Современные образовательные технологии как условие повышения качества образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Здесенко, Л. А. Современные образовательные технологии как условие повышения качества образования / Л. А. Здесенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108187/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор рассказывает о современных образовательных технологиях, которые использует в своей работе.

Ключевые слова: образование, образовательные технологии, информация.

С 1 сентября 2022 года на территории Российской Федерации начали действовать обновленные ФГОС, утверждённые приказами Минпросвещения № 286 и № 287 от 31. 05. 2021.

ФГОС третьего поколения обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования; преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В ФГОС третьего поколения указывается на то, что результатом освоения программы начального общего образования является освоение обучающимися «знаний, компетенций, которые необходимы как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни», результатом освоения программы основного общего образования — успешность обучения и социализации на уровне среднего общего образования.

Требования стандарта вводят наряду с привычным понятием «грамотность», новое -«функциональная грамотность».

Функциональная грамотность — это умение человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро привыкать и функционировать в ней.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности обучающихся, нам учителям необходимо применять современные педагогические технологии.

Ведь, именно в начальной и основной школе закладываются азы функциональной грамотности обучающихся: и естественнонаучной, и читательской, и математической, и финансовой и конечно же закладывается база креативного мышления и глобальных компетенций.

В своей практике мы используем современные педагогические технологии: «Мозговая атака», кейс-технологии кластер, синквейн, командная работа (коллаборация), метод «Шесть шляп», квест, синектика, фишбоун, метод проектов, игровые технологии.

В настоящее время среди привычных дидактических, сюжетно-ролевых и деловых игр мы все чаще прибегаем к их современным моделям: квест-перфомансу, квизу, фото-квесту, челленджу, геокешингу и другим.

«Эдьютейнмент — это технология обучения, которая рассматривается как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение, и смысл её заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, а также в комфортных условиях». (Н. А. Кобзева)

Актуальные ресурсы этой технологии — это различные электронные системы: сетевые варианты электронных учебников, библиотек, музейных выставок, персональные компьютерные системы (энциклопедии, онлайн тренажеры), веб-ресурсы (блоги, чаты, видеоконференции, веб-квесты). Особенно часто нам приходится использовать эти технологи сейчас, когда мы, педагоги, проводим онлайн-уроки, проводим онлайн-обучение.

XX век — это век текстовой цивилизации. А вот век XXI — век цивилизации изображений. В современной жизни мы очень часто сталкиваемся с визуализацией информации: нас везде окружают карты, схемы, пиктограммы.

Визуализация информации–это отображение абстрактных данных в виде изображений, которые облегчают запоминание и понимание информации

Визуализация помогает обучающимся получать новые знания; помогает правильно организовывать и анализировать информацию; позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте; развивает критическое мышление;

На своих уроках мы используем разные техники визуализации:

Интеллект-карта (интеллектуальная карта) –это простой и уникальный и метод систематизации информации и запоминания. С помощью этого метода развиваются творческие, речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Пример использования техники визуализации интеллект-карта на уроках.

Таймлайн (от англ. timeline — букв. «линия времени») — линейка (полоса), на которую наносятся события и даты. Они могут выглядеть как списки или таблицы с указанной хронологией. В образовательных целях таймлайны используются для формирования у учащихся системного взгляда на изучаемые события (исторические процессы, биографию или творчество писателя). Также таймлайны можно и в проектной деятельности. Они помогают участникам видеть и отмечать сроки окончания и этапы реализации проекта.

Инфографика — это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков.

Пример использования метода инфографика на уроках.

Технология «скрайбинг» — это способ визуализации сложного контента с помощью анимации, рисунков и простых схем. «To scribe» в переводе с английского — «разметить», «записать», что объясняет суть процесса. Преимущество скрайбинга — возможность просто и эффективно привлечь, захватить и удержать внимание людей.

Пример использования технологии скрайбинг на уроках.

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Бусы повесили,

Встали в хоровод,

Весело, весело

Встретим Новый год!

З.Александрова

Кроссе́нс (от англ. cross sense — «пересечение смыслов», «крестосмыслица») — ассоциативная головоломка. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое с английского означает «пересечение смыслов». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как глубинными, так и поверхностными.

Пример использования метода кроссенс на уроках.

Кроссенс — это отличное упражнение для развития творческого и логического мышления. Его можно использовать и на внеурочных мероприятиях, и в качестве домашнего задания.

Облако слов или тегов (англ. tag cloud, word cloud, wordle) — это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и цвета.

Текстовая информация предлагается в особом способе подачи, в визуализации: явление или объект описывается в виде набора ключевых слов. В голове учащегося картинка начинает ассоциироваться с набором слов, что облегчает усвоение нового материала, т. к. более 90 % информации усваивается при помощи зрения.

Работа с облаком слов вызывает интерес у детей, захватывает и концентрирует внимание, побуждает к поиску. У обучающихся развивается умение всматриваться, выявлять, наблюдать, соотносить, выделять главное, анализировать; вызывается устойчивый интерес к изучаемой теме.

Созданные с помощью интернет-сервисов облака слов, могут использоваться практически на всех этапах урока.

Пример использования облака слов на уроках.

Все педагогические практики, рассмотренные нами, формируют функциональную грамотность, создают среду для творчества, самостоятельности, самовыражения, мотивируют обучающихся к учению. Именно в такой среде дети смогут принять и потом руководствоваться в жизни духовно-нравственными ценностями и социокультурными, правилами и нормами поведения, принятыми в обществе.

Литература:

  1. Бескова, И. А. Как возможно развить творческое мышление / И. А. Бескова. — Москва: Феникс, 1993. — 126 с. [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://read.newlibrary.ru/read/beskova_i_a_/kak_vozmozhno_tvorcheskoe_myshlenie_.html
  2. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.–2014.–№ 11 [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm
  3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., т. 1 / Г. К. Селевко. — М.: НИИ мк. технологий, 2006. — 816с.
  4. Сорока О. Г., Васильева И. Н. Визуализация учебной информации [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): визуализация информации, использование метода, облако слов, общее образование, основное общее образование, результат освоения программы, Российская Федерация, слово, урок, функциональная грамотность, функциональная грамотность обучающихся.


Похожие статьи

Задать вопрос