Физическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 1402 раза

Библиографическое описание:

Щербакова, М. В. Физическое воспитание дошкольников / М. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108201/ (дата обращения: 02.05.2024).



Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стать более активными, здоровыми и социально адаптированными. В современном мире, где дети все больше времени проводят перед экранами устройств, физическая активность становится особенно важной для поддержания общего физического и психологического благополучия.

В связи с этим, актуальным является рассмотрение вопроса о физическом воспитании детей дошкольного возраста, о формировании у них нормативного представления о здоровом образе жизни и развитии мотивационно-ценностных установок на его соблюдение.

Цель данного исследования — проанализировать физическое воспитание дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое воспитание, формирование, здоровый образ жизни, личность, здоровье, система физкультурно-оздоровительной деятельности.

Физическое воспитание дошкольников является одним из важных аспектов их развития. В этом возрасте формируются основы здорового образа жизни, физической активности и осознанного отношения к своему телу. Правильно организованное физическое воспитание способствует укреплению здоровья, развитию координации движений, гармоничному формированию мышц и опорно-двигательного аппарата.

Дошкольный возраст составляет период развития человека от 3 до 7 лет. Возраст 5–7 лет — старшая дошкольная группа. Дошкольный возраст характеризуется общей сенситивностью и онтогенетическим потенциалом к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, игровые и реальные отношения со сверстниками [4].

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуются с помощью следующих критериев: особенности общения, умственное и эмоциональное развитие, личностные особенности и вид деятельности.

И. Ю. Левченко, описывая портрет ребенка старшего дошкольного возраста в норме психического развития, дает следующую характеристику его особенностям: легко и быстро вступает в контакт с взрослыми и сверстниками, проявляет в нем заинтересованность. Относятся к предъявляемым заданиям с интересом, который не угасает до их выполнения. Положительно откликается на одобрение во время работы, проявляя ответные позитивные эмоциональные реакции [3].

А. С. Изотова отмечает, что в этот период происходят прогрессивные изменения во всех сферах организма ребенка, возникают сложных личностные новообразования. Особую роль в развитии играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Основные цели физического воспитания дошкольников заключаются в развитии физических качеств (силы, выносливости, ловкости), координации движений, осанки и моторики. Кроме того, это способствует формированию у детей познавательной активности, самостоятельности и самоконтроля.

Важным элементом физического воспитания является игровая деятельность. Детям необходимо предоставить возможность играть на свежем воздухе, использовать различные игровые снаряды и приспособления. Игры помогают развивать локомоторные навыки, координацию движений, а также способствуют общению и социализации с другими детьми.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста (5–7 лет) является одним из важнейших видов педагогической работы с детьми в дошкольном детстве. Накопленный опыт по физическому воспитанию дошкольников позволяет сформулировать следующие основные оздоровительные задачи для данного возраста:

— повышение сопротивляемости детского организма влияниям внешней среды и усиление его защитных свойств посредством закаливания, разумным дозированием оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры), благодаря которым слабые защитные силы детского организма существенно возрастают;

— укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки посредством укрепления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия и повышения двигательной активности ребенка;

— содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов и систем: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, предупреждение застойных явлений.

— развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости) без специализации [1].

При организации физического воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные потребности каждого ребенка. Для самых маленьких детей (2–3 года) подходят игры на развитие мелкой моторики, баланса и координации. Детям старше 4 лет можно предложить бег, прыжки, ползание по специальным препятствиям.

Однако необходимо помнить о безопасности при занятиях физическими упражнениями. Важно правильно оценивать возможности каждого ребенка и предлагать ему только те нагрузки, которые он может выполнить без опасности для здоровья. Также следует использовать специальное оборудование для безопасной проведения занятий — маты для падения, надувные гимнастические снаряды и др.

На занятиях физической культурой данные задачи решаются комплексно и системно, тем самым формируется система работы с детьми и обеспечивается достижение главной цели — всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.

Специфика физического воспитания детей 5–7 лет включает следующие основные аспекты понимания важности физического развития: «…Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка, резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок» [2].

Следовательно, может происходить нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного столба. Бездействие взрослых может привести к развитию плоской и даже впалой грудной клетки, ослабленные мышцы живота выпячивают его вперед и делают заметным для окружающих.

Все эти факторы весьма неблагоприятны для организма ребенка, так как приводят к затрудненному дыханию и плохому обеспечению организма ребенка кислородом» [1].

В возрасте 5–6 лет необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Важно проводить закаливание организма, делая его необходимым и привычным в образе жизни ребенка. К 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений, поэтому в данный период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Однако интенсивное развитие крупных мышц затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью [6].

Высшая нервная деятельность в возрасте 5–7 лет характеризуется неустойчивостью течения нервных процессов. Отмечается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, следовательно, условно-рефлекторные связи могут легко разрушаться. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком в этом возрасте сложных двигательных умений и действий [6].

Шестилетние дети способны к специализированной тренировке. Для них следует создать условия для обогащения моторики, что обеспечит их физическую активность и эффект от оздоровительных и общеукрепляющих целей. Продолжительность физической подготовки может достигать 35 мин.

Продолжительность утренней зарядки — 15–20 мин [6].

У детей в возрасте с 5–7 лет активно формируются координационные способности, продолжается стимулирующее развитие двигательных способностей: сила, быстрота, ловкость. В связи с этим следует большее место в тренировке уделять движению и обеспечивать активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. Не допускать перенапряжений. Не следует использовать упражнения с отягощениями, за исключением метаний (масса снарядов — 100–150 гр.).

Физическое воспитание дошкольников должно быть систематичным и регулярным. Рекомендуется проводить занятия не менее двух раз в неделю, длительностью 30–40 минут. Обязательным элементом занятий является разминка, которая помогает подготовить организм ребенка к физической активности и предупредить возможные травмы.

Кроме того, очень важно привлечение родителей к физическому воспитанию дошкольников. Родители могут участвовать в проведении спортивных мероприятий, организации семейных прогулок или игровых тренировок. Таким образом, дети видят пример здорового образа жизни от своих родителей и будут больше мотивированы к занятиям физическими упражнениями.

Итак, физическое воспитание детей дошкольного возраста (5–7 лет) является важным аспектом работы с детьми в целом и имеет свою специфику.

Подводя итог, выделим ключевые качественные показатели уровня физической культуры детей данного возраста:

1) Знание ребенком основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, закаливающих процедур и соблюдение распорядка дня.

2) Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры.

3) Выполнение контрольных показателей физической подготовленности.

4) Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам).

5) Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.

6) Интерес к событиям спортивной жизни семьи, достижениям выдающихся спортсменов [3].

На основе изученного мы выяснили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста (5–7 лет) является одним из важнейших видов педагогической работы с детьми в дошкольном детстве. Дошкольный возраст очень значим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Именно до 7 лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма, активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Систематическое проведение оздоровительных занятий с дошкольниками позволяет не только укрепить здоровье детей и общее физическое развитие, но и способствовать формированию мотивационно-ценностных установок для ведения здорового образа жизни.

Итак, физическое воспитание дошкольников — это необходимый компонент их полноценного развития. Оно помогает формировать основы здорового образа жизни, развивает координацию движений и мышцы, а также способствует социализации и самостоятельности ребенка. Правильное организованное физическое воспитание сделает детей более активными, здоровыми и уверенными в себе.

Организация систематических занятий физкультурой и спортом уже с самых ранних лет является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. В этом возрасте дети находятся в периоде интенсивного развития своего организма, поэтому правильное физическое воспитание способствует формированию крепкого скелета, мышц и связок, улучшает координацию движений и развивает выносливость. Кроме того, занятия спортом помогают регулировать эмоциональное состояние детей и способствуют формированию навыков командной работы и сотрудничества. Все это способствует гармоничному развитию ребенка и подготавливает его к успешной адаптации в обществе.

Литература:

  1. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова. — Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2019. — 352 с.
  2. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом /А. В. Алдошин, Е. А. Алдошина // Наука-2020.- № 2–1 (18).
  3. Шибаева А. А., Овчинникова Е. И., Халимова А. М. Технология физкультурно-оздоровительных занятий с направленностью на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников / А. А. Шибаева, Е. И. Овчинникова, А. М. Халимова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2020. — Т. 15. № 2. — С. 101–109.
  4. Якубовская О. И., Романенко Н. И. Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий / О. И. Якубовская, Н. И. Романенко // Ученые записки университета Лесгафта. — 2022. — № 10 (164)
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, физическое воспитание дошкольников, здоровый образ жизни, ребенок, координация движений, физическое воспитание детей, возраст, физическая активность, детский организм, физическое воспитание.


Ключевые слова

физическое воспитание, здоровый образ жизни, личность, формирование, здоровье, дошкольный возраст, система физкультурно-оздоровительной деятельности

Похожие статьи

Задать вопрос