Исторические аспекты зарождения и развития института наследования РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ферапонтова, С. Е. Исторические аспекты зарождения и развития института наследования РФ / С. Е. Ферапонтова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108157/ (дата обращения: 27.04.2024).



Настоящая статья посвящена исследованию исторических аспектов зарождения и развития института наследования РФ, в рамках статьи предпринята попытка всестороннего исследования данного института с момента его возникновения и до настоящего времени. Определяется сущность института наследования и важность его существования на протяжении всего периода развития человеческого общества.

Ключевые слова: наследование, институт наследования, история, отечественное наследственное право, зарождение института наследования в РФ, наследование по закону, наследование по завещанию, аспекты развития института наследования.

Исторические аспекты развития и становления правового института наследования свидетельствуют о том, что оно развивалось довольно сложно, а на некоторых этапах вовсе противоречиво. Безусловно, при осуществлении попыток сравнения процесса зарождения института наследования в РФ с каким-нибудь природным явлением, как отмечают П. В. Крашенинников и Гонгало Б. М., «то на ум приходит горная извилистая река, которая идет своим путем, сначала огибая скалы, а после приостанавливает свое течение, чтобы упасть сверху и продолжить свой путь по обширному, более предсказуемому и стабильному руслу» 1. Одним из первых документов, который разрешает наследование по закону, считается непосредственно договор князя Олега с Византией (греческим народом), заключенный еще в 911 году нашей эры. Исследование данного документа позволяет нам отметить, что наследование, согласно правовым нормам, подразделялось по закону и по завещанию, соответственно данное разделение получила законодательную регламентацию. Также, согласно данному акту, был определен непосредственно статус наследников и наследователя. Как следует из истории, умерший выступал в качестве первого и основного субъекта наследственных правоотношений, а в качестве наследников признавались непосредственно ближайшие родственники наследодателя, в число которых входили представители рода умершего по нисходящей линии (т. е. близкие родственники умершего) 3.

В последующем при выделении каждой семьи из рода, в том числе и обособление имущества, возникло регулирование наследования. Важно отметить, что особое влияние на укрепление семьи оказала непосредственно церковь, и, соответственно, под ее влиянием, в том числе и под влиянием римского (т. е. византийского) права сформировались определенные «зачатки» наследственного права, что нашло свое отражение также и в Русской Правде в более поздних документах 1.

Исторические факты подтверждают, что на тот момент земля и иное недвижимое имущество еще не были в гражданском обороте, соответственно, по наследству они не передавались. Как было указано В. Никольским, «…из ближайшего рассмотрения существа древнего семейства, а также устройства домашнего быта и постановлений Русской Правды…» 1, следует, что:

  1. Имущество умершего наследуют непосредственно его нисходящие дети, внуки и т. д., необходимо акцентировать внимание, что женский пол был вовсе устранен мужским от наследства. Согласно правовым нормам, сестра при брате не вотчинница, может претендовать исключительно на приданое, не более того.
  2. В том случае, если в семье не было лиц мужского пола, т. е. сыновей, то в семейном имуществе, которое принадлежало непосредственно отцу семейства, следовательно, движимом, наследовали уже дочери. Что касается ограничения женского пола в сфере наследования недвижимого имущества, то есть дело позднейшего времени, поскольку на тот момент земля не входила в состав частной собственности, в связи с чем и не переходила по наследству.
  3. Если же не было нисходящих детей, а также внуков, соответственно наследство поступало к боковым родственникам, непосредственно по степени близости к умершему. Женский пол также подлежал исключению мужским.
  4. Как правило, ни восходящие родственники нисходящим, т. е. родители детям, ни супруги друг другу не наследовали. Поскольку семейство того времени считалось нравственным, юридическим лицом, где естественным и полновластным представителем выступал сам отец семейства 1.

Помимо представленного, важными источниками, раскрывающими возможность наследования по закону, являются непосредственно Русская правда (краткая редакция) и Псковская судебная грамота. По словам С. А. Мельникова, именно в данных документах вопросы наследования по закону затрагивались косвенно. Сам же процесс передачи наследственного имущества осуществлялся в соответствии с обычным правом и предполагал передачу наследственной массы, включая движимое имущество исключительно сыновьям. Указанный нами факт подтверждается также и духовными грамотами князей, в том числе и письмом князя Владимира 3.

По мнению Г. Гегеля, в основу наследственного права должны быть положены исключительно нравственные начала, которые вытекают непосредственно из интересов семьи. Как он полагает, наследственное имущество следует рассматривать в качестве совместного имущества всех членов семьи. Соответственно «глава семьи считается только представителем семьи в гражданском обороте, отсюда и следует лишь наследование по закону, когда наследство не выходит за пределы семьи» 2.

Как верно отмечает Н. П. Чалая, вопросы наследования по закону отражены в пространном издании «Русской правды». Так, они были внесены в документ не ранее первой половины XII века. Соответственно проведение нами анализа статей 90–95 вышеуказанного документа позволяет нам сделать следующие основные выводы:

  1. Наследниками по закону выступали непосредственно сыновья умершего, вне зависимости от его социального статуса (например, смерд, боярин или дружинник);
  2. Дочери, которые имели статус «незамужней» к моменту открытия наследства, могли получить приданое из наследственной массы;
  3. При отсутствии наследников-сыновей, наследство смердов переходило исключительно князю, а наследство бояр и дружинников переходило их дочерям (если таковые имелись);
  4. Наследование матери либо супруга также не представлялось возможным. Соответственно после смерти мужа супруга могла претендовать только на то имущество, которое составляло непосредственно ее приданое 3.

Далее необходимо акцентировать внимание на следующих кодифицированных актах, которыми являются средневековые нормативные акты (Судебный кодекс Ивана III (1497), Судебный кодекс Ивана IV (1550) и Соборный кодекс (1649). В данных правовых актах представлено расширение норм, которые регулируют непосредственно наследование по закону. По результатам анализа данных правовых актов, мы можем отметить, что принцип наследования не изменился, однако в качестве нововведений следует отметить допустимость наследования родственниками по боковой линии вплоть до пятой степени родства, в том числе и ограничение полномочий наследодателя, что обосновывается изъятием определенных видов недвижимого имущества из свободного распоряжения.

Серьезные изменения в институте наследования произошли в царствования Петра I. В период его правления был регламентирован важнейший нормативный акт, регулирующий наследственные правоотношения — Указ о единонаследии (единовременном наследовании), который был принят непосредственно в 1714 году, устанавливающий принцип наследственности (майората, что подразумевает порядок наследования имущества при обычном праве, в соответствии с которым оно целиком переходит к старшему в роду либо семье). Так, его особенностью было то, что документ основывался не на исторически сложившихся нормах российского права, а на зарубежных образцах. Императором было введено право наследования недвижимого имущества исключительно за одним наследником мужского пола. Как правило, введение данного порядка можно экономически обусловить, поскольку бесконечное дробление поместий, в том числе и вотчин, ввело непосредственно к снижению сумм, которые поступали в казну налогов и обедняли сельское хозяйство.

Что касается наследственной массы, то в наследственную массу для иных наследников входило также движимое имущество, которое наследовалось в равных долях иными наследниками. К наследованию движимого имущества уже допускались непосредственно и дочери, однако с важным условием, что супруг муж примет ее родовую фамилию, отказ подразумевал переход наследства государству. В случае отсутствия детей вдова могла пожизненно пользоваться имуществом мужа, а после ее смерти главным наследником выступал непосредственно старший родственник умершего мужа.

Важно отметить, что данный Указ о единонаследии был отменен лишь в 1731 г., императрицей Анной Иоанновной, поскольку он вызывал массовое недовольстве среди подавляющего большинства дворян. Соответственно Указом 1731 г. были установлены абсолютно новые правила наследования по закону. Движимое и недвижимое имущество, подлежало переходу в равных долях абсолютно ко всем сыновьям наследодателя; соответственно внуки призывались к наследованию лишь по праву представления, что давало им право получать долю своего отца, который умер непосредственно до открытия наследства. Однако, помимо вышеизложенного родовое недвижимое имущество подлежало наследованию исключительно по закону. Дочери при наличии сыновей получали всего 1/14 недвижимого и 1/8 движимого имущества отца, соответственно. В случае отсутствия нисходящих родственников имущество подлежало переходу к братьям наследодателя.

Так, пережившему супругу полагалась непосредственно 1/7 недвижимого и 1/4 движимого имущества. А родители после смерти своих детей (бездетных) получали в собственность все переданное ими имущество детям, в том числе и право пожизненного пользования их благоприобретенным имуществом.

Далее необходимо обратить внимание, что законодательство ХІХ века привело непосредственно к систематизации многих разрозненных положений в институте наследования. Среди нормативных актов данного периода является Свод законов российской империи, который был принят в 1835 г. Так, его основные положения, зафиксированы в гл. 5 разд. I и гл. 1–5 разд. II и с III книги Свода законов гражданских и были актуальны в течение всего ХІХ века.

Также отметим, что отечественное гражданское законодательство до 1917 г. характеризовалось детальной проработкой регулируемых отношений. Далее обратим внимание на Гражданский кодекс РСФСР (31.10.1922 г.), поскольку в его нормах была регламентирована возможность наследования, которая ограничивалась 10 тыс. рублей 3.

В последующем законодателем был регламентирован Гражданский кодекс РСФСР (от 11.06.1964 г.), который действовал в части наследственного права с некоторыми изменениями и дополнениями более 35 лет, именно он расширил круг возможностей наследования по закону и по завещанию, который был ранее установлен ГК 1922 г. Важно обратить внимание, что в отличие от иных институтов гражданского законодательства «Наследственное право» ГК РСФСР 1964 г. действовал практически четыре десятилетия, причем, не претерпевая никаких изменений, несмотря на то что с начала 90-х гг. XX в. коренным образом (и неоднократно) изменялись понятия права собственности, юридических лиц и т. п.

Так, по нормам данного законодательного акта наследодатель имел право завещать все свое имущество либо его часть одному, либо нескольким лицам, как включенным, так и не включенным в круг наследников по закону, а также государству либо отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям. Соответственно, завещатель мог в своем завещании лишить одного, нескольких или всех наследников права наследования по закону. Законодателем был оговорен непосредственно порядок наследования конкретных видов имущества (например, депозиты в банках либо предметы домашнего обихода).

Таким образом, в настоящее время наследственные отношения регламентируются непосредственно частью третьей Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 марта 2002 года. Данный кодифицированный акт сформулировал непосредственно приоритет воли наследодателя посредством завещания, а также увеличение состава наследства по закону, способствовало сокращению количества случаев наследования государством, при этом создав весьма благоприятные условия в целях реализации права на наследуемое имущество.

Литература:

  1. Крашенинников, П.В. (1964). Наследственное право (официальный текст): (включая наследственные фонды, наследственные договоры и совместные завещания) / П. В. Крашенинников. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2019. — 300 с.
  2. Кириллова, Е. А. Наследственное право России. Учебное пособие. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. — 157 с.
  3. Чалая, Н. П. Развитие наследования по закону в истории российского права / Н. П. Чалая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 266–268. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63605/ (дата обращения: 11.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): наследование, недвижимое имущество, III, движимое имущество, институт наследования, наследственная масса, том, гражданский оборот, Русская Правда, Судебный кодекс.


Ключевые слова

история, наследование, наследование по завещанию, наследование по закону, институт наследования, отечественное наследственное право, зарождение института наследования в РФ, аспекты развития института наследования

Похожие статьи

Задать вопрос