Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 28.11.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Берлизева, А. Ю. Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза / А. Ю. Берлизева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108288/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье проанализированы гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Выявлено, что у студентов нет значимых гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: стратегия поведения в конфликтных ситуациях, межличностный конфликт, гендерные особенности поведения в конфликте.

Актуальность данной темы определяется тем, что студенты в период обучения в университете подвергается различным факторам риска, которые могут привести к возникновению дисбаланса регуляторных систем, способного привести к сильному психоэмоциональному стрессу. И одной из причин стресса становится конфликт. В последние годы особое внимание исследователей привлекают особенности конфликтного поведения субъектов в зависимости от гендера [1].

В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни), так и в отечественной психологии (К. А. Абульханова-Славская, B. C. Алишев, О. В. Аллахвердова, А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, Л. А. Петровская, Т. А. Полозова, С. Л. Прошанов, А. А. Реан, В. П. Трусов, Б. И. Хасан, А. И. Шипилов).

«Жизнь человека невозможна без конфликтов, а конструктивный выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации может послужить ступенькой к развитию личности», — отмечают Т. М. Маслова, Л. Г. Санникова [5, с. 95].

По мнению Н. В. Гришиной, конфликт — это столкновение противоположных интересов, которое оппоненты своими активными действиями пытаются преодолеть [2].

Как отмечает И. Е. Девятова, «половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются во влиянии гендерных стереотипов на восприятие участника конфликта — представителя другого пола, в существовании конфликтных личностных черт у мужчин и женщин, в предположительных способах разрешения конфликта» [3, c. 149].

Согласно К. Томасу:

— в ситуации избегания конфликтной ситуации, ни одна из сторон не добьется успеха;

— в случае соперничества, уступчивости и компромисса, один выигрывает, второй проигрывает, или оба участника проигрывают, так как идут на компромисс;

— только в ситуации сотрудничества оба участника выигрывают [4].

Целью исследования является выявление гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов вуза. В исследовании приняло участие 30 студентов вуза, из которых 15 девушек и 15 юношей.

Мы предположили, что существуют различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от гендерных особенностей, а именно: респондентам с выраженной маскулинностью характерна стратегия соперничества, респондентам с выраженной феминностью — стратегия уклонения.

Для того, чтобы подтвердить данную гипотезу, были использованы следующие методики исследования:

  1. Методика «Тактика поведения во взаимодействии» (Томас — Килманн, адаптация Н. В. Гришиной).
  2. Полоролевой опросник (С. С. Бем).

Результаты представлены на рисунке 1.

Соотношение выбора тактики поведения в зависимости от гендера (%)

Рис. 1. Соотношение выбора тактики поведения в зависимости от гендера (%)

На основе полученных данных можно сказать о том, что респонденты, которым характерны маскулинные черты, выбирают чаще тактики конфронтации (6,7 %) и уклонения (3,3 %). Маскулинность отличается типично мужскими чертами: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

Респондентам, которым характерна феминность, выбирают в равной степени тактики сотрудничества (3,3 %), компромисса (3,3 %), уклонения (3,3 %) и приспособления (3,3 %). Черты феминности, определяются как типично женские: уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

Студентам с андрогинными чертами, в большей степени, характерны такие тактики, как сотрудничество (26,7 %), уклонение (20 %), приспособление (16,7 %), в меньшей — компромисс (13,4 %). Андрогины не обязательно являются носителями четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа.

Для проверки выдвинутой гипотезы был применен критерий Краскелла-Уоллиса (таблица 1).

Таблица 1

Выраженность тактик поведения студентов в конфликте в зависимости от гендера

Тактика поведения в конфликте

Феминность

Андрогинность

Маскулинность

Н эмп

Конфронтация

0

1

2

5,67

Сотрудничество

1

8

0

8,67

Компромисс

1

4

0

7,67

Уклонение

1

6

1

10,0

Приспособление

0

5

0

8,0

Статистическая значимость, p

0,020

Так как p-значение (0,020) не меньше 0,05, мы можем сказать, что есть статистически значимая гендерная разница в выборе тактики поведения студентов в конфликте. Студенты, имеющие выраженную маскулинность, стремятся к отстаиванию своих интересов или же избегают конфликтных ситуаций. А те, у кого преобладает женские черты (феминность), будут искать способ нахождения удобного варианта для обеих сторон или же уклонения от конфликта.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от гендерных особенностей, подтвердилась.

Литература:

  1. Евенко, С. Л. Влияние гендерных особенностей студентов на стратегии поведения в межличностных конфликтах / С. Л. Евенко. — Текст: непосредственный // Вестник Московского Государственного областного университета. — 2014. — № 2. — С. 8.
  2. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — Санкт-Петербург: «Питер», 2008. — 544 c.
  3. Девятова, И. Е. Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте / И. Е Девятова. — Текст непосредственный // Актуальные вопросы современных наук. — 2008. — № 4–1. — С. 146–152
  4. Замедлина, Е. А. Конфликтология. / Е. А. Замедлина. — Москва: РИОР. — 2005. — 140 с.
  5. Маслова, Т. М. Влияние гендерной принадлежности студентов вуза на связь самопринятия с выбором стратегий поведения в конфликте / Т. М. Маслова, Л. Г. Санникова // Научное мнение. — 2019. — № 3. — С. 94–98.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор стратегии поведения, конфликт, конфликтная ситуация, зависимость, компромисс, различие, ситуация, студент, студент вуза, уклонение.


Ключевые слова

межличностный конфликт, стратегия поведения в конфликтных ситуациях, гендерные особенности поведения в конфликте

Похожие статьи

Задать вопрос