Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения средствами ментальных карт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.11.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Унисихина, Г. О. Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения средствами ментальных карт / Г. О. Унисихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108265/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье анализируются возможности использования ментальных карт на уроках литературного чтения с целью развития логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Приводится сопоставление этапов работы с ментальной картой и развиваемыми логическими УУД.

Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, ментальные карты, интеллект-карты, младшие школьники.

Появление Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения обозначило необходимость адаптации образовательных программ. Одним из изменений обновленного стандарта является несколько иной подход к системе универсальных учебных действий (далее УУД). Так, ФГОС НОО гласит, что «достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, … отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия» [4].

Концепция УУД, лежащая в основе ФГОС НОО, разработана группой педагогов и психологов под руководством А. Г. Асмолова. Автор отмечает, что «в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный» [2, с. 28]. К познавательным УУД относятся замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач. В работе А. Г. Асмолова раскрывается каждое из представленных понятий. Подробнее остановимся на логических операциях (в терминологии А. Г. Асмолова «логические учебные действия») которые, по его мнению, включают в себя: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование».

По нашему мнению, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логических учебных действий, так как в этом период наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов, таких как произвольность памяти, внимания, воображения и других. Отметим, что формирование всех видов познавательных УУД основывается на развитии этих высших психических функций.

Е. В. Мальцева отмечает, что «проблеме формирования логических универсальных учебных действий уделяется внимание, как в теории, так и в практической деятельности. Однако в системе начального общего образования существуют еще проблемы, связанные с развитием мыслительных операций, с установлением причинно-следственных связей, построением логической цепи рассуждений, выдвижением гипотез и их обоснованием» [3]. Мы считаем, что решение этих проблем возможно при использовании в образовательном процессе дополнительных средств обучения. В последнее время широкое распространение получили дидактические игры, ТРИЗ-задания, квест-технологии, ментальные карты и другие методы. Подробнее рассмотрим последнее из них. Ментальные карты, иначе известные как интеллект-карты, диаграммы связей, карты разума получили широкое распространение в российской педагогической практике в последнее десятилетие. Однако этот метод графико-визульного отражения информации был разработан ещё в 1960-х годах британским психологом Т. Бьюзеном. Он определяет интеллект-карту как «графическое выражение процесса радиантного мышления» [1, с. 59]. По существу, она представляет собой многоцветную схему, отражающую всевозможные характеристики изучаемого понятия, объекта или явления. В своем составе она имеет центральный образ, называющий предмет изучения; ключевые ветви, обозначающие темы изучения; «побеги» следующих уровней, раскрывающие подтемы. Каждая часть обозначается словом, изображением или термином.

Основываясь на идеях Т. Бьюзена, учёный В. И. Хиневич и его соавторы отмечают, что интеллект-карта «включает графическое отображение естественных процессов мышления, в котором задействованы все ментальные способности левого («логического») и правого («творческого») полушарий мозга» [5, с. 9]. Это положение так же стоит учитывать при работе с младшими школьниками, поскольку их высшие психические процессы находятся на стадии формирования.

По нашему мнению, уроки литературного чтения в начальной школе представляют возможности для развития всех видов логических учебных действий. Кроме того, использование интеллект-карт на этих занятиях носит многоаспектный и комплексный характер. Это положение связано с тем, что их применение возможно как при изучении разнонаправленных тем (художественных произведений, их анализе, жанров литературы, биографий авторов, новых понятий, характеристик героев), так и на разных этапах урока (при повторении, изучении нового материала, закреплении, в рамках домашних работ).

В зависимости от этапа построения интеллект-карты и тематического содержания урока литературного чтения развиваются различные логические учебные действия. На этапе разработки концепции будущей графико-визуальной модели происходит анализ всех частей ментальной карты, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. На этапе построения, когда отдельные готовые элементы сопоставляются между собой, образуя целостную модель, развивается такое умение как синтез. На этом же этапе происходит установление причинно-следственных связей между объектами. При комментировании составленной интеллект-карты развиваются словестно-логические умения: выдвижение гипотез и их обоснование, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Таким образом, систематическое построение интеллект-карт на уроках литературного чтения способствует развитию логических учебных действий младших школьников. Неоднократное составление карт разума способствует более глубокому усвоению знаний, их систематизации, развитию мышления и воображения, повышению качества знаний, проявлению познавательной активности и интереса к изучению литературного чтения и других школьных предметов.

Литература:

  1. Бьюзен Т. [Buzan T.] Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / пер. с англ. Ю. Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 208 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. // под ред. А. Г. Асмолова. — Москва: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Мальцева Е. В. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников средствами нестандартных задач в процессе обучения математике / Е. В. Мальцева. — Текст: электронный // Вестник Марийского государственного университета. — Йошкар-Ола, 2015. № 1 (16). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-logicheskih-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-sredstvami-nestandartnyh-zadach-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 10.09.2023).
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» / Текст: электронный — URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 08.09.2023)
  5. Хиневич В. И. Интеллект-карты для активизации учебно-познавательной деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности 1–54 01 03 «Физико-химические методы и приборы контроля качества продукции» / В. И. Хиневич, В. В. Паневчик, М. В. Самойлов. — Минск: БГТУ, 2019. — 90 с.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, действие, выдвижение гипотез, логическая цепь рассуждений, ментальная карта, младший школьный возраст, начальное общее образование, развитие, широкое распространение.


Похожие статьи

Задать вопрос