Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Стоцкая, А. В. Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования / А. В. Стоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108406/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассматривается роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования.

Ключевые слова: бюджет, бюджетное учреждение, финансовое обеспечение, сфера образования, финансы бюджетных учреждений сферы образования.

Прежде чем выявить роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования, целесообразно обратиться к самому понятию «бюджет». При этом в литературе выработано достаточно большое количество определений бюджета.

Анализ данных определений позволил выявить следующие признаки подобной экономико-правовой конструкции.

Во-первых, это совокупность экономических отношений. Данные отношения возникают между органами власти и населением при которых пополняется бюджет или же часть их средств расходуется на выполнение социальных программ, чтобы обеспечить интересы и потребности жителей.

Во-вторых, с позиции техники исполнения бюджеты де факто перераспределят национальный доход страны. Конечно же они перераспределят лишь малую часть и лишь столько сколько необходимо для удовлетворения нужд жителей в нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, именно с помощью бюджетов, собственно, и формируется местная финансовая база. Таким образом, накапливается определённый ресурсный потенциал финансового характера, который потом впоследствии помогает решать задачи.

Если говорить кратко, то бюджет — это форма образования и расходования средств. Эти средства с помощью расходов направляются на финансирование жизненно важных сфер на территории.

Кроме того, можно выделить и иные свойства местных бюджетов.

Во-первых, это широта влияния.

Имеется ввиду то, что с помощью данной категории перекраиваются все производственные и непроизводственные процессы.

Во-вторых, для бюджетов помимо всего прочего характерна и высокая степень его действенности.

Иными словами, благодаря бюджету происходят процессы перераспределения процессов как общественного, так и социально-экономического характера.

В-третьих, очень важная черта местных бюджетов — это их гибкость.

Необходимо понимать, что ситуация может постоянно меняться и сообразно этому меняются и целевые ориентиры, и приоритеты касательно как формирования, так и расходования средств бюджета.

Основным видом финансовых ресурсов бюджетных учреждений является бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. К ним относят:

  1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
  2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.
  3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
  4. Безвозвратность бюджетного финансирования.
  5. Бесплатность бюджетного финансирования.

Финансирование образовательных учреждений может проводиться за счет расходов бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления.

При этом финансовое обеспечение образовательной деятельности учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных казенных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных казенных образовательных учреждений — на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Заметим, что данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Вместе с тем для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Образовательное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Образовательное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Образовательные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— оплату товаров, работ и услуг с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

— системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;

— процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;

— процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.

Образовательным учреждениям средства из бюджета предоставляются в виде субсидий на возмещение нормативных расходов, которые связаны с исполнением государственного (муниципального) задания. Таким образом, размер субсидии, выделенной бюджетному учреждению, зависит напрямую от уровня (количества и качества) оказываемых им услуг (работ). Из этого следует, что чем эффективнее деятельность учреждения, тем богаче оно должно быть.

Предусмотрено два вида субсидий:

1) Субсидия на исполнение государственного (муниципального) задания, которая включает содержание имущества и субсидии на прочие цели.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

2) Этот вид субсидии представляет разовые выплаты целевого характера, которые могут направляться на приобретение программного обеспечения, закупку оборудования, техники и их установку, проведение аудита, инвентаризаций, мероприятий по энерго- и ресурсосбережению, повышение квалификации и обучение специалистов.

Средства, полученные из бюджета, должны использоваться только по назначению в соответствии с частью 1 статьи 306.1 БК РФ, на основании распоряжения организации, с подтверждением документов, договоров, актов приемки данных услуг. Неправильное использование бюджетных средств строго проверяется контролирующими органами.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  3. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой; отв. ред. А. Ю. Ильин. — М.: Проспект, 2019. — С. 31.
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  5. Маркина Е. В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. — 2014. — № 4. — С. 23–32.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовое обеспечение, бюджет, образовательная деятельность, бюджетное учреждение, бюджетное финансирование, бюджетное учреждение сферы образования, вид субсидий, образовательное учреждение, средство, финансирование образования.


Ключевые слова

финансовое обеспечение, бюджет, сфера образования, бюджетное учреждение, финансы бюджетных учреждений сферы образования

Похожие статьи

Задать вопрос