Реализация российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах, проводимых Российской Федерацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Ю. Р. Реализация российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах, проводимых Российской Федерацией / Ю. Р. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108379/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрены аспекты особенности правового регулирования института референдума, раскрыто понятие данного института, представлены нормативно-правовые акты, регулирующие референдумный процесс в Российской Федерации. Особое внимание уделено законопроекту ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», внесенному в апреле 2023 г. в Госдуму РФ.

Ключевые слова: конституционное право, Конституция РФ, референдум, референдумный процесс, избирательное законодательство.

В последние несколько лет в России тема реализации российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах затрагивается все чаще. В п. 3 статьи 3 Конституции РФ [1] прописано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Родиной референдума принято считать Швейцарию. В этом стране впервые референдум был проведен в 1439 г. В дальнейшем пример Швейцарии постепенно начали использовать и другие европейские государства [3].

Референдум (от лат. «referendum») — это форма всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан по наиболее важным государственным и местным вопросам, в целях принятия общеобязательных решений путем тайного голосования [5]. Основное отличие референдума от выборов: при последних граждане голосуют за определенного человека, который будет представлять их интересы во властных институтах, а на референдуме — выражают свое согласие или несогласие по какому-либо важному вопросу, относящемуся к государственной или общественной жизни. На референдуме от участников должен быть получен четко выраженный ответ на поставленный вопрос.

В СССР первый и единственный референдум состоялся 17 марта 1991 г., на него был вынесен вопрос о необходимости сохранения СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Тогда за сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса, однако уже в декабре того же года СССР распался. В этот же день прошел и первый всероссийский референдум о введении поста Президента РФ, и 69,85 % граждан РСФСР поддержало это предложение. Через несколько месяцев Президентом РФ был избран Б. Н. Ельцин.

В апреле 1993 г. состоялся референдум, на который было вынесено четыре вопроса: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?», «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 г.?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?». Основным итогом стал роспуск Верховного Совета РФ по указу Президента РФ [4].

Одновременно с выборами в Госдуму первого созыва 12 декабря 1993 г. прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ. Тогда это был своеобразный способ обхода действующих положений Закона «О референдуме РСФСР» № 241–1 от 16.10.1990 г., в соответствии с которым Конституция могла быть изменена лишь большинством от общего числа избирателей [4]. В итоге в голосовании приняло участие 54,79 % избирателей, из которых 58,42 % поддержало новую Конституцию.

В 2004 г. Госдума РФ приняла Федеральный Конституциональный закон «О референдуме Российской Федерации» [2], взамен аналогичного закона от 10.10.1995 г. Новый закон конкретизировал отдельные положения касательно проведения референдумов.

В дальнейшем в России референдумы проходили на региональном уровне, например, о переносе столицы в Республике Коми, о местном времени в Волгоградской области, об объединении некоторых регионов РФ.

В 2014 г. в Крыму был проведен референдум о вхождении Крыма в состав России.

С 25 июня до 1 июля 2020 г. было проведено общероссийского голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Основная поправка касалась сроков действующего Президента РФ, также было внесено еще 206 изменений в главы 3–8 Конституции РФ. Указ Президента РФ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» [3] был опубликован 3 июля 2020 г. Поправки поддержали 77,92 % избирателей (при явке в 67,97 %) [6]. Жители некоторых регионов РФ, в частности Москвы и Нижегородской области, могли голосовать электронно. По данным ЦИК за время голосования не было выявлено ни одного нарушения, требующего специального рассмотрения комиссией.

В России референдумно-правовые процедуры разделены на 3 стадии [4]:

1) подготовка референдума: инициатива народа, информирование граждан, агитация, обсуждение вопроса, выносимого на референдум;

2) проведение референдума: регистрация инициативной группы, назначение референдума, формирование комиссий, организация референдума, голосование, установление результатов голосования, проведение и опубликование итогов;

3) реализация принятого на референдуме решения: вступление в силу, принятие правового акта (если принятие такого акта является обязательным).

В целом можно говорить о том, что референдум в современной России является институтом непосредственной демократии, и обладает определенными положительными моментами. Возможность граждан активно участвовать в общественной и политической жизни нашего государства при помощи референдумов: народ может направлять действия органов власти.

Российское законодательство о референдуме постоянно развивается и совершенствуется.

Обратимся к вопросу о внесении поправок в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Одна из последних поправок была внесена Федеральным конституционным законом от 29.05.2023 № 2-ФКЗ [3], в соответствии с которой было разрешено проведение выборов и референдума на территории, где введено военное положение. В данном случае затрагиваются интересы и конституционные права граждан ДНР и ЛНР. Подобные поправки способствуют тому, что граждане таких территорий понимают, что они важны для России, что их права и обязанности будут реализованы вне зависимости от сложившейся сложной ситуации, что их мнение важно для государства.

Законопроект о внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», который был внесен 10 апреля 2023 г. в Госдуму РФ:

– снизить количество граждан, которые могут выступать с инициативой о проведении референдума (с 2 млн до 500 тыс.),

– уменьшить региональные подгруппы инициативной группы и т. д. [8].

В России наблюдается снижение политической активности, особенно среди молодежи, и по данной причине предлагаемые меры представляются вполне оправданными.

Однако институт референдума в России в настоящее время имеет и отрицательные стороны. Такие как высокую стоимость его проведения, отсутствие ответственности за принятое на референдуме решения, ситуации, когда группа воздержавшийся от голосования лиц вынуждена подчиниться большинству, так как закон распространяет свою силу на всех граждан страны.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Федеральный конституционный закон от 29.05.2023 № 2-ФКЗ «О внесении изменения в отдельные федеральные конституционные законы» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Вашакадзе Г. Т. Референдум: понятие, сущность, проблемы организации и осуществления / Г. Т. Вашакадзе // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2019. — № 3–3. — С. 121–128.
  6. Вязовченко Л. И. Правовое регулирование института референдума в Российской Федерации / Л. И. Вязовченко // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — № 6. — С. 58–64.
  7. Избирательное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Под ред. И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — Текст: непосредственный.
  8. В Госдуму внесен законопроект с поправками в закон о референдуме. — Текст: электронный // ИПП «Гарант»: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/news/1618541/ (дата обращения 21.10.2023).
  9. История референдумов в СССР и России. — Текст: электронный // Газета «Коммерсант»: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4220658 (дата обращения 21.10.2023).
  10. Как проходило голосование по поправкам в Конституцию. — Текст: электронный // РБК [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/politics/02/07/2020/5ef3308f9a79473ae1126f1a (дата обращения 21.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, референдум, Россия, Конституция РФ, Госдума РФ, инициативная группа, проведение референдума, референдум решения, СССР, Швейцария.


Похожие статьи

Задать вопрос