Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмаилова, Р. Б. Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий / Р. Б. Исмаилова, Асем Курметхан, А. Т. Жумабекова, Ш. А. Серимбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108369/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Ключевые слова: современная методика обучения, сфера образования, аспект, усвоение знаний, мотивационная среда.

В настоящее время приоритетным направлением современного образования является поиск и внедрение педагогических инноваций, направленных на повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса. В связи с этим в педагогическом сообществе не теряет своей актуальности научная дискуссия о психологических аспектах педагогической деятельности, обеспечивающих высокую результативность процесса обучения и успешность педагогической деятельности.

Психологию образовательной деятельности можно раскрыть на основе анализа современных педагогических подходов к процессу обучения, к психологии учебной деятельности и личности обучающегося, к психологии личности преподавателя как носителя ценностей и технологий педагогического труда. Современное образование опирается на системно-деятельностный подход, в основе которого лежат компетентностные и личностно ориентированные модели обучения.

В качестве основных составляющих компетентностного подхода выступают: цель образования, направленная на становление образовательной компетенции личности обучающегося, интеграция содержания, технологий и организации процесса обучения на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся, составляющих основу личностно-ориентированного обучения [1; 2].

Психологические аспекты педагогической деятельности в компетентностной парадигме образования, по мнению В. И. Байденко, предполагают «вариативность, гибкие требования для каждого, учет индивидуального ритма обучения, цели образования, обладающие открытостью пространства для решения содержательных и методических задач» [1].

Психологические аспекты играют важную роль при использовании современных методик обучения и технологий в сфере образования. Вот несколько причин, почему они важны:

  1. Подстраивание под индивидуальные потребности: Учащиеся имеют разные стили обучения, предпочтения и темпы работы. Психология может помочь идентифицировать индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать методики обучения и технологии, чтобы они лучше соответствовали этим потребностям. Например, можно использовать различные технологические инструменты для визуализации информации или создания интерактивных заданий, чтобы ученики с разными предпочтениями могли эффективнее усваивать материал.
  2. Поддержка эмоционального благополучия: Учебный процесс может быть стрессовым для некоторых учащихся, особенно при использовании новых технологий. Психологические аспекты могут помочь обнаружить и справиться с эмоциональными трудностями, которые могут возникнуть во время обучения. Распознавание эмоций, мотивационное подкрепление, обратная связь и индивидуальная поддержка могут повысить интерес и участие учеников, улучшить их мотивацию и снизить стресс.
  3. Мотивация и вовлеченность: Психологические аспекты могут значительно повлиять на мотивацию и вовлеченность учеников в обучение. Например, использование геймификации или наградных систем может стимулировать учеников к достижению лучших результатов и усилиям в обучении. Также, понимание мотивационных факторов и использование техник мотивации может помочь создать позитивную обстановку для обучения и стимулировать постоянное развитие.
  4. Социальное взаимодействие: Психологические аспекты могут играть важную роль в развитии социальных навыков и взаимодействия между учениками. Современные методики обучения и технологии могут быть использованы для создания коллективной работы, групповых проектов и совместного обучения, что способствует развитию коммуникационных и социальных навыков.

Таким образом, психологические аспекты являются неотъемлемой частью разработки и использования современных методик обучения и технологий в сфере образования. Они позволяют более эффективно адаптировать обучение к потребностям и интересам учащихся, поддерживать их эмоциональное благополучие, повышать мотивацию и вовлеченность, а также развивать социальные навыки.

Обучение является сложным и многогранным процессом, который исследуется и анализируется с помощью различных психологических теорий и принципов. Современные психологические исследования позволяют нам лучше понять, как люди учатся, какие факторы влияют на их обучение и какие методики эффективнее всего.

Одной из ключевых теорий, касающихся процессов обучения, является теория конструктивизма. Согласно этой теории, обучение — это активный процесс, в котором учащиеся активно участвуют в создании своих собственных знаний и понимания мира. Они строят новые знания на основе своего опыта и предыдущих знаний. Важно обеспечивать учащимся среду, которая способствует их активному участию в процессе обучения, а также возможность для самостоятельного и критического мышления.

Еще одной важной теорией является теория социокультурного подхода. Согласно этой теории, обучение является социальным процессом, который происходит в контексте культуры и общества. Взаимодействие с другими людьми и активная социальная коммуникация считаются ключевыми факторами в обучении. Ученики взаимодействуют с учителем, сверстниками и другими субъектами обучения, обмениваются знаниями и идеями, что способствует их обучению и усвоению новых знаний.

Также важным аспектом процесса обучения является понимание индивидуальности каждого ученика. Индивидуальные различия каждого ученика могут влиять на его эффективность в усвоении знаний. Например, некоторым ученикам может быть комфортнее учиться в группе, в то время как другим ученикам требуется индивидуальное внимание и подход. Понимание индивидуальных потребностей и предпочтений учеников является важным принципом, который применяется в современных методиках обучения.

Еще одним важным аспектом является мотивация учеников. Психологические исследования показывают, что мотивация играет решающую роль в эффективности обучения. Ученик, который имеет высокий уровень мотивации и интереса к учебному материалу, будет более эффективным в усвоении знаний. Современные методики обучения акцентируют внимание на создании мотивационной среды, которая стимулирует интерес и мотивацию ученика.

Отметим также важность использования технологий в обучении. Современные психологические исследования показывают, что технологии могут значительно улучшить эффективность методик обучения. Использование интерактивных образовательных программ, мультимедийных материалов и онлайн-ресурсов может сделать процесс обучения более интересным и эффективным для учащихся.

Суммируя вышеизложенное, современные психологические теории и принципы, касающиеся процессов обучения, подчеркивают активное участие учащихся в процессе обучения, взаимодействие социальных и культурных факторов, учет индивидуальных особенностей учеников, создание мотивационной среды и использование технологий. Внедрение этих принципов и теорий в современные методики обучения позволяет создать более эффективные условия для усвоения знаний и развития учащихся.

Современные методы обучения и образовательные технологии имеют огромное значение с психологической точки зрения. Они позволяют учителям создавать более эффективные учебные программы, а также индивидуальные методы обучения для каждого ученика.

Одним из главных психологических аспектов современных методов обучения является учет индивидуальных особенностей учеников. С помощью технологий можно создавать персонализированные учебные планы, учитывающие уровень знаний, интересы и способности каждого ученика. Это позволяет создавать более комфортную и эффективную образовательную среду.

Еще одним важным аспектом является использование игровых и интерактивных методов обучения, которые способствуют более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления. Психологи отмечают, что использование игровых элементов в образовании способствует улучшению учебной мотивации, а также развитию творческого мышления у учеников.

Также важным психологическим аспектом является учет возможностей технологий для создания более увлекательной и интересной учебной среды. Мультимедийные материалы, онлайн образовательные платформы и виртуальные лаборатории позволяют ученикам погружаться в учебный процесс и учиться с большим удовольствием.

Наконец, современные методы обучения помогают учителям более эффективно отслеживать прогресс учеников и адаптировать программы обучения в соответствии с их потребностями. Это способствует более успешному обучению и улучшению психологического комфорта учеников в учебной среде.

Современные педагогические технологии, и в большей степени технологии электронного обучения являются личностно ориентированными, и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся. Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т. п.) не позволяют многим студентам показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний. Снижение тревожности при прохождении студентами аттестации, отсутствие страха перед наказанием и получением неудовлетворительной оценки, позволяет повысить мотивацию к учебе и инициативность студентов.

Как видно, использование информационных технологий в образовательной деятельности способствует достижению основных целей преподавания: образовательной, воспитательной и развивающей.

Таким образом, проектирование педагогически эффективных электронных учебников невозможно без учета психологических аспектов взаимодействия учащегося с компьютером. В настоящее время это осуществляется в основном на интуитивном уровне. Необходим переход к научно обоснованной реализации психологических требований. Необходима совместная работа психологов, педагогов и программистов.

Литература:

  1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — No 11. — C. 3–13.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): современная методика обучения, процесс обучения, ученик, аспект, обучение, современный метод обучения, усвоение знаний, мотивационная среда, педагогическая деятельность, сфера образования.


Похожие статьи

Задать вопрос