодня широко распространен в практике профессионального обучения [11]. В современной педагогике наставничество играет ведущую роль в профессиональном становлении молодых специалистов [5–10,12–15]. Таким образом, наставничество трактуется как отношения, в которых опытный или знающий человек помогает неопытному или менее знающему человеку овладеть определенной компетенцией.
Поскольку в нашей стране с каждым годом обучается все больше иностранных студентов, то стало интересным понять, каким они видят идеального педагога наставника.
Цель данной работы — составить портрет идеального педагога-наставника в глазах иностранных студентов. Для этого было проведено анкетирование среди студентов ММИ КГМУ.
В анкетировании приняло участие 53 студента Международного медицинского института при ГКМУ в возрасте от 17 до 25 лет обоих полов.
Все они были ознакомлены с целями исследования и дали добровольное согласие на участие в нем.
Стимульный материал включал 48 вопросов на английском языке, которые делились на 7 блоков: данные респондента, внешний образ идеального педагога-наставника, личностные качества идеального педагога-наставника, образование идеального педагога-наставника, особенности преподавания идеального педагога-наставника, особенности коммуникации с идеальным педагогом-наставником, а также дополнительные факты об идеальном педагоге-наставнике.
Анализ ответов показал следующее. Внешние данные, такие как пол, рост, телосложение, цвет глаз, цвет, структура и длина волос, стиль в одежде не имеют значения для 78 % опрошенных. Возраст также является фактором, не имеющим значения (49,1 %), однако 34 % респондентов считают идеальным возраст от 30 до 40 лет. Говоря о внешнем виде идеального педагога-наставника, 45,3 % опрошенных считают особенности одежды не важными, однако порядка 25 % опрошенных отдают предпочтение классическому и кэжуал стилям спокойных тонов.
К значимым личностным качествам студенты-иностранцы отнесли экстравертивность (67,9 %), харизматичность (71,7 %), чувство юмора (79,2 %) творческое начало (88,7 %), эрудированность (75,5 %), требовательность (50,9 %), ироничность (57,9 %). Большое внимание респонденты уделили особенностям речи идеального педагога-наставника. Речь идеального педагога наставник должна быть чистой и понятной (64,2 %), спокойной (53,3 %) и разнообразной (54,7 %). В вопросе о том, каким темпераментом должен обладать идеальный педагог-наставник, мнение большинства респондентов распределились между смешанным типом (32,1 %) и не имеющим значение (39,6 %). При этом идеальный педагог-наставник не должен быть вспыльчивым (45,3 %) и язвительным (41,5 %).
Большую роль для иностранных студентов играет степень идеального педагога-наставника и его положение на кафедре. Респонденты отдают предпочтение докторам наук (67,9 %) и профессорам кафедр (69,8 %). Кроме того важным является наличие практического опыта работы по выбранной специальности (86,8 %).
В вопросах об особенностях преподавания и коммуникации студенты были единодушны в своем мнении. Идеальный педагог-наставник должен уметь хорошо объяснять материал (92,5 %), творчески выстраивать свои занятия (86,8 %), использовать реальные случаи из практики (90,6 %), уметь корректно сделать замечание (86,8 %), мотивировать к дополнительной деятельности по предмету и за его рамками (70 %). Идеальный педагог-наставник не должен иметь любимчиков в группе (49,1 %). В то же время идеальный педагог-наставник не должен участвовать в личной жизни студентов (56,6 %). Контактирование педагога-наставника с родителями студентов считается ими неважным (49,1 %).
Семейное положение и наличие собственных детей у идеального педагога-наставника большинством респондентов отмечены как незначащие факты (75,5 %).
Мы сравнили полученные данные с результатами подобного ранее проведенного нами исследования с русскими студентами [16].
Сравнительный анализ русских и иностранных студентов кардинальных различий в образах идеального педагога-наставника не выявил. Однако несколько различий мы все же можем выделить. Так, например, различия были найдены в вопросах об образовании идеального педагога-наставника: русскоязычным студентам важно лишь наличие практического опыта работы по специальности, в то время как для иностранцев важна остепененность, положение на кафедре и особенности образования педагога. Это связано с тем, что такие регалии преподавателя, как степень и/или должность на кафедре, добавляют престижности получаемому ими образованию.
Еще одним различием в портрете идеального педагога-наставника является отношение к формальному общению. Русские студенты предпочли бы ввести коммуникацию с идеальным педагогом-наставником и в неформальном формате, в то время как у иностранных студентов неформальное общение с педагогом не допускается. Такое различие обусловлено разным менталитетом обучающихся. В российской культуре неформальная коммуникация с преподавателем может быть воспринята как норма и даже поощряться, так как она способствует более открытому и доверительному общению. В то же время, в других странах, в самой культуре заложен принцип формального общения, как проявления уважительного отношения к старшему и учителю. Кроме того, формальное общение является маркером уровня культуры и воспитанности студента.
Таким образом, портрет идеального педагога-наставника, по мнению иностранных студентов следующий. Это опытный профессионал, который умеет интересно и познавательно проводить занятия, имеет харизму и чувство юмора. Это экстраверт, ответственный и требовательный человек, зрелая личность. Идеальный педагог-наставник имеет высокую квалификацию, богатый опыт практической деятельности. Умеет доступно говорить со студентами, но при этом сохраняя субординацию. Он умеет корректно сделать замечание и относится одинаково ко всем студентам.
Сравнение с ранее проведенным исследованием показало, что образ идеального педагога-наставника практически универсален, и одинаков как у иностранных, так и у русских студентов.
Литература:
- Алпеева Н. Н., Чалбушева Т. С. Особенности образа наставника у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / Н. Н. Алпеева, Т. С. Чалбушева. — текст: электронный // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2020. № 17. С.104–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-nastavnika-u-pedagogov-s-raznym-stazhem-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.09.2023).
- Атласова С. С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nastavnichestve-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 28.09.2023).
- Башбаева М. А., Жамалиева Л. М., Кашкинбаева А. Р., Замэ Ю. А. Идеальный образ преподавателя: сравнительный анализ представлений студентов медвуза/ М. А. Башбаева, Л. М. Жамалиева, А. Р. Кашкинбаева, Ю. А. Замэ. — текст: электронный // West Kazakhstan Medical Journal.-2016. № 4(52).-С.63–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnyy-obraz-prepodavatelya-sravnitelnyy-analiz-predstavleniy-studentov-medvuza (дата обращения: 07.10.2023).
- Беляева Г. Ф., Царенко А. С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко. — текст: электронный // Государственное управление. Электронный вестник.-2012.-№ 32.-С.2–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosy-prepodavatel-glazami-studenta-kak-instrument-sovershenstvovaniya-upravleniya-uchebnym-protsessom-v-vuze (дата обращения 07.10.2023).
- Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Захаров С. В., Царева И. А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, С. В. Захаров, И. А. Царева. — текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования.-2017.-№ 56–9.-С. 31–37.
- Васильева Е. Г., Юдина Т. В. Преподаватель глазами студента, студент глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) // Artium Magister. 2007. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-glazami-studenta-student-glazami-prepodavatelya-ob-itogah-sotsiologicheskih-issledovaniy (дата обращения 01.10.2023).
- Взорова (Чернышова), Л. А. Личность преподавателя глазами студента на разных этапах обучения/ Л. А. Взорова (Чернышова). — текст: электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи-2016. № 63.-С.128–132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-prepodavatelya-glazami-studenta-na-raznyh-etapah-obucheniya (дата обращения 01.10.2023).
- Гарабажий, В. А. Современный преподаватель вуза глазами студентов/ В. А. Гарабажий. — текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика.-2011.-№ 1.-С. 77–80.
- Гарагуль, К. В. Профессионально значимые качества преподавателя глазами студента / К. В. Гарагуль, С. И. Сорокин. — текст: непосредственный // Научный форум. Сибирь.-2015.-№ 1.-С. 106–107. (дата обращения 01.10.2023).
- Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза/ И. В. Егоров. — текст: электронный // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология.-2013.-№ 4 (31).-С. 123–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predstavleniy-studentov-ob-obraze-prepodavatelya-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 08.10.2023).
- Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире./ С.Н Кочкина. — текст: электронный // Педагогика: история, перспективы.-2020.-№ 2-С.46–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-nastavnika-v-sovremennom-mire (дата обращения: 06.10.2023).
- Лейбовский А. Ю., Дианов А. Н. Личностные профессиональные качества преподавателя глазами студента/ А. Ю. Лейбовский, А. Н. Дианов. // Гуманизация образования.-2019.-№ 3.-С.64–76 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-professionalnye-kachestva-prepodavatelya-glazami-studenta (дата обращения: 30.10.2023).
- Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 334–336. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95742/ (дата обращения: 08.10.2023).
- Нигматулина Л. А., Курбанова М. А. Психологические требования к личности педагога/ Л. А. Нигматулина, М. А. Курбанова. — Текст: электронный // Современное образование (Узбекистан).-2018.-№ 9.-С.25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-trebovaniya-k-lichnosti-pedagoga-1 (дата обращения: 08.10.2023).
- Салькова Ф. А. Образы педагогов-наставников в восприятии будущих педагогов/ Ф. А. Салькова. — Текст: электронный // Colloquium-journal.- 2022.-№ 2 (125).-С. 46–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-pedagogov-nastavnikov-v-vospriyatii-buduschih-pedagogov (дата обращения: 04.10.2023).
- Яковлева, Ю. В. Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников / Ю. В.Яковлева // Молодой ученый. — 2023. — № 23(470). — С. 578–581. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103776/ (дата обращения: 22.11.2023).