Сущность управления землепользованием на муниципальном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Догудовская, В. А. Сущность управления землепользованием на муниципальном уровне / В. А. Догудовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108159/ (дата обращения: 01.05.2024).



В настоящее время, в период социально-экономических преобразований в субъектах Российской Федерации и в государстве в целом, особое место имеют вопросы, связанные с эффективным управлением землепользованием. Земля в современной России перестала восприниматься только как средство производства для развития сельского хозяйства и источник природных богатств страны. В связи с принятием и упорядочиванием земельного законодательства, земля преобразовалась в объект права собственности и других прав на землю, а также в объект недвижимого имущества. Данное качество земельных ресурсов представляет собой основу отношений собственности, выступает основным элементом земельно-имущественных отношений, а также является источником доходов в местные бюджеты.

Ключевые слова: землепользование, муниципальное образование, управление землепользованием.

Со времен древней Руси государство обеспечивало устойчивый земельный правопорядок на своих территориях. Законодательством устанавливались штрафы за порчу межевых знаков, земли были разделены по категориям, установлен запрет на определенные виды земельных сделок. Во времена правления Ивана Грозного сформировалась система землепользования, а также был проведен ряд значительных земельных реформ. В период правления Петра I земельные отношения преображались в процессе проведения социальных реформ, в результате которых было закреплено феодальное землевладение. В период XIX — XX веков было проведено множество земельных реформ, самые известные из которых, это «Столыпинская аграрная реформа», устранившая сословные и правовые ограничения на землю, а также декрет «О земле», в котором было отменено право частной собственности на землю и проведена национализация земель. В конце XX —начале XXI века также был проведен ряд глобальных земельных реформ, которые легли в основу современного законодательства, регулирующего земельные отношения.

В современном государстве земельные ресурсы рассматриваются как часть правоотношений, так как имеют экономическую выгоду от их использования, на территории муниципального образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], являющейся основным правовым актом, регулирующим земельные отношения, имеются следующие формы собственности: государственная, муниципальная, частная и иная форма собственности.

Управление землепользованием является целенаправленным и систематическим воздействием общества и государства на земельные ресурсы: перспективное, эффективное использование и перераспределение земель, охрана земельных ресурсов, эффективное развитие общественной и предпринимательской деятельности, повышение уровня социальных и экологических условий жизни населения, а также увеличение количества денежных средств поступающих в бюджет за пользование земельными ресурсами. Управление землепользованием является сложной системой, так как содержит в себе множество видов управления, такие как: социальное, экономическое, правовое, экологическое и другие [5, c. 214].

Землепользование на территории Российской Федерации — это сложный социально-экономический и экологический объект управления, а не только природная и территориальная основа исторического месторасположения народа.

В современной России, когда мировая экономика находится в стадии своего развития, управление в сфере землепользования должно обеспечивать соблюдение системы гражданского и земельного законодательства, а субъекты землепользования должны быть экономически самостоятельны.

Землепользование — процесс использования земельных участков, удовлетворяющий потребности граждан, а также процесс внутренней организации земельных участков, согласно целесообразности их использования, отнесение к определенному виду разрешенного использования, а также процесс земельного контроля, с целью наблюдения за использованием земельных участков по их целевому назначению и в границах, указанных в землеустроительной документации. Управление землепользованием относится к компетенции муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и страны в целом [4, c. 205].

Эффективное землепользование — рационально организованная система землепользования, адаптированная к экономическим, социальным и экологическим условиям.

Земельные ресурсы являются частью имущества и финансовых ресурсов муниципального образования, которые, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ [3] составляют экономическую основу местного самоуправления, так как землепользование на территории Российской Федерации осуществляется за плату, в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации [2].

На основании Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в муниципальной собственности, в рамках своей компетенции.

Методы планирования рационального землепользования на территории муниципальных образований, содержатся в градостроительных разделах программ социально-экономического совершенствования жизнедеятельности муниципальных образований, разработанных органами местного самоуправления. Планирование и организация рационального землепользования осуществляется для обеспечения совершенствования распределения земель в соответствии с развитием экономики муниципального образования на перспективу, а также для улучшения организации территорий региона и определения иных направлений рационального использования земель в муниципальных образованиях.

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном управлении земельными ресурсами, с целью преобразовать город в единый имущественный комплекс и проводить активную земельную политику, быть равноправным участником и полноценным собственником земельных отношений. Для этого необходимо проведение инвентаризации земельных участков, их формирование и постановка на государственный кадастровый учет, с присвоением индивидуального кадастрового номера, определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости образованных земельных участков, с последующей регистрацией прав на земельные участки. Однако, в настоящее время, указанный процесс далек от своего завершения, что создает определенные помехи в управлении земельными ресурсами [6, c. 67].

В отношении землепользования Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают одновременно с двух сторон:

  1. в качестве собственника, который действует на рынке. В данном случае хозяйственная деятельность ведется не только с целью решения социально- экономических проблем и получения доходов в бюджет, а с целью регулирования хозяйственного оборота;
  2. в качестве властной структуры, устанавливающей правила и нормы сотрудничества между государственными, частными и другими предприятиями. Обеспечивает выполнение вышеуказанных правил и норм, обременяет физические и юридические лица местными налогами, а также иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земель.

Несмотря на то, что орган местного самоуправления не ставит ключевой задачей получение прибыли от передачи земель в аренду или собственность, статья доходов от реализации земель является весомым вкладом в пополнение местного бюджета, который расходуется на социальные нужды муниципального образования.

В связи с изложенным, земельные ресурсы являются важным объектом в экономической системе муниципального образования, так как является бюджетонаполняющим, то есть объектом, увеличивающим бюджет муниципального образования. А грамотное управление данными ресурсами влечет за собой улучшение качества жизни населения, и экономический рост муниципального образования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. — 30.10.2001. — № 211–212.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. — 08.10.2003. — № 202.
  4. Глухова М. В. Системы информационного обеспечения управления земельными ресурсами в зарубежных странах и в России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». — 2020. — №. 2–2. — С. 202–208.
  5. Мещанинова Е. Г., Щербакова Ю. М. Управление земельными ресурсами: методы, проблемы // Основные принципы развития землеустройства и кадастров. — 2021. — С. 213–215.
  6. Щиренко А. И., Минасян Р. В. Современные научные тенденции в управлении земельными ресурсами // Инструменты и механизмы природопользования России. — 2020. — С. 65–69.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, ресурс, управление землепользованием, земельное законодательство, Земельный кодекс, рациональное землепользование, современная Россия, эффективное управление.


Ключевые слова

муниципальное образование, землепользование, управление землепользованием

Похожие статьи

Задать вопрос