Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.11.2023

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Агибалова, С. В. Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности / С. В. Агибалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108230/ (дата обращения: 02.05.2024).



Мы часто слышим выражение: «Нужно воспитывать патриотов». А кто такой патриот? Согласно Толковому словарю Ушакова, патриот — это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины [4].

Патриотизм простыми словами — это любовь к своей Родине, языку, обычаям и культуре. Каждый человек испытывает гордость за свою страну. Патриотизм — одно из наиболее глубоких и важных понятий, закрепленных веками и тысячелетиями [1].

А где и как воспитать патриота? Конечно, большую роль в воспитании играет семья и школа. Именно в семье ребенок получает первые знания о добре и зле, справедливости и милосердии. В семье ребенок учится любить и уважать своих родителей, свой дом, свой город, свою Родину. Конечно, любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, к своим близким людям, к друзьям. Родители помогают ребенку понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Дальше на помощь родителям приходит школа. Учитель продолжает развивать у детей чувство любви к своей стране, родному краю, к своей малой родине. Делает он это на уроках и на занятиях внеурочных деятельности.

Патриотическое воспитание — важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся. На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины [3].

На каких занятиях можно говорить о патриотизме? Говоря о школе, нужно отметить, что нет лучшего претендента на воспитание у школьников чувства патриотизма, чем педагог русского языка и литературы. Русский язык — это именно то, что объединяет весь русский народ. А русская литература — это бесконечно глубокий клад нравственных и патриотических идей.

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность. Любовь к родному языку — одно из проявлений патриотизма. Еще К. Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог — родное слово» [5].

На уроках русского языка часто проводим беседы о языке, его роли, значении. Мы говорим о том, как нужно правильно пользоваться словом, что нужно делать, чтоб не засорять его, а беречь. Мы живем в России, говорим на русском языке, поэтому заботиться о языке — это одна из функций проявления патриотизма. Любовь к Родине — это не только способность ее защищать, это и проявление уважение к русскому языку. Русский язык — это государственный язык великой страны. В течение года мы анализируем разнообразные тексты о Родине, о родном крае, нашей стране, говорим о богатстве и выразительности речи. В работе используем тексты разных стилей, пишем изложения и сочинения на патриотические темы [3]. Читаем и разбираем высказывания о родине. Например, используем слова М. Горького «Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в творческие силы», К. Паустовского «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: изучая тему «Лексика», нужно выписать из толкового словаря значение слов Родина, Отчизна, раскрыть их лексический смысл, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы. Учащиеся анализируют тексты, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы: А что лично для вас значит слово Родина? Что такое гражданский долг? Что значит любить свое Отечество?

Да, каждый урок русского языка служит воспитанию чувства патриотизма. Это материалы упражнений учебника, и дополнительный дидактический материал, который готовит учитель к урокам русского языка.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности — соблюдение этических и коммуникативных норм [2].

Для воспитания патриотических качеств огромную роль играют уроки и литература. Литература — особенный и важнейший предмет в школе. На уроках учащиеся читают, анализируют, размышляют, учатся высказывать свое мнение. При чтении художественных произведений развивается мышление, память, расширяется кругозор. Литература дает возможность познать мир и самого себя. Обладая особой силой воспитания, раскрывает подлинную красоту души. Художественное слово помогает познать окружающий мир, учит взаимопониманию, трудолюбию, дружбе и, конечно, патриотизму. Литература оказывает огромное влияние на знания детей о своей стране, ее истории, на чувства ребенка. Возьмите любое произведение, и в каждом звучать важные истины. Богатый материал для патриотического воспитания содержит устное народное творчество. Читая сказки, мы видим, что добро всегда побеждает зло. Пословицы и поговорки — это мудрость народная, без которой не обойтись. Былинные богатыри — это герои, которые всегда вставали на защищу своей земли.

В древнерусской литературе мы видим отражение народных идеалов. Вспомним «Слово о полку Игореве». Оно наполнено невероятным духом патриотизма и любови к Русской земле. С первых строк произведения мы чувствуем тревогу автора за судьбу Руси, русского войска и всего русского народа. Автор «Слова…» гордится своей родиной и уверен в ее могуществе.

Литературу XIX столетия называют золотым веком. На этот период пришлось значительное количество колоссальных восстаний и переворотов, грандиозных сражений. Именно эти события затронули сильнейшие чувства писателей и поэтов, которые в дальнейшем побудили их к созданию мировых шедевров в художественной литературе. Писатели и поэты XIX столетия отличаются особенной широтой взглядов и дерзостью мыслей. Может быть, поэтому их произведения нашли отражение в простой русской душе. Ведь проблемы, которые авторы рассматривали, до сих пор остаются бессмертными, а сами произведения — бесценными.

Великие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева и многих других авторов читает и перечитывает ни одно поколение. Каждое произведение — это сокровище, в каждом слове звучит чувство нравственности, патриотизма и любви к родному краю. Богатый материал дает поэзия. Мы знакомимся с творчеством разных поэтов. В своих произведениях поэты говорят о любви к родному крае, о переживаниях за свою Родину.

Особое место в воспитании патриотизма занимают произведения о войне. Это «Судьба человека» М. Ю. Шолохова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Сын полка» В. Катаева и многие другие. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в этих произведениях. Судьба родины и судьбы людей слиты воедино. Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству — эти качества издавна были присущи русскому солдату. Это наша история. На этих произведениях мы учимся и учим других. Конечно, не только на уроках мы говорим о патриотизме. Особая роль отводится внеклассной работе. Это классные, беседы, внеклассные мероприятия и тематические недели, уроки мужества. экскурсии и посещения музеев. Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. В школе введен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Каждый классный руководитель рассказывает о патриотизме, нравственных идеалах, проводим беседы о единстве страны, ее достижениях, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ. Учебная неделя в школе начинается с поднятия флага и исполнения гимна.

Также ребята готовят проекты, пишут исследовательские работы на патриотические темы. В школе проводятся различные акции. Например, акция «Письмо солдату», в поддержку участников специальной военной операции. Важной формой работы являются классные часы «Моя семья», «Мой город», «День неизвестного солдата», «Не забудем Афганистан», «Дети блокадного Ленинграда», «Сталинград».

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся — процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины — очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!». Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра, даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Каждый учитель учит детей любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия. «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» — Н. М. Карамзин. Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! В этом заключается подход каждого педагога в деле воспитания школьников.

Литература:

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова — СПб: КАРО, 2004. — 224 с.
  2. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.
  3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. — Волгоград: Учитель, 2006. — 169 с.
  4. Ушаков К.Д Толковый словарь русского языка. — М.: Просвещение 1995, с.34
  5. Ушинский К. Д». Родное слово» (1861) Собрание сочинений.с.554 .
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, родной край, любовь, патриотизм, патриотическое воспитание, произведение, ребенок, Родина, россия, слово.


Похожие статьи

Задать вопрос