Требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для создания и использования электронных образовательных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Михин, А. В. Требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для создания и использования электронных образовательных ресурсов / А. В. Михин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108179/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья рассматривает актуальные требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для успешного создания и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в современном образовании. Исследование охватывает несколько ключевых аспектов, включая компьютерную инфраструктуру, интернет-соединение, мультимедийное оборудование и техническое обслуживание. Работа выделяет роль современных технологий в образовательном процессе и обосновывает важность обеспечения соответствующего технического фундамента для эффективного внедрения ЭОР.

Ключевые слова: ресурс, CMS, обратная связь, образовательный процесс, учебный материал, VR-AR.

В данной статье необходимо изучить материально-техническую базу, которая требуется как для создания, так и для применения в учебно-образовательном процессе электронных образовательных ресурсов. В частности, применения электронных образовательных ресурсов в общеобразовательной школе на уроках информатики и дать характеристику подготовки будущих учителей к созданию ЭОР. Нам предстоит выяснить и провести сравнительный анализ, с целью выяснения того, как то или иное материально-техническое обеспечение влияет на качество создания ЭОР и какое техническое обеспечение требуется для грамотного использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Анализирование этих данных необходимо для того, чтобы предоставить нам возможность определить оптимальные пути подготовки будущих учителей информатики в разработке электронных образовательных ресурсов.

Согласно В. И. Фомичеву [1], в разработку электронных образовательных ресурсов включаются в том числе и этапы, связанные с материальным и техническим обеспечением. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) стали неотъемлемой частью образовательного процесса в современном мире. Выбор подходящего формата платформы для создания ЭОР играет важную роль в обеспечении эффективного обучения. Выбор формата платформы для создания электронных образовательных ресурсов зависит от ряда факторов, включая размер и характер образовательной организации, уровень безопасности, требования к функциональности и доступности. Рекомендуется провести тщательный анализ этих критериев перед принятием решения о конкретной платформе.

Создание контента. Процесс разработки текстов, графики, видео, аудио и других материалов, необходимых для обучения. Стоит помнить о визуальной привлекательности и понятности материалов.

Интерактивные элементы. Процесс внедрения в ресурсы интерактивных элементов, таких как тесты, задания, кейсы и т. д. Это способствует активному вовлечению учащихся.

Тестирование и корректировка. Необходима апробация разрабатываемых продуктов на небольшой группе пользователей. Неотъемлемой частью данного процесса является внесение корректировок и различного рода модераций и улучшений.

Тестирование с использованием разных устройств. Нужно убедиться, что ресурсы отображаются корректно и функционируют на разных устройствах и в различных браузерах.

Интеграция технологий. Иногда, для достижения желаемого результата требуется внедрение различных технологии, таких как системы управления контентом (CMS), базы данных, инструменты аналитики и др. Так, согласно рейтингу бесплатных CMS на рис 1, можно определиться с выбором нужных интегрируемых продуктов [2]:

Общий рейтинг бесплатных CMS

Рис. 1. Общий рейтинг бесплатных CMS

Внедрение и поддержка. Необходимо разместить ресурсы на выбранной платформе и обеспечить их доступность для целевой аудитории. Стоит отметить о необходимости в представлении технический и консультационной поддержки пользователям.

Анализ эффективности и обратная связь. Оценка использование ресурсов, анализ данных о прогрессе и сбор обратной связи от пользователей способствует грамотному внесению улучшений и коррекции.

Обновление и развитие. В зависимости от потребностей и обратной связи, стоит вносить обновления и улучшения в ресурсы.

Таким образом, важно помнить, что разработка электронных образовательных ресурсов — это итеративный процесс. Отклики пользователей и изменения в образовательной среде могут потребовать регулярных обновлений и улучшений.

Одним из важнейших аспектов целевого использования разработанных ЭОР являются графические и мультимедийные ресурсы. Согласно проработанному материалу авторов [3–7] разработана таблица использования графических и мультимедийных ресурсов.

Таблица 1

Использование графических и мультимедийных ресурсов

  1. Визуализация информации

Диаграммы, схемы, графики и таблицы, помогают наглядно представить информацию и облегчить понимание сложных концепций.

  1. Интерактивные графические элементы

Инфографика с возможностью взаимодействия, позволяют студентам исследовать данные и применять их знания на практике.

  1. Мультимедийные презентации

Использование слайд-шоу, видео, аудио и анимации в презентациях обогащает учебный материал и делает его более интересным.

  1. Видеоуроки

Ролики и видеоуроки позволяют демонстрировать процессы, проводить виртуальные экскурсии, демонстрировать эксперименты и многое другое.

  1. Аудиоматериалы

Записи лекций, аудиокниги и аудиорассказы обогащают образовательный контент, предоставляя разные способы изучения материала.

  1. Мультимедийные кейсы и кейс-стади

Представление кейсов в мультимедийном формате позволяет студентам анализировать ситуации, принимать решения и видеть результаты своих действий.

  1. Симуляции и виртуальные лаборатории

Графические и мультимедийные ресурсы позволяют создавать симуляции и виртуальные лаборатории, позволяя студентам проводить эксперименты в безопасной среде.

  1. Интерактивные учебники

Электронные учебники с элементами интерактивности, анимации и мультимедийными материалами улучшают усвоение материала.

  1. Геймификация образовательного процесса

Игры и интерактивные задания с графикой и мультимедийными эффектами могут быть использованы для увлечения студентов и повышения мотивации к обучению.

  1. Адаптация под разные стили обучения

Графика и мультимедийные ресурсы позволяют создавать материалы, учитывая разные типы обучающихся, включая визуальных, аудиальных и кинестетиков.

Использование графических и мультимедийных ресурсов в образовании помогает сделать учебный материал более доступным, интересным и эффективным, способствуя более глубокому усвоению знаний [8].

Мультимедиа ресурсы представляют собой наглядные ресурсы с применением мониторов, дисплеев, 3D–принтеров, VR-AR устройств (рисунок 2).

Схема использования устройств вывода

Рис. 2. Схема использования устройств вывода

Создание и использование электронных образовательных ресурсов требует не только квалифицированных педагогов, но и соответствующей инфраструктуры. Обеспечение современных компьютеров, стабильного интернет-соединения, мультимедийного оборудования и систематического технического обслуживания становятся неотъемлемыми условиями успешной реализации цифровых образовательных инициатив. Дальнейшее исследование в этой области может раскрыть новые аспекты оптимизации инфраструктуры для максимальной эффективности использования ЭОР в образовательном процессе.

Литература:

  1. Электронный учебник: что это такое и как с ним работать? Наталья Батракова. https://informburo.kz/cards/elektronnyy-uchebnik-chto-eto-takoe-i-kak-s-nim-rabotat.html
  2. Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды. Составитель: Вербилова И. В., зав. Отделом методического сопровождения внедрения ИТ. 2018 г. https://eschool.kuz-edu.ru/files/doc/ %D0 %AD %D0 %9E %D0 %A0_ %D0 %9E %D0 %B1 %D1 %89 %D0 %B5 %D0 %B5.pdf
  3. Документированная процедура «Разработка, экспертиза и использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов» СМК-ДП-7.5–03–09–2013. Версия 2 от 13.06.2013. Екатеринбург: УрФУ, 2013.
  4. Методические инструкциипо разработке электронных образовательных ресурсов. ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Версия 1.0. Екатеринбург: УрФУ, 2011.
  5. Политика применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Екатеринбург: УрФУ, 2013.
  6. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе Н. И. Ларионова.
  7. Информационные и образовательные ресурсы в образовательном процессе В. С. Балашов.
  8. Электронные образовательные ресурсы: проектирование, разработка, использование И. В. Труш.
Основные термины (генерируются автоматически): CMS, ресурс, образовательный процесс, VR-AR, обратная связь, учебный материал, материально-техническое обеспечение, мультимедийное оборудование, создание.


Похожие статьи

Задать вопрос