Особенности противодействия эпидемии «черной смерти» в Средние века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Лукоянов, А. С. Особенности противодействия эпидемии «черной смерти» в Средние века / А. С. Лукоянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108343/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор исследует методики противодействия эпидемии «черной смерти» XIV века.

Ключевые слова: черная смерть, чума, чумной доктор, карантин, кровопускание, миазмы.

Эпидемия «черной смерти», по оценкам ученых, унесла около 20 000 000 жизней в Европе, что составляло примерно треть ее населения. Чума приходила в Европу и раньше, также унося немало жизней. Одна из причин столь высокой смертности было непонимание природы эпидемии и отсутствие эффективного лечения. Люди пытались объяснить природу инфекции теми средствами и методами, которые у них были.

Наиболее популярная теория, объясняющая болезнь утверждала, что источником эпидемии были болезненные миазмы [1], которые могли выделяться почвой. Миазматическая теория — это достаточно древняя, даже для того времени, концепция, созданная Гиппократом. Согласно ей, источником заболевания служит неприятный запах, источаемый землей из болот или при извержении вулканов. При этом, миазм можно «заглушить», добавив другой запах. В рамках микробиологии данная теория способна работать лишь косвенно, дополнительно мотивируя население средневековой Европы убирать тела умерших от чумы с улиц и избегать мест массового скопления больных. Миазматическая теория сохранит свою популярность вплоть до XIX века пока не будет отвергнута научным сообществом после открытий Луи Пастера и других микробиологов.

Основные методы лечения можно разделить на несколько групп. К первой относятся процедуры, которые, скорее, могли вредить организму, ослабленному чумой. Сюда, вполне справедливо, относится практика кровопускания [2], которая считалась действенной панацеей не только от чумы, но и любого другого заболевания. Вторая группа объединяет методы, которые не приносили никакого полезного или негативного эффекта, за исключением, пожалуй, эффекта Плацебо. Сюда относятся вдыхание различных ароматных трав и благовоний, прием внутрь таблеток, изготовленных из различных материалов (оленьи рога, толченные драгоценные камни), компрессы, различные настои и т д.

В средние века наиболее эффективным методом лечения считалось вскрытие или прижигание бубона. Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, применение такого метода (вскрытие) можно считать необходимым и оправданным, только в случае абсцесса воспаленного лимфоузла [3]. В ином случае, такой способ скорее калечил, а не лечил.

Таким образом, эффективность лечения чумы в средневековье оставляла желать лучшего. Болезнь практически не лечилась. А вот касательно методов профилактики чумы, здесь действительно применялись полезные методики, многие из которых считаются эффективной профилактикой и сегодня.

Такман отмечает [4], что многие профилактические меры также основывались на миазматической теории или это были рекомендации отдыха: много отдыхать, пить чистую воду, есть легкую пищу, не злиться, избегать скоплений зараженных и их мертвых тел, проветривать помещение, дышать чистым воздухом (последние два помогали избежать заражения через вдыхание продуктов жизнедеятельности зараженных блох и крыс). Так встречались и менее полезные рекомендации: умывание розовой водой с уксусом, избегание болотистых мест, ношение ароматических шариков (которые помогали перебить запах, но не спасали от заражения).

Некоторым удалось избежать заражения благодаря удачно выбранной тактике. Так случилось с папой Климентом VI. Такман говорит о том, что в его покоях просто подняли температуру воздуха, поставив два огня. Это, скорее всего, отпугнуло блох.

Но самым эффективным методом противодействия, который как раз и появился во время «черной смерти», был карантин [5]. Слово имеет итальянские корни, буквально в переводе означая — сорок дней (ит. quaranta giorni). Изначально этим выражением обозначали процесс, когда корабль, прежде чем зайти в порт, должен был отстоять сорок дней в Лазаретто, острове, рядом с Венецией. Метод показал свою эффективность и вскоре стал применяться по всей Европе, а сам метод перестал буквально означать 40 дневное стояние кораблей и стал более общим обозначением комплексных мер по противодействию распространения эпидемии.

Как отмечает Такман, меры по ограничению распространения были разными. Например, власти Пистойи (города в Италии) запретили жителям возвращаться в город, если они были в Пизе и Лукке, которые уже были поражены чумой. Руководитель Венеции требовал закапывать покойников минимум на 5 фунтов (1,5 метра). В Лестершире была сожжена целая деревня, пораженная чумой, а в Милане было приказано сжигать все чумные дома. Автор отмечает жестокость этих мер, однако, говорит и об их эффективности, подтверждая свои слова тем, что Милан не сильно пострадал от эпидемии.

Другой интересной новацией стали чумные доктора, впервые появившиеся именно во времена «черной смерти». Считается, что в первые их использовал папа Климент VI, который нанял несколько таких докторов для лечения больных в Авиньоне. Затем примеру папы последовали и другие главы городов, герцогств и других земель. До появления чумных докторов лечением занимались, как правило случайные люди, с «улицы».

В основную деятельность докторов входило вскрытие и прижигание бубонов у больных, а также помощь в уборке тел зараженных из населенных пунктов. Данную работу можно считать опасной, поэтому брались за нее немногие и за достаточно хорошее вознаграждение. Например, Джозеф Бирн [6] отмечал, что город Орвието нанял доктора за 200 флоринов, что 4 раза выше средней зарплаты обычного врача.

Изначально чумные доктора не имели стандартизированной униформы. Тем не менее, желание врачей обезопасить себя от заболевания, привело к появлению некоторых мер по защите, основанной на той же миазматической теории. Сводилось все, в первую очередь, закрытию всех участков кожного покрова от внешней среды, а также постоянному вдыханию различных благовоний. Более привычный образ чумного доктора создается в начале XVII века усилиями врача Шарля де Лорма [7], который и предложил вариант костюма, который сегодня очень хорошо известен. Весь костюм чумного доктора основан на противодействии миазмам, которые и считались источником эпидемии. Сам костюм плотно закрывал все тело и состоял из плотной ткани, маска была похожа на клюв птицы, который заполнялся пахучими травами или маслами. Сама маска имела пару защитных стекол для обзора. Чумные доктора также носили кожаные штаны и высокие сапоги. Из инструментов у врача имелось лезвие для вскрытия бубонов, а также трость для удаленной работы с телами и пациентами.

Для жителя того времени, этот костюм казался достаточно хорошей защитой, в рамках теории о миазмах он должен работать эффективно. Однако, природа инфекций несколько иная, этот костюм не всегда спасал. Нередко, сами чумные доктора болели и отправлялась на карантин. Тем не менее, данный костюм действительно имел защитный эффект. Плотная верхняя одежда позволяла избежать прямого контакта с больными, а также защищала от блох. Птичья маска, хоть и не была респиратором, но стала его прообразом, а трость позволяла держать с больными социальную дистанцию.

Таким образом, методы противодействия эпидемии чумы XIV века оставляли желать лучшего и небыли достаточно эффективны для борьбы с ней. Однако, методом проб и ошибок были разработаны новые способы профилактики чумы, которые оказались эффективными и применяются сегодня.

Литература:

  1. Миазмы. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/medicine/text/2211149 (дата обращения: 16.11.2023).
  2. Кровопускание. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/medicine/text/2114002 (дата обращения 10.12.2023).
  3. Чума. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/137791-Чума (дата обращения: 12.12.2023).
  4. Такман Б. Загадки XIV века. М.: АСТ, 2019. 704 с.
  5. Маар А. Сорок дней и Черная Смерть. Происхождение и этимология понятия. Карантин и его значение. М.: Мир, 2014. 128 с.
  6. Byrne J. P. Encyclopedia of the Black Death. London: Bloomsbury Publishing, 2012. 452 p.
  7. Boeckl C. M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. Kirksville: Truman State University Press, 2001. 224 p.
Основные термины (генерируются автоматически): миазматическая теория, Европа, чумной доктор, доктор, мера, миазмы, Милан, чумной.


Ключевые слова

карантин, чума, черная смерть, чумной доктор, кровопускание, миазмы

Похожие статьи

Задать вопрос