Судебно-психологическая экспертиза по спорам о воспитании детей: правовые основы и порядок проведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.11.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Брянцева, Ю. С. Судебно-психологическая экспертиза по спорам о воспитании детей: правовые основы и порядок проведения / Ю. С. Брянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108228/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автором раскрыты правовые основы проведения экспертных исследований по спорам о воспитании детей, очерчен круг вопросов, обуславливающих потребность в проведении таких исследований. В работе отмечаются обстоятельства, которые необходимо учитывать суду при избрании типа экспертного исследования (судебная психологическая экспертиза или судебная психолого-психиатрическая экспертиза), даны соответствующие рекомендации.

Ключевые слова : детско-родительские отношения, споры о воспитании детей, семейные конфликты, экспертиза детско-родительских отношений.

Ежегодно в России суды общей юрисдикции рассматривают сотни тысяч дел, возникающих из семейных отношений. Почти половина таких споров приходится на бракоразводный процесс (расторжение брака в суде при наличии детей, не достигших возраста совершеннолетия). Со взысканием алиментов на содержание несовершеннолетних детей связана почти треть семейных споров. На третьем месте споры, связанные с ограничением, восстановлением и лишением родительских прав. Примерно седьмую часть всех семейных споров ежегодно составляют споры о воспитании детей [5].

Семейные споры о воспитании детей, дела о применении мер семейно-правовой ответственности — сфера, где применяются специальные знания (в области психологии/психиатрии) в форме экспертизы. Стоит, однако, отметить, что в гражданском процессе применимы две формы использования специальных знаний: 1) процессуальная (регулируется положениями гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту — ГПК РФ)); 2) не процессуальная. К первой форме отнесены: 1) судебная экспертиза, в т. ч., комплексная (ст.ст. 79, 83, 82 ГПК РФ) [3]; 2) заключение специалиста для получения консультаций, пояснений (ст. 188 ГПК РФ). Ко второй — психологическое исследование членов семьи или только ребенка.

Правовыми основами судебно-психологической экспертизы в связи с защитой интересов детей (принципиальные правовые положения) являются следующие: 1) ребенок является самостоятельным субъектом семейного права; 2) интересы ребенка имеют абсолютный приоритет; 3) приоритетность семейного воспитания; 4) равные права родителей. Кроме того, ст. 65 Семейного кодекса РФ (далее в тексте — СК РФ) предусмотрено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение [7].

Тем самым, рассматриваемые категории дел, хотя и имеют свои особенности, вместе с тем они объединены общей целью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в родительских правоотношениях или защита прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством.

Наилучшие интересы ребенка должны быть приняты во внимание в каждом решении относительно ребенка при учете его мнения (реализация права быть услышанным). Компетентные учреждения и суды должны проводить оценку каждой ситуации индивидуально, рассматривать интересы всех вовлеченных в процесс лиц (ребенка, родителей, приемной семьи, опекунов). Однако абсолютным приоритетом выступают именно наилучшие интересы ребенка.

Среди наиболее частых ситуаций, в которых наилучшим интересам ребенка отведена главенствующая роль, можно выделить: 1) юридическое признание отношений между ребенком и родителем; 2) выбор имени ребенка; 3) родительские права опеки и право ребенка на заботу о нем; 4) родительские права общения и право ребенка сохранить контакт с родителями; 5) изъятие ребенка из семьи; 6) возвращение ребенка в семью; 7) усыновление; 8) перемещение ребенка в другое государство; 9) судебная защита, процесс в других учреждениях.

Обоснованность проведения экспертного исследования диктуется необходимостью выявить, например, негативный эффект индивидуальных психологических особенностей родителей (одного из родителей), стиля воспитания на психику ребенка. Потребность в экспертном исследовании возникает тогда, когда нужно выяснить насколько каждый из родителей учитывает особенности (особые потребности) ребенка (при наличии хронических заболеваний, нарушений психического развития у несовершеннолетнего). Экспертное исследование необходимо в ситуации, когда отношение ребенка к одному из родителей негативное, или, например, родитель, долгое время проживавший отдельно от ребенка, с ним не контактировал, и у ребенка отсутствует привязанность к этому родителю. Специальные знания в области психиатрии и психологии нужны и в случае, когда у родителя есть психические расстройства, что может негативно сказываться на здоровье и развитии ребенка. Даже при отсутствии психических расстройств у родителей могут выявляться патохарактерологические особенности личности или пограничные состояния, которые могут негативно сказываться на особенностях развития ребенка [6, с. 218].

Таким образом, в процессе судебного разбирательства по делам рассматриваемой категории, для вынесения обоснованного решения у суда возникает необходимость учитывать психологические и социально-психологические факторы. С этой целью суд назначает: 1) судебную психологическую экспертизу; 2) комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Рассматриваемые экспертизы назначаются по таким основаниям, как возраст лица (несовершеннолетний гражданин), характер влияния на подэкспертного лица особенностей сложившейся ситуации, характер детско-родительских отношений, отношений между родителями ребенка, сведения о личности одного из родителей (возраст, профессия, степень интеллектуального развития, состояние здоровья и т. п.). О назначении экспертизы суд (судья) выносит определение, которое должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 80 ГПК РФ.

Суд при решении вопроса о поручении производства судебно-психологической экспертизы эксперту/учреждению должен исходить из требований к экспертам, которые изложены в специальном законодательстве, регулирующем государственную судебно-экспертную деятельность в России [8]. Так, в частности, эксперт должен обладать: 1) общей теоретической подготовкой (наличие высшего психологического образования, а так же переподготовки и/или повышение квалификации в области судебной психологии); 2) специальной теоретической подготовкой (для диагностики взрослых и анализа конфликтной ситуации: квалификацию «клинический психолог»; для диагностики детей и особенностей воспитания: наличие переподготовки и/или повышения квалификации в области детской и семейной психологии; опыт работы специалиста с детьми конкретной возрастной категории); 3) опытом работы в судебной экспертизе.

Несоответствие квалификации эксперта влечет ошибки: 1) процессуального характера: а) выход за пределы компетенции; б) отсутствие или неполнота исследования; 2) методические ошибки: а) несоблюдение экспертной методики и алгоритма исследования, несоответствие его задачам; б) некорректное использование методик, игнорирование инструкций по их применению; 3) этические ошибки: а) поверхностное проведение исследования; б) вольная интерпретация материалов исследования; в) попытка индуцировать ожидаемый ответ ребенка; г) некорректные формулировки в тексте и выводах; д) смешение терапевтической и экспертной позиции; е) формулировка выводов основанных исключительно на мнении одного из родителей [2, с. 70].

Вместе с определением о назначении судебно-психологической экспертизы суд предоставляет эксперту-психологу материалы гражданского дела (медицинские документы, характеристики с рабочего места, показания коллег, друзей, родственников и других людей, с которыми лицо тесно общается).

В рамках экспертизы проводится анализ материалов гражданского дела и медицинской документации, клинико-психологическая беседа с ребенком и каждым из родителей. Эксперт в процессе проведения исследования должен определить истинный (реальный) характер детско-родительских отношений, для чего им применяется комплекс специальных психодиагностических методик, для взрослых это, как правило, письменные задания и тестовые опросы, для детей — творческие, проективные методики (в зависимости от возраста подэкспертного лица). Эксперт осуществляет наблюдение за свободным взаимодействием и организованной совместной деятельностью ребенка с каждым из родителей [4]. На завершающем этапе осуществляется подготовка заключения.

Важный вопрос, который встает перед судом, — назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы или однородной психологической экспертизы. Избрание типа экспертного исследования (судебная психологическая экспертиза или судебная психолого-психиатрическая экспертиза) зависит от ряда обстоятельств. Например, имеются ли у кого-то из родителей или у ребенка психические расстройства, отставание в развитии, причинялись ли кем-либо из родителей ребенку серьезные психические травмы.

Нередко суды ошибаются в выборе экспертного исследования, указывая в определении о назначении судебной экспертизы проведение однородной судебной психологической экспертизы. Суть ошибки в том, что такое исследование не может представить исчерпывающую картину по делу, поскольку в ее рамках невозможно достоверно установить юридически значимые обстоятельства. Кроме того, в случае установления судом высококонфликтных отношений между родителями целесообразно назначать именно судебную психолого-психиатрическую экспертизу всем членам семьи.

Среди критериев выделения категории высококонфликтных отношений в семейных спорах в литературе предложены следующие: 1) препятствие совместно проживающим родителем общению ребенка со вторым родителем на момент судебного процесса; 2) занятие родителем эгоцентрической позиции в конфликте без учета интересов ребенка; 3) высокий уровень недоверия родителей друг к другу с проявлением вербальной и (или) физической агрессии по отношению друг к другу [1, с. 110].

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза — это многофакторное исследование личности с привлечением экспертов в области психиатрии и психологии. Ее задача — установить факт и степень развития психических отклонений, а также их влияние на поведение личности. Такая экспертиза проводится для того, чтобы определить степень привязанности ребенка к родителю, природу и виды эмоций, вызываемых родителем у ребенка. В рамках данного исследования можно выявить причины отклонений от нормального поведения(снижение успеваемости, нарушений сна, агрессии, повышенной раздражительности, замкнутости, состояний страха, эмоциональной нестабильности). Данная экспертиза позволяет определить характерные особенности самих родителей, выявить методы (стиль) воспитания, транслируемые установки, мотивы, лежащие в основе поведения, цели поступков.

Таким образом, в спорах, где решаются вопросы воспитания детей, тем более в спорах о применение мер семейно-правовой ответственности (лишение/ограничение родительских прав), а также в делах о восстановлении в родительских правах, надлежащим видом экспертного исследования является судебная психологическая либо комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Литература:

  1. Беспалов Ю. Ф. Семейные отношения и семейные споры в практике судов РФ: науч.-практ. пособие. / Ю. Ф. Беспалов. — М., 2020. — С. 110.
  2. Васкэ Е. В., Сафуанов Ф. С., Секераж Т. Н. Типичные ошибки при производстве судебной экспертизы по спорам, связанным с воспитанием детей // Теория и практика судебной экспертизы. — 2020. — № 15(3). — С. 60–75.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
  4. Ибрянова Г. А. Споры о детях в гражданском процессе РФ. Специфика дел: сбор доказательств, экспертиза, проблемные вопросы ведения дел по спорам о детях. — URL: https://wcons.net/Doc %20folder/spory-o-detyah-v-grazhdanskom-processe-rf.pdf (дата обращения 24.11.2023)
  5. Отчет о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских, административных дел по первой инстанции за 2022 год. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645 (дата обращения 02.11.2023)
  6. Сафуанов, Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для вузов / Ф. С. Сафуанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 379 с.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  8. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2291.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, воспитание детей, РФ, суд, наилучший интерес ребенка, отношение, судебная психологическая экспертиза, судебная психолого-психиатрическая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза.


Ключевые слова

детско-родительские отношения, семейные конфликты, споры о воспитании детей, экспертиза детско-родительских отношений

Похожие статьи

Задать вопрос