Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдотьева, Н. С. Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова, Е. В. Реутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108289/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области.

Ключевые слова: детский сад, дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, разновозрастная группа, социально-коммуникативное взаимодействие.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.

Разновозрастное взаимодействие — это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.

Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье. Но необходимо учитывать, что современная семья имеет свои специфические особенности — это и неполные семьи, и семьи с единственным ребенком, семьи, где отсутствуют бабушки и дедушки и пр. Естественно, что это ограничивает диапазон первичного социального взаимодействия ребенка и получение им разнообразного социального опыта и социальных норм [1].

Период дошкольного детства является тем временем, когда закладывается основа личности ребенка, его индивидуальности. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, как взрослыми, как и детьми, осваивает коммуникативные компетенции.

ФГОС ДО рассматривает социально-коммуникативное развитие как одно из ключевых направлений формирования личности ребенка. Данная образовательная область подразумевает передачу дошкольникам норм и ценностей общества, развитие навыка эффективного взаимодействия между людьми. При этом имеется в виду не только само общение, как передача информации от одного человека другому, но и понимание невербальной коммуникации — сопереживание собеседнику, понимание его эмоций и чувств, способность к осуществлению, организации совместной деятельности, работы в группе [4].

Большим потенциалом для формирования коммуникативной компетентности обладают разновозрастные группы, т. к. именно в сообществе, где дети отличаются по возрасту, дошкольник получает возможность для формирования более богатого игрового, социального, естественного речевого опыта.

Организация процесса воспитания и образования в группах такого типа имеет свои специфические особенности и предъявляет к педагогам дополнительные требования — одновременное знание и использование в своей профессиональной деятельности ежедневно программ и содержания образовательных областей сразу нескольких возрастных групп [3].

В МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области педагогами воспитательно-образовательный процесс организован так, чтобы увлечь и заинтересовать и младших, и старших дошкольников. При помощи игры данная задача успешно реализуется как во время досуга и режимных моментов, так и в ходе образовательных занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приоритетной задачей при формировании коммуникативной компетентности дошкольников в нашем детском саду мы считает формирование доброжелательных отношений с позиции образовательной модели «субъект-субъект»: «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Основной акцент при реализации данной задачи ставится на развитии эмпатии у детей, умении понимать чувства другого человека.

Еще одним немаловажным направлением стало подражание и воспроизведение коммуникативных моделей по подражанию. Эффективно данный вопрос решаем в ходе сюжетно-ролевых игр. Большое значение отводится и роли окружающих взрослых: мы очень трепетно относимся к тому, чтобы в присутствии дошкольников не было реализовано негативных примеров общения, которым они потенциально смогли бы подражать.

Одним из эффективных методов работы с детьми разновозрастной группы мы считаем проектный метод, который позволяет каждому ребенку, несмотря на его возраст, проявить свою инициативу, изобретательность, творчество и фантазию. Тематика и содержание проектов, которые реализовывались в нашей разновозрастной группе на формирующем этапе, очень разнообразна [2].

В основном мы использовали в своей работе с детьми разновозрастной группы краткосрочные мини-проекты, поскольку наши малыши, в силу своего возраста, не могут длительное время удерживать внимание на одном и том же объекте или задании. Именно поэтому в практику нашей работы вошли различные мини-проекты, сроком реализации от двух дней до двух недель. Результатом таких проектов являлось не только расширение познавательных интересов детей, совершенствование навыков поисковой работы, развитие творческих начал, но и формирование умений сотрудничать, радоваться успехам друг друга, совместно реализовывать новые идеи, что составляет основу коммуникативного развития дошкольников.

Итак, в своей работе с детьми разновозрастной группы по развитию у них коммуникативных умений и навыков мы использовали различные формы и методы, которые способствуют успешной социализации, как в группе, так и в обществе. Мы обратили внимание на то, что наши ребята стали добрее друг другу, терпимее, отзывчивее. Мы также наблюдали, как младшие дети постепенно «вливаются» в коллектив более старших детей.

Таким образом, специально конструируемая работа, включающая в себя организацию активной совместной деятельности детей и взрослых, ориентированных на формирование опыта первичного взаимодействия и установления дружеских контактов между детьми, способствует развитию коммуникативных умений и навыков у дошкольников разновозрастной группы.

Литература:

  1. Бобрикова, Н. П. Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности / Н. П. Бобрикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 924–926. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24366/
  2. Когут А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. [Текст] / А. А. Когут // Человек и образование. — 2012. -№ 4. — С. 161–164
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 21155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): разновозрастная группа, ребенок, детский сад, коммуникативная компетентность, Белгородская область, группа, дошкольный возраст, Ивнянский район, разновозрастное взаимодействие, социально-коммуникативное взаимодействие.


Ключевые слова

коммуникативная компетентность, дошкольный возраст, детский сад, разновозрастная группа, социально-коммуникативное взаимодействие

Похожие статьи

Задать вопрос